Занятие № 15 итоговое занятие (коллоквиум № 2) «Физиология возбудимых структур»
Дайте определение понятий: раздражимость, раздражитель, возбудимость, возбуждение, поляризация, деполяризация, гиперполяризация, реполяризация.
Пассивный и активный транспорт ионов через биологическую мембрану. Особенности проницаемости мембраны для ионов натрия и калия в состоянии покоя.
Распределение ионов натрия, калия и хлора во внутриклеточной и внеклеточной среде. Механизмы формирования потенциала покоя. Факторы, влияющие на величину потенциала покоя клетки.
Натрий-калиевый насос, его роль в клетке.
Механизмы формирования потенциала действия. График изменения заряда мембраны (график потенциала действия) во время развития возбуждения. Характеристика фаз потенциала действия.
Механизмы формирования потенциала действия. Динамика изменения проницаемости мембраны для натрия и калия во время развития потенциала действия.
Динамика изменения возбудимости во время потенциала действия (нарисуйте и поясните сопряженные графики потенциала действия и фаз возбудимости).
Общая характеристика структурных элементов нервной ткани. Морфофункциональная классификация нейронов. Строение нейрона.
Общая характеристика структурных элементов нервной ткани. Виды глиальных клеток, их функции.
Синапс, виды межнейрональных синапсов, механизмы функционирования химических и электрических синапсов.
Структура нервного волокна, механизмы проведения возбуждения по разным типам волокон и их функциональная характеристика.
Законы проведения возбуждения по нервному волокну.
Строение мышцы как органа. Классификация мышц. Свойства мышцы как возбудимой ткани.
Сравнительная гистологическая характеристика скелетной и гладкой мышечной ткани.
Сравнительная физиологическая характеристика скелетной и гладкой мышечной ткани.
Строение и функционирование нервно-мышечного синапса.
Анализ механизмов сокращения - электромеханическое сопряжение, теория скользящих нитей.
Понятие двигательной единицы. Сравнительная характеристика быстрых и медленных двигательных единиц.
Механизмы регуляции силы сокращения мышцы.
Физиология утомления скелетной мышцы.
Характеристика понятия гомогенных и гетерогенных возбудимых систем.
Закон силы для гомогенных и гетерогенных возбудимых систем. Понятие и свойства локального ответа.
Закон длительности действия раздражителя для гомогенных и гетерогенных возбудимых систем. Смысл кривой Гоорвега-Вейса-Лапика, понятия реобазы, полезного времени, хронаксии.
Закон частоты действия раздражителя. Понятие лабильности возбудимой системы, частотного оптимума и пессимума.
Закон градиента. Определение понятий: критическая скорость нарастания силы раздражения, аккомодация. Механизмы аккомодации.
Полярный закон раздражения Пфлюгера. Понятия и механизмы анодно-размыкательного возбуждения, катодической депрессии.
- Физиология с основами анатомии
- Лабораторная работа
- Занятие № 2
- Тема занятия:Клеточный уровень организации живой материи.
- Строение и свойства биологической мембраны.
- Межклеточные контакты.
- Лабораторная работа
- Занятие № 3
- Лабораторная работа
- Занятие № 4
- Лабораторная работа
- Занятие № 5
- Количественные показатели системы крови
- Лабораторная работа
- Занятие № 6
- Эритроцитов крови человека.
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 7
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 8
- Лабораторная работа
- Занятие № 9
- Занятие № 10
- Лабораторная работа
- Занятие № 11
- Лабораторная работа
- Занятие № 12
- Лабораторная работа
- Занятие № 13
- Практическая работа
- Занятие № 14. Тема занятия:Законы раздражения, их значение для оценки уровня возбудимости нервной и мышечной тканей.
- Практическая работа
- Занятие № 15 итоговое занятие (коллоквиум № 2) «Физиология возбудимых структур»
- Занятие № 16
- Лабораторная работа
- Занятие № 17
- Лабораторная работа
- Занятие № 18
- Лабораторная работа
- Занятие № 19
- Лабораторная работа
- Занятие № 20 Тема занятия:Анатомия и физиология головного мозга. Мозжечок. Базальные ядра. Кора больших полушарий.
- Лабораторная работа
- Занятие № 21
- Лабораторная работа
- Занятие № 22 итоговое занятие (коллоквиум № 3) «Анатомия и физиология нервной системы человека»
- Занятие № 23
- Лабораторная работа
- Занятие № 24 Тема занятия: Регуляция сердечной деятельности. Клинико-физиологические методы исследования сердца.
- Лабораторная работа
- Занятие № 25
- Практическая работа
- Занятие № 26
- Лабораторная работа
- Занятие № 27 Тема занятия: Общая характеристика органов системы выделения. Анатомо-функциональная характеристика почек и мочевыводящей системы.
- Лабораторная работа
- Занятие № 28 Тема занятия:Строение органов пищеварения. Функционирование пищеварительного конвейера.
- Лабораторная работа
- Занятие № 29 Тема занятия: Виды и механизмы регуляции секреторной и моторной функций пищеварительного тракта.
- Лабораторная работа
- Занятие № 30
- Итоговое занятие (коллоквиум № 4)
- По разделам: «Сердечно-сосудистая система. Дыхание. Пищеварение»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму:
- Занятие № 31 Тема занятия: Общая характеристика сенсорных систем. Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Ситуационные задачи повышенной трудности с ответами:
- Занятие № 32 Тема занятия:Физиология зрительной, слуховой и вестибулярной сенсорных систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Физиология сенсорных систем»
- Занятие № 33 Тема занятия:Высшая нервная деятельность. Врожденные и приобретенные формы поведения. Физиология условных рефлексов.
- Занятие № 34
- Лабораторная работа
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Высшая нервная деятельность»
- Занятие № 35
- Итоговое занятие (коллоквиум № 5)
- По разделам «Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму: