Лабораторная работа
Работа № 1.
Подсчет эритроцитов в исследуемой крови.
Для подсчета количества эритроцитов используется счетная камера Горяева. Она представляет собой толстое стекло, в средней части которого имеется 4 желобка. Между ними образуются 3 узкие пластинки. Средняя пластинка ниже боковых на 0,1 мм и разделена пополам поперечным желобком. По обе стороны от желобка расположены сетки Горяева. Так как высота боковых пластинок на 0,1 мм больше средней, то при наложении на них покровного стекла над сеткой образуется камера глубиной в 0,1 мм. Сетка Горяева состоит из 225 больших квадратов Каждый третий квадрат разделен дополнительно поперечными и продольными линиями на 16 маленьких квадратиков. Таких больших квадратов, разделенных на малые, в сетке 25. Сторона малого квадратика равняется 1/20 мм, площадь - 1/400 мм2. Так называемый «объем малого квадрата» равен 1/400 мм3.
Для счета эритроцитов кровь разводят в 200 раз 1% раствором хлорида натрия. Для разведения крови используют особый эритроцитарный меланжер (смеситель)
Считают количество эритроцитов в 80 малых квадратах, т.е. в 5 больших, разделенных на 16 малых. Поскольку эритроциты располагаются в беспорядке и некоторые из них лежат на границах квадратов, для получения точного результата принято считать эритроциты, лежащие внутри квадрата и на верхней и левой границах. Вычисляют среднее количество эритроцитов в 1 мм3неразведенной крови по формуле:
Х = А х 4000 х 200
80
где Х – число эритроцитов в 1 мкл крови
А – количество эритроцитов, найденных в 80 квадратах
200 – разведение крови
4000 - 1/4000 мкл объем камеры над малым квадратом
80 – число просмотренных квадратов.
В выводе необходимо обсудить полученный результат и причины возможных отклонений изучаемого показателя.
Работа № 2.
Определение количества гемоглобина в крови методом Сали.
Налить в градуированную пробирку гемометра 0,1 нормальный раствор соляной кислоты до нижней градуированной метки. Затем набрать специальной пипеткой 20 куб. мм исследуемой крови и смешать ее с раствором соляной кислоты в пробирке. Через 5 мин образуется солянокислый гематин.
Добавлять пипеткой, при помешивании раствора стеклянной палочкой, дистиллированную воду, пока окраска раствора не совпадет со стандартом. Шкала показывает количество гемоглобина в граммах процентах 1 куб. мм. крови. Цифра, стоящая на уровне мениска полученного раствора, показывает содержание гемоглобина в исследуемой крови. Окончательный результат выразить в г/л.
При оформлении протокола кратко опишите ход работы, нарисуйте в тетради гемометр Сали. Обсуждая результаты работы, дайте функциональную характеристику разных видов и соединений гемоглобина, физиологическое обоснование медицинского значения показателя гемоглобина в периферической крови человека, сопоставьте данные, полученные в нескольких пробах крови, проанализируйте, соответствуют ли они норме.
Работа № 3
Вычисление цветового показателя (фарб-индекса).
Цветовой показатель отражает относительное содержание гемоглобина в эритроците. Вычисляют цветовой показатель определением отношения двух частных, полученных от деления количества гемоглобина на количество эритроцитов в норме и количества гемоглобина на количество эритроцитов в исследуемой крови по формуле :
Х гем Х эр
-------- : --------
NгемNэр
Xгем. - количество гемоглобина в исследуемой крови
N гем. - нормальное количество гемоглобина (используют стандартный показатель – 167 г/л)
Xэр. - количество эритроцитов в исследуемой крови
N эр. - нормальное количество эритроцитов (используют стандартный показатель – 5 х 1012/л)
Вычислите цветовой показатель исследуемой крови, используя полученные в работах № 1 и 2 показатели. В выводе оцените полученный параметр, укажите возможные отклонения параметра и их физиологические обоснования.
- Физиология с основами анатомии
- Лабораторная работа
- Занятие № 2
- Тема занятия:Клеточный уровень организации живой материи.
- Строение и свойства биологической мембраны.
- Межклеточные контакты.
- Лабораторная работа
- Занятие № 3
- Лабораторная работа
- Занятие № 4
- Лабораторная работа
- Занятие № 5
- Количественные показатели системы крови
- Лабораторная работа
- Занятие № 6
- Эритроцитов крови человека.
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 7
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 8
- Лабораторная работа
- Занятие № 9
- Занятие № 10
- Лабораторная работа
- Занятие № 11
- Лабораторная работа
- Занятие № 12
- Лабораторная работа
- Занятие № 13
- Практическая работа
- Занятие № 14. Тема занятия:Законы раздражения, их значение для оценки уровня возбудимости нервной и мышечной тканей.
- Практическая работа
- Занятие № 15 итоговое занятие (коллоквиум № 2) «Физиология возбудимых структур»
- Занятие № 16
- Лабораторная работа
- Занятие № 17
- Лабораторная работа
- Занятие № 18
- Лабораторная работа
- Занятие № 19
- Лабораторная работа
- Занятие № 20 Тема занятия:Анатомия и физиология головного мозга. Мозжечок. Базальные ядра. Кора больших полушарий.
- Лабораторная работа
- Занятие № 21
- Лабораторная работа
- Занятие № 22 итоговое занятие (коллоквиум № 3) «Анатомия и физиология нервной системы человека»
- Занятие № 23
- Лабораторная работа
- Занятие № 24 Тема занятия: Регуляция сердечной деятельности. Клинико-физиологические методы исследования сердца.
- Лабораторная работа
- Занятие № 25
- Практическая работа
- Занятие № 26
- Лабораторная работа
- Занятие № 27 Тема занятия: Общая характеристика органов системы выделения. Анатомо-функциональная характеристика почек и мочевыводящей системы.
- Лабораторная работа
- Занятие № 28 Тема занятия:Строение органов пищеварения. Функционирование пищеварительного конвейера.
- Лабораторная работа
- Занятие № 29 Тема занятия: Виды и механизмы регуляции секреторной и моторной функций пищеварительного тракта.
- Лабораторная работа
- Занятие № 30
- Итоговое занятие (коллоквиум № 4)
- По разделам: «Сердечно-сосудистая система. Дыхание. Пищеварение»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму:
- Занятие № 31 Тема занятия: Общая характеристика сенсорных систем. Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Ситуационные задачи повышенной трудности с ответами:
- Занятие № 32 Тема занятия:Физиология зрительной, слуховой и вестибулярной сенсорных систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Физиология сенсорных систем»
- Занятие № 33 Тема занятия:Высшая нервная деятельность. Врожденные и приобретенные формы поведения. Физиология условных рефлексов.
- Занятие № 34
- Лабораторная работа
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Высшая нервная деятельность»
- Занятие № 35
- Итоговое занятие (коллоквиум № 5)
- По разделам «Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму: