Лабораторная работа
Работа 1.
Зарисовка схем основных прессорных и депрессорных рефлексов человека.
С помощью преподавателя зарисуйте схемы депрессорного рефлекса Циона-Людвига и прессорного рефлекса Геринга. Обозначьте элементы рефлекторных дуг. Опишите физиологические эффекты, реализуемые при участии этих рефлексов. Обратите внимание на отделы вегетативной нервной системы, участвующие в реализации прессорных и депрессорных рефлексов.
Работа 2.
Аускультация тонов сердца человека в покое и при физической нагрузке.
Звуки, возникающие при работе сердца, называются тонами. В основном они создаются колебаниями створок клапанов при их закрытии. Тоны сердца яснее всего прослушиваются на местах проекции клапанов сердца на грудную клетку. Однако, близкое расположение клапанов затрудняет дифференцирование разных тонов. Для лучшего выслушивания какого-либо тона фонендоскоп переносят от места проекции этого клапана в сторону, противоположную местам проекции остальных клапанов настолько, чтобы выслушиваемый тон был слышен намного сильнее остальных.
Методика:Для работы необходимы фонендоскопы. Изучите на схеме места наилучшего прослушивания тонов. У испытуемого при помощи фонендоскопа прослушайте в указанных точках грудной клетки тоны сердца в покое и после физической нагрузки (15 приседаний за 15 с). Сравните звучность и длительность тонов сердца у испытуемого в разных состояниях.
В выводахобъясните происхождение тонов, сопоставьте их с фазами сердечного цикла. Опишите возможные причины изменения тонов сердца при физической нагрузке, используя миогенные, нервные и гуморальные механизмы регуляции частоты и силы сокращения миокарда.
Для контроля усвоения темы решите следующие ситуационные задачи:
Очень высокий тонус симпатических нервов сердца может привести к тетаническому сокращению сердечной мышцы. Так ли это?
Человеку с лечебной целью ввели атропин (холинолитик). Изменится ли работа сердца в этом случае?
У животного стимулируется периферический конец перерезанного в шейном отделе левого блуждающего нерва. Какие эффекты проявятся в этом случае?
У животного фармакологически блокировали альфа-адренорецепторы. Изменится ли работа сердца при стимуляции симпатических нервов сердца?
В вольер с собакой, у которой произведена аутотрансплантация сердца, пустили зайца. Собака побежала за ним. Изменится ли работа сердца у этой собаки? Ответ объясните.
Путем охлаждения выключили пейсмекер сердца. Остановленное сердце после паузы электрически раздражается в обычном ритме. Какими будут сокращения сердца?
У животного при неизменной частоте сердцебиений частично пережали аорту, что привело к увеличению сопротивления в ней. Венозный приток остался неизмен-ным. Оцените силу сокращений левого жердочка.
При интенсивной физической деятельности ЧСС значительно увеличивается. Однако МОК при этом может уменьшиться. Объясните этот результат.
У больного приступ тахикардии. Под рукой нет необходимых лекарств. Как можно попытаться оборвать приступ?
Вызван экстракардиальный рефлекс. При этом в клетках миокарда возникла гиперполяризация. Какой эфферентный нерв действовал на сердце?
- Физиология с основами анатомии
- Лабораторная работа
- Занятие № 2
- Тема занятия:Клеточный уровень организации живой материи.
- Строение и свойства биологической мембраны.
- Межклеточные контакты.
- Лабораторная работа
- Занятие № 3
- Лабораторная работа
- Занятие № 4
- Лабораторная работа
- Занятие № 5
- Количественные показатели системы крови
- Лабораторная работа
- Занятие № 6
- Эритроцитов крови человека.
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 7
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 8
- Лабораторная работа
- Занятие № 9
- Занятие № 10
- Лабораторная работа
- Занятие № 11
- Лабораторная работа
- Занятие № 12
- Лабораторная работа
- Занятие № 13
- Практическая работа
- Занятие № 14. Тема занятия:Законы раздражения, их значение для оценки уровня возбудимости нервной и мышечной тканей.
- Практическая работа
- Занятие № 15 итоговое занятие (коллоквиум № 2) «Физиология возбудимых структур»
- Занятие № 16
- Лабораторная работа
- Занятие № 17
- Лабораторная работа
- Занятие № 18
- Лабораторная работа
- Занятие № 19
- Лабораторная работа
- Занятие № 20 Тема занятия:Анатомия и физиология головного мозга. Мозжечок. Базальные ядра. Кора больших полушарий.
- Лабораторная работа
- Занятие № 21
- Лабораторная работа
- Занятие № 22 итоговое занятие (коллоквиум № 3) «Анатомия и физиология нервной системы человека»
- Занятие № 23
- Лабораторная работа
- Занятие № 24 Тема занятия: Регуляция сердечной деятельности. Клинико-физиологические методы исследования сердца.
- Лабораторная работа
- Занятие № 25
- Практическая работа
- Занятие № 26
- Лабораторная работа
- Занятие № 27 Тема занятия: Общая характеристика органов системы выделения. Анатомо-функциональная характеристика почек и мочевыводящей системы.
- Лабораторная работа
- Занятие № 28 Тема занятия:Строение органов пищеварения. Функционирование пищеварительного конвейера.
- Лабораторная работа
- Занятие № 29 Тема занятия: Виды и механизмы регуляции секреторной и моторной функций пищеварительного тракта.
- Лабораторная работа
- Занятие № 30
- Итоговое занятие (коллоквиум № 4)
- По разделам: «Сердечно-сосудистая система. Дыхание. Пищеварение»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму:
- Занятие № 31 Тема занятия: Общая характеристика сенсорных систем. Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Ситуационные задачи повышенной трудности с ответами:
- Занятие № 32 Тема занятия:Физиология зрительной, слуховой и вестибулярной сенсорных систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Физиология сенсорных систем»
- Занятие № 33 Тема занятия:Высшая нервная деятельность. Врожденные и приобретенные формы поведения. Физиология условных рефлексов.
- Занятие № 34
- Лабораторная работа
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Высшая нервная деятельность»
- Занятие № 35
- Итоговое занятие (коллоквиум № 5)
- По разделам «Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму: