Лабораторные работы
Работа 1.
Определение пространственного порога тактильной чувствительности методом эстезиометрии.
Пространственным порогом тактильной чувствительности называют минимальное расстояние между двумя точками кожи или слизистой оболочки, при одновременном раздражении которых, возникает ощущение двух прикосновений.
Методическое обеспечение: эстезиометр (циркуль Вебера), линейка, спирт, вата.
Методика:Испытуемый сидит на стуле с закрытыми глазами. Эстезиометром с максимально сведенными ножками циркуля прикасаются к участку кожи или слизистой оболочки. При этом следят, чтобы обе ножки циркуля прикасались к поверхности тела одновременно и с одинаковым давлением. Продолжают прикосновения, постепенно раздвигая ножки эстезиометра, прибавляя каждый раз по одному мм. Отмечают минимальное расстояние между ножками, при котором испытуемый ощутил два раздельных прикосновения. Определение пространственных порогов проводят на нижней губе, щеке, ладонной поверхности указательного пальца, предплечье.
Рекомендации к оформлению протокола. 1. Найденные величины пространственных порогов тактильной чувствительности занесите в таблицу:
Номер опыта | Участок кожи | Величина пространственного порога чувствительности |
1 | нижняя губа |
|
2 | щека |
|
3 | ладонная поверхность указательного пальца |
|
4 | предплечье |
|
2.Укажите, какая из исследуемых зон имеет наибольшую дифференциальную чувствительность. 3. В выводах объясните: а) от чего зависит пространственный порог тактильной чувствительности; б) какова физиологическая значимость пространственно-различительной способности исследуемых участков кожи и слизистой оболочки? 4. Нарисуйте схему восприятия тактильных ощущений, дайте характеристику свойств периферического отдела этой сенсорной системы.
Работа 2.
Определение положения конечности в пространстве.
Методика:У испытуемого, который должен стоять с закрытыми глазами, произвести пассивное достаточно сложное перемещение одной из его рук и придать этой руке в конце движения определённое положение в пространстве. Испытуемый должен проделать второй рукой те же движения и придать ей такое же положение, в каком находится первая рука.
Рекомендации к оформлению протокола.1. Опишите действие испытуемого, выполненное второй рукой самостоятельно. Соответствует ли оно пассивному движению и обозначенному положению другой его руки? 2. Какие сенсорные системы использовал испытуемый при повторении движения второй рукой и фиксации определённого положения руки в пространстве? 3.В выводах объясните:а) роль проприоцептивной системы в формировании чувства движения и положения конечностей относительно друг друга; б) особенности расположения и функционирования проприорецепторов. 4. Нарисуйте принципиальную схему восприятия внутрисуставного и мышечного чувства (проприорецепции).
Работа 3.
Определение порогов вкусовой чувствительности (густометрия).
Под абсолютным порогом вкусовой чувствительности понимают ту наименьшую концентрацию раствора вкусового вещества, которая при нанесении на язык, вызывает соответствующее вкусовое ощущение.
Для работы необходимы: растворы сахара, соли, соляной кислоты (в концентрациях: 0,001%, 0,01%, 0,1 % и 1%), глазные пипетки, стакан с кипяченой водой, лоток.
Методика:Испытуемый не должен знать заранее вкус определяемого вещества. На кончик языка испытуемого, сидящего с закрытыми глазами, наносят пипеткой (не касаясь языка) одну каплю раствора. Затем предлагают сделать глотательные движения и определить вкус раствора. Если испытуемый не может определить вкус раствора, проводят пробу с раствором возрастающей концентрации. Между отдельными пробами необходимо прополоскать рот водой и сделать перерыв в 1-2 мин. После определения порога вкусовой чувствительности для одного вещества переходят к исследованию порога для другого.
Рекомендации к оформлению протокола.1. Составьте таблицу абсолютных порогов вкусовой чувствительности по результатам исследований:
Вещество | Порог вкусовой чувствите-льности (концентрация растворов). | Состояние испытуемого (голодный, сытый), вкусовые пристрастия |
сладкое |
|
|
кислое |
|
|
соленое |
|
|
2. Сравните пороги вкусовой чувствительности к сладкому, соленому, кислому у одного и нескольких испытуемых. 3. Объясните различную чувствительность к основным вкусовым веществам у одного и нескольких испытуемых. 4. В выводахназовите факторы, влияющие на вкусовую чувствительность. 5. Нарисуйте схему строения вкусовой сенсорной системы, дайте характеристику свойств её периферического отдела.
- Физиология с основами анатомии
- Лабораторная работа
- Занятие № 2
- Тема занятия:Клеточный уровень организации живой материи.
- Строение и свойства биологической мембраны.
- Межклеточные контакты.
- Лабораторная работа
- Занятие № 3
- Лабораторная работа
- Занятие № 4
- Лабораторная работа
- Занятие № 5
- Количественные показатели системы крови
- Лабораторная работа
- Занятие № 6
- Эритроцитов крови человека.
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 7
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 8
- Лабораторная работа
- Занятие № 9
- Занятие № 10
- Лабораторная работа
- Занятие № 11
- Лабораторная работа
- Занятие № 12
- Лабораторная работа
- Занятие № 13
- Практическая работа
- Занятие № 14. Тема занятия:Законы раздражения, их значение для оценки уровня возбудимости нервной и мышечной тканей.
- Практическая работа
- Занятие № 15 итоговое занятие (коллоквиум № 2) «Физиология возбудимых структур»
- Занятие № 16
- Лабораторная работа
- Занятие № 17
- Лабораторная работа
- Занятие № 18
- Лабораторная работа
- Занятие № 19
- Лабораторная работа
- Занятие № 20 Тема занятия:Анатомия и физиология головного мозга. Мозжечок. Базальные ядра. Кора больших полушарий.
- Лабораторная работа
- Занятие № 21
- Лабораторная работа
- Занятие № 22 итоговое занятие (коллоквиум № 3) «Анатомия и физиология нервной системы человека»
- Занятие № 23
- Лабораторная работа
- Занятие № 24 Тема занятия: Регуляция сердечной деятельности. Клинико-физиологические методы исследования сердца.
- Лабораторная работа
- Занятие № 25
- Практическая работа
- Занятие № 26
- Лабораторная работа
- Занятие № 27 Тема занятия: Общая характеристика органов системы выделения. Анатомо-функциональная характеристика почек и мочевыводящей системы.
- Лабораторная работа
- Занятие № 28 Тема занятия:Строение органов пищеварения. Функционирование пищеварительного конвейера.
- Лабораторная работа
- Занятие № 29 Тема занятия: Виды и механизмы регуляции секреторной и моторной функций пищеварительного тракта.
- Лабораторная работа
- Занятие № 30
- Итоговое занятие (коллоквиум № 4)
- По разделам: «Сердечно-сосудистая система. Дыхание. Пищеварение»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму:
- Занятие № 31 Тема занятия: Общая характеристика сенсорных систем. Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Ситуационные задачи повышенной трудности с ответами:
- Занятие № 32 Тема занятия:Физиология зрительной, слуховой и вестибулярной сенсорных систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Физиология сенсорных систем»
- Занятие № 33 Тема занятия:Высшая нервная деятельность. Врожденные и приобретенные формы поведения. Физиология условных рефлексов.
- Занятие № 34
- Лабораторная работа
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Высшая нервная деятельность»
- Занятие № 35
- Итоговое занятие (коллоквиум № 5)
- По разделам «Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму: