Занятие № 33 Тема занятия:Высшая нервная деятельность. Врожденные и приобретенные формы поведения. Физиология условных рефлексов.
Цель занятия: Изучить основные физиологические механизмы приобретенных форм поведения, закономерности условнорефлекторной деятельности организма чеовека.
Рекомендуемая литература:
Лекционный материал.
Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 461-473.
Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. - М., 2008. – С. 380-383.
Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. – М., 1985. - С. 480-495.
Дополнительная информация:
Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов
Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
Врожденные, отражают видовые особенности организма | Приобретаются в течение жизни, отражают индивидуальные особенности организма |
Относительно постоянны в течение жизни особи | Образуются, изменяются и отменяются, когда они становятся неадекватными условиям жизни особи |
Реализуются по анатомическим путям, определенным генетически | Реализуются по функционально-организующимся временным (замыкательным) связям |
Свойственны всем уровням ЦНС и осуществляются преимущественно ее низшими отделами (спинной мозг, стволовой отдел, подкорковые ядра) | Для своего образования и реализации требуют целостности коры большого мозга, особенно у высших млекопитающих животных |
Каждый рефлекс имеет свое специфическое рецептивное поле и специфические раздражители | Рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители |
Реагируют на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать | Приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е. имеют предупредительное значение |
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Особенности врожденных форм поведения: безусловных рефлексов и инстинктов.
2. Закономерности условно-рефлекторной деятельности и роль обучения для приобретённых форм поведения:
2.1. Основные признаки условного рефлекса
2.2. Классификацию условных рефлексов
2.3. Правила образования условных рефлексов
2.4. Торможение условных рефлексов (виды, механизмы)
2.5. Нейрофизиологические механизмы образования условных рефлексов.
2.6. Понятие динамического стереотипа.
В виде краткого конспекта в тетради практических работ изложите вопрос: «Классификация условных рефлексов».
Работа № 1.
Анализ условнорефлекторной регуляции слюноотделения у человека.
Методика работы.
Работа выполняется на добровольцах.
Для работы необходимы: стерильные марлевые салфетки, пинцет, весы, разновес, спирт, питьевая вода для полоскания рта.
Ход работы:
1) исследование слюноотделения в покое:
Тщательно взвешивают марлевую салфетку и записывают результат.
Взвешенную марлевую салфетку кладут испытуемому на спинку языка и предлагают закрыть рот.
Через 1 мин салфетку извлекают из ротовой полости и вновь тщательно взвешивают.
Испытуемому предлагают тщательно прополоскать рот питьевой водой.
Величину слюноотделения в покое подсчитывают по разности между массой салфетки после проведения опыта и исходной массой салфетки.
Оценивают полученный результат. В норме скорость секреции слюны в покое натощак составляет около 0,5 мл/мин.
2) исследование влияния условного раздражителя на величину слюноотделения:
Тщательно взвешивают новую марлевую салфетку и записывают результат.
Взвешенную марлевую салфетку кладут испытуемому на спинку языка и предлагают закрыть рот.
В течение 1 мин испытуемому красочно и эмоционально рассказывают о лимоне.
Через 1 мин после начала опыта салфетку извлекают из ротовой полости и вновь тщательно взвешивают.
Испытуемому предлагают тщательно прополоскать рот питьевой водой.
Величину слюноотделения в опыте подсчитывают по разности между массой салфетки после проведения опыта и исходной массой салфетки.
Оценивают полученный результат. В норме рассказ о лимоне индуцирует резкое усиление слюноотделения.
Рекомендации к оформлению протокола:
Результаты эксперимента занести в таблицу:
Характер воздействия | Количество слюны (в г) |
1. Базальное слюноотделение |
|
2. Разговор о лимоне |
|
Зарисуйте схему условнорефлекторной регуляции слюноотделения в данном опыте. В выводе опишите механизмы наблюдаемого явления, проведите классификационную характеристику данного рефлекса.
Для контроля усвоения теоретического материала ответьте на следующие вопросы:
Что произойдет с условным слюноотделительным рефлексом у животного, если: а) провести анестезию слизистой оболочки полости рта; б) удалить передний мозг?
Какое основное условие опыта является общим для выработки всех 4-х видов внутреннего торможения условных рефлексов?
- Физиология с основами анатомии
- Лабораторная работа
- Занятие № 2
- Тема занятия:Клеточный уровень организации живой материи.
- Строение и свойства биологической мембраны.
- Межклеточные контакты.
- Лабораторная работа
- Занятие № 3
- Лабораторная работа
- Занятие № 4
- Лабораторная работа
- Занятие № 5
- Количественные показатели системы крови
- Лабораторная работа
- Занятие № 6
- Эритроцитов крови человека.
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 7
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 8
- Лабораторная работа
- Занятие № 9
- Занятие № 10
- Лабораторная работа
- Занятие № 11
- Лабораторная работа
- Занятие № 12
- Лабораторная работа
- Занятие № 13
- Практическая работа
- Занятие № 14. Тема занятия:Законы раздражения, их значение для оценки уровня возбудимости нервной и мышечной тканей.
- Практическая работа
- Занятие № 15 итоговое занятие (коллоквиум № 2) «Физиология возбудимых структур»
- Занятие № 16
- Лабораторная работа
- Занятие № 17
- Лабораторная работа
- Занятие № 18
- Лабораторная работа
- Занятие № 19
- Лабораторная работа
- Занятие № 20 Тема занятия:Анатомия и физиология головного мозга. Мозжечок. Базальные ядра. Кора больших полушарий.
- Лабораторная работа
- Занятие № 21
- Лабораторная работа
- Занятие № 22 итоговое занятие (коллоквиум № 3) «Анатомия и физиология нервной системы человека»
- Занятие № 23
- Лабораторная работа
- Занятие № 24 Тема занятия: Регуляция сердечной деятельности. Клинико-физиологические методы исследования сердца.
- Лабораторная работа
- Занятие № 25
- Практическая работа
- Занятие № 26
- Лабораторная работа
- Занятие № 27 Тема занятия: Общая характеристика органов системы выделения. Анатомо-функциональная характеристика почек и мочевыводящей системы.
- Лабораторная работа
- Занятие № 28 Тема занятия:Строение органов пищеварения. Функционирование пищеварительного конвейера.
- Лабораторная работа
- Занятие № 29 Тема занятия: Виды и механизмы регуляции секреторной и моторной функций пищеварительного тракта.
- Лабораторная работа
- Занятие № 30
- Итоговое занятие (коллоквиум № 4)
- По разделам: «Сердечно-сосудистая система. Дыхание. Пищеварение»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму:
- Занятие № 31 Тема занятия: Общая характеристика сенсорных систем. Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Ситуационные задачи повышенной трудности с ответами:
- Занятие № 32 Тема занятия:Физиология зрительной, слуховой и вестибулярной сенсорных систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Физиология сенсорных систем»
- Занятие № 33 Тема занятия:Высшая нервная деятельность. Врожденные и приобретенные формы поведения. Физиология условных рефлексов.
- Занятие № 34
- Лабораторная работа
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Высшая нервная деятельность»
- Занятие № 35
- Итоговое занятие (коллоквиум № 5)
- По разделам «Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму: