Занятие № 25
Тема занятия:Анатомия, гистология и физиология кровеносных сосудов. Регуляция тонуса сосудов.
Цель занятия: Изучить морфологические и функциональные особенности кровеносных сосудов в малом и большом кругах кровообращения, основные законы гемодинамики. Познакомиться с общими клинико-физиологическими методами их исследования, видами и механизмами регуляции сосудистого тонуса. Провести анализ изменений характеристик пульса, показателей артериального давления в покое и после физической нагрузки.
Рекомендуемая литература:
Лекционный материал.
Логинов А.В. Физиология с основами анатомии человека. – М, 1983. – С. 164-192.
Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – М., 2008. – С. 266-288.
3. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – М., 1985. – С. 267-286.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Анатомическая и функциональная классификация кровеносных сосудов, особенности строения стенки артерии, вены, капилляра. Физиологическая роль сосудов амортизирующего типа, резистивных, обменных, шунтирующих и емкостных сосудов.
2. Основное уравнение гемодинамики, формулу Пуазейля.
3. Характеристика механизмов регуляции тонуса кровеносных сосудов.
3.1. Роль сосудодвигательного центра, его расположение и функции.
3.2. Особенности вегетативной иннервации кровеносных сосудов и нервных механизмов регуляции их тонуса.
3.3. Гуморальные механизмы регуляции тонуса сосудов.
3.4. Периферические миогенные механизмы саморегуляции просвета кровеносных сосудов.
4. Гидродинамические закономерности движения крови по сосудам.
5. Принципы прямого и косвенного измерения артериального давления. Характеристику понятий систолического, диастолического, среднего артериального и пульсового давления.
6. Понятие артериального пульса. Принципы определения характеристик артериального пульса: частоты, ритмичности, наполнения и напряжения.
7. Строение и функции системы микроциркуляции, особенности регуляции кровотока в капиллярах. Механизмы транскапиллярного обмена веществ между кровью и межклеточной жидкостью. Роль лимфатической системы.
8. Диагностическое значение определения величины артериального давления и пульса для оценки состояния системы кровообращения.
Письменно выполните следующие задания:
1) Охарактеризуйте общий план строения стенки кровеносного сосуда.
2) Зарисуйте схему эфферентной вегетативной иннервации кровеносного сосуда, дайте функциональную характеристику медиаторов.
- Физиология с основами анатомии
- Лабораторная работа
- Занятие № 2
- Тема занятия:Клеточный уровень организации живой материи.
- Строение и свойства биологической мембраны.
- Межклеточные контакты.
- Лабораторная работа
- Занятие № 3
- Лабораторная работа
- Занятие № 4
- Лабораторная работа
- Занятие № 5
- Количественные показатели системы крови
- Лабораторная работа
- Занятие № 6
- Эритроцитов крови человека.
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 7
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 8
- Лабораторная работа
- Занятие № 9
- Занятие № 10
- Лабораторная работа
- Занятие № 11
- Лабораторная работа
- Занятие № 12
- Лабораторная работа
- Занятие № 13
- Практическая работа
- Занятие № 14. Тема занятия:Законы раздражения, их значение для оценки уровня возбудимости нервной и мышечной тканей.
- Практическая работа
- Занятие № 15 итоговое занятие (коллоквиум № 2) «Физиология возбудимых структур»
- Занятие № 16
- Лабораторная работа
- Занятие № 17
- Лабораторная работа
- Занятие № 18
- Лабораторная работа
- Занятие № 19
- Лабораторная работа
- Занятие № 20 Тема занятия:Анатомия и физиология головного мозга. Мозжечок. Базальные ядра. Кора больших полушарий.
- Лабораторная работа
- Занятие № 21
- Лабораторная работа
- Занятие № 22 итоговое занятие (коллоквиум № 3) «Анатомия и физиология нервной системы человека»
- Занятие № 23
- Лабораторная работа
- Занятие № 24 Тема занятия: Регуляция сердечной деятельности. Клинико-физиологические методы исследования сердца.
- Лабораторная работа
- Занятие № 25
- Практическая работа
- Занятие № 26
- Лабораторная работа
- Занятие № 27 Тема занятия: Общая характеристика органов системы выделения. Анатомо-функциональная характеристика почек и мочевыводящей системы.
- Лабораторная работа
- Занятие № 28 Тема занятия:Строение органов пищеварения. Функционирование пищеварительного конвейера.
- Лабораторная работа
- Занятие № 29 Тема занятия: Виды и механизмы регуляции секреторной и моторной функций пищеварительного тракта.
- Лабораторная работа
- Занятие № 30
- Итоговое занятие (коллоквиум № 4)
- По разделам: «Сердечно-сосудистая система. Дыхание. Пищеварение»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму:
- Занятие № 31 Тема занятия: Общая характеристика сенсорных систем. Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Ситуационные задачи повышенной трудности с ответами:
- Занятие № 32 Тема занятия:Физиология зрительной, слуховой и вестибулярной сенсорных систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Физиология сенсорных систем»
- Занятие № 33 Тема занятия:Высшая нервная деятельность. Врожденные и приобретенные формы поведения. Физиология условных рефлексов.
- Занятие № 34
- Лабораторная работа
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Высшая нервная деятельность»
- Занятие № 35
- Итоговое занятие (коллоквиум № 5)
- По разделам «Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму: