Межклеточные контакты.
Цель занятия: изучить основные понятия цитологии; проанализировать структурно-функциональные свойства биологической мембраны; исследовать структуры, представленные на клеточном уровне организации живой материи.
Рекомендуемая литература:
Лекционный материал.
Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 47-65.
Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М, 2008. – С. 16-17.
Физиология человека. Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько, 2007. – С. 39-41.
Дополнительный блок информации:
Клетки многоклеточных организмов взаимодействуют между собой. При этом взаимодействии клеточная мембрана (цитолемма) образует особые соединения – межклеточные контакты. Выделяют несколько типов межклеточных контактов:
Простой контакт – сближение цитолемм клеток на 15-20 нм, При этом происходит взаимодействие слоев гликокаликса соседних клеток. Молекулы мембраны «узнают» клетки своего типа.
Плотный контакт (запирающий контакт) - плотно соединяет клетки, при этом область межклеточного контакта становится непроницаемой для макромолекул. На поверхности клетки с помощью специальных белков образуется подобие ячеистой сети. Эта ячеистая сеть окружает в виде «пояска» весь периметр клетки, соединяясь с такой же сетью на поверхности соседней клетки.
Десмосома (сцепляющий контакт) - обеспечивает механическую связь между клетками. Это парные структуры, представляющие собой небольшое пятно диаметром около 0,5 мкм, к которому прилежат особые волокна, обеспечивающие прочность контакта.
Щелевой контакт (нексус, коммуникационное соединение) - расстояние между цитолеммами двух клеток минимально - 2-3 нм, в цитолеммах контактирующих клеток имеются особые структуры – каналы, связывающие цитоплазмы двух клеток. Функциональная роль щелевых контактов заключается в переносе ионов от клетки к клетке.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
Основные положения клеточной теории.
Строение животной клетки, роль различных органелл в жизнедеятельности клетки.
Строение биологической мембраны, свойство полупроницаемости биологической мембраны, активный и пассивный транспорт веществ через мембрану.
Виды межклеточных контактов.
К занятию необходимо письменнов тетради для практических занятий в виде краткого конспекта (в форме таблицы) самостоятельно подготовить вопрос:«Органеллы животной клетки и их функции».
Органелла | Строение | Функции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Физиология с основами анатомии
- Лабораторная работа
- Занятие № 2
- Тема занятия:Клеточный уровень организации живой материи.
- Строение и свойства биологической мембраны.
- Межклеточные контакты.
- Лабораторная работа
- Занятие № 3
- Лабораторная работа
- Занятие № 4
- Лабораторная работа
- Занятие № 5
- Количественные показатели системы крови
- Лабораторная работа
- Занятие № 6
- Эритроцитов крови человека.
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 7
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 8
- Лабораторная работа
- Занятие № 9
- Занятие № 10
- Лабораторная работа
- Занятие № 11
- Лабораторная работа
- Занятие № 12
- Лабораторная работа
- Занятие № 13
- Практическая работа
- Занятие № 14. Тема занятия:Законы раздражения, их значение для оценки уровня возбудимости нервной и мышечной тканей.
- Практическая работа
- Занятие № 15 итоговое занятие (коллоквиум № 2) «Физиология возбудимых структур»
- Занятие № 16
- Лабораторная работа
- Занятие № 17
- Лабораторная работа
- Занятие № 18
- Лабораторная работа
- Занятие № 19
- Лабораторная работа
- Занятие № 20 Тема занятия:Анатомия и физиология головного мозга. Мозжечок. Базальные ядра. Кора больших полушарий.
- Лабораторная работа
- Занятие № 21
- Лабораторная работа
- Занятие № 22 итоговое занятие (коллоквиум № 3) «Анатомия и физиология нервной системы человека»
- Занятие № 23
- Лабораторная работа
- Занятие № 24 Тема занятия: Регуляция сердечной деятельности. Клинико-физиологические методы исследования сердца.
- Лабораторная работа
- Занятие № 25
- Практическая работа
- Занятие № 26
- Лабораторная работа
- Занятие № 27 Тема занятия: Общая характеристика органов системы выделения. Анатомо-функциональная характеристика почек и мочевыводящей системы.
- Лабораторная работа
- Занятие № 28 Тема занятия:Строение органов пищеварения. Функционирование пищеварительного конвейера.
- Лабораторная работа
- Занятие № 29 Тема занятия: Виды и механизмы регуляции секреторной и моторной функций пищеварительного тракта.
- Лабораторная работа
- Занятие № 30
- Итоговое занятие (коллоквиум № 4)
- По разделам: «Сердечно-сосудистая система. Дыхание. Пищеварение»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму:
- Занятие № 31 Тема занятия: Общая характеристика сенсорных систем. Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Ситуационные задачи повышенной трудности с ответами:
- Занятие № 32 Тема занятия:Физиология зрительной, слуховой и вестибулярной сенсорных систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Физиология сенсорных систем»
- Занятие № 33 Тема занятия:Высшая нервная деятельность. Врожденные и приобретенные формы поведения. Физиология условных рефлексов.
- Занятие № 34
- Лабораторная работа
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Высшая нервная деятельность»
- Занятие № 35
- Итоговое занятие (коллоквиум № 5)
- По разделам «Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму: