Лабораторная работа
Работа № 1.
Изучение динамики вентиляции изолированных легких на модели грудной полости Дондерса.
Модель Дондерса предназначена для демонстрации роли механических факторов в вентиляции легких. Она представляет собой стеклянный колокол, дно которого затянуто резиновой мембраной. Легкие животного находятся внутри колокола и соединены через трахею со специальной канюлей, которая герметично вставлена в пробку на вершине колокола. Через неё легкие сообщаются с внешней средой. При наличии бокового отростка можно измерять давление в колоколе. С помощью резиновой мембраны изменяют объём внутри колокола и наблюдают за движениями легких и колебаниями давления внутри колокола.
Рекомендации к оформлению протокола. Нарисовать схему модели Дондерса, указать на схеме направление движения воздуха во время вдоха и выдоха. Написать в обсуждении результатов моделирования, по каким признакам эта модель соответствует естественному внешнему дыханию человека, по каким признакам не соответствует.
Работа № 2.
Спирометрия.
Спирометрия и спирография — важнейшие способы оценки функции внешнего дыхания. Различают 4 первичных легочных объема, не перекрывающих друг друга, и 4 емкости, каждая из которых включает 2 и более первоначальных объема.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха. ЖЕЛ = ДО + РОвд + РОвыд.
У взрослого человека среднего роста должная жизненная емкость легких (ДЖЕЛ) составляет 3—5 л. На каждые 5 см роста, начиная со 155 см, она увеличивается в среднем на 300 мл. У мужчин величина ее примерно на 15 % больше, чем у женщин.
Дыхательный объем (ДО), или глубина дыхания, — объем вдыхаемого и выдыхаемого в покое воздуха. У взрослых людей ДО = 300-800 мл
Резервный объем выдоха (РОвыд) — максимальный объем, который можно с усилием выдохнуть после спокойного выдоха.У взрослого человека среднего роста РО выдоха равен 1000-1500 мл.
Резервный объем вдоха (РОвд) — максимальный объем воздуха, который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха. РОвд=ЖЕЛ = (ДО + РОвыд).
Остаточный объем (00) — объем воздуха, остающийся в легких даже после максимального выдоха. Прямым способом определить его невозможно. Принимают 00 = 500—1000 мл.
Общая емкость легких (ОЕЛ) — количество воздуха, находящееся в легких после максимального вдоха. ОЕЛ==ЖЕЛ + 00
Функциональная остаточная емкость легких (ФОЕЛ) — количество воздуха, остающегося в легких после спокойного выдоха. ФОЕЛ = РОвд.
Емкость вдоха (ЕВД) — максимальный объем воздуха, который можно вдохнуть после спокойного вьдоха. Евд -ДО +РОвд.
Спирометрия является методом определения легочных объемов. Для выполнения этой работы используется сухой спирометр. Аппарат представляет собой воздушную турбинку, вращаемую струей выдыхаемого воздуха. Вращение турбинки передается стрелке прибора. Перед каждым измерением поворотом шкалы стрелка прибора устанавливается на ноль, шкала градуирована в литрах. Выдох производится в предварительно обработанный дезинфицирующим раствором мундштук прибора через рот, при этом нос должен быть зажатым. Исследование объёмов проводят в положении стоя.
3.1Измерение дыхательного объёма (ДО).
После обычного спокойного вдоха делают спокойный выдох в спирометр. Отмечают показания прибора. Измерение повторяют три раза и вычисляют среднее.
3.2Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
Делают максимально глубокий вдох, а затем максимально глубокий выдох в спирометр без рывков, медленно напрягая все дыхательные мышцы, включая брюшной пресс. Повторяют 3-4 раза и берут наибольший показатель.
3.3Измерение резервного объема выдоха (РО выдоха).
После спокойного выдоха в окружающее пространство делают максимально глубокий выдох в спирометр. Измерение повторяют три раза и вычисляют среднее.
3.4Расчет величины резервного объема вдоха (РО вдоха).
Пользуясь полученными данными, находят резервный объем вдоха как разность между ЖЕЛ и суммой ДО и РО выдоха: РО вдоха = ЖЕЛ - (ДО + РО выдоха).
Расчет должной жизненной емкости легких (ДЖЕЛ)
Для правильной оценке результатов определения ЖЕЛ необходимо рассчитать должные (нормальные) показатели для испытуемых
ДЖЕЛ для мужчин = [27,63 – (0,112 х возраст)] х рост (в см)
ДЖЕЛ для женщин = [21,78 – (0,101 х возраст)] х рост (в см)
В норме отклонения фактического показателя ЖЕЛ от ДЖЕЛ не должно превышать 15%.
Рекомендации к оформлению протокола Результаты исследования, полученные на студентах всей группы, занесите в таблицу:
| Ф.И.О | ДЖЕЛ | ЖЕЛ | ДО | РО выдоха | РО вдоха |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
При обсуждении по полученным результатам измерения необходимо дать оценку функционального состояния внешнего дыхания, указать, какие факторы могут повлиять на величину ЖЕЛ, ДО, РО вдоха, РО выдоха.
Работа № 3.
Проведение спирографии с помощью системы Biopac Student Lab.
Работа проводится в соответствии с уроком 12 «Легочные объемы и емкости» по инструкции к лабораторной установке BiopacStudentLab. Зарегистрируйте спирограмму у 2 испытуемых. В тетради практических работ зарисуйте спирограммы, покажите на спирограмме основные статические и динамические параметры системы внешнего дыхания.
Для контроля усвоения материала решите следующие задачи:
У больного проникающее ранение грудной клетки с повреждением париетальной плевры. Какие изменения в системе внешнего дыхания наступили, почему? Тактика врача.
Как обеспечить дыхание человека при операции, если вскрыта грудная полость?
Через какие ткани послойно проходит кислород на своем пути от альвеолярного воздуха до эритроцитов в капиллярах легких?
Животному внутривенно введен препарат, блокирующий действие карбо ангидразы. Какие нарушения произойдут в процессе газообмена?
Как измениться сродство гемоглобина к кислороду и параметры внешнего дыхания при повышении температуры тела?
Акушерка утверждает, что ребенок родился мертвым. Как можно подтвердить или опровергнуть это утверждение?
В результате травмы спинного мозга произошло выключение грудного дыхания с сохранением диафрагмального. При какой локализации травмы это могло быть?
Спинной мозг перерезан между 1 и 2 шейными позвонками. Что произойдет с дыханием?
- Физиология с основами анатомии
- Лабораторная работа
- Занятие № 2
- Тема занятия:Клеточный уровень организации живой материи.
- Строение и свойства биологической мембраны.
- Межклеточные контакты.
- Лабораторная работа
- Занятие № 3
- Лабораторная работа
- Занятие № 4
- Лабораторная работа
- Занятие № 5
- Количественные показатели системы крови
- Лабораторная работа
- Занятие № 6
- Эритроцитов крови человека.
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 7
- Количественные показатели
- Лабораторная работа
- Занятие № 8
- Лабораторная работа
- Занятие № 9
- Занятие № 10
- Лабораторная работа
- Занятие № 11
- Лабораторная работа
- Занятие № 12
- Лабораторная работа
- Занятие № 13
- Практическая работа
- Занятие № 14. Тема занятия:Законы раздражения, их значение для оценки уровня возбудимости нервной и мышечной тканей.
- Практическая работа
- Занятие № 15 итоговое занятие (коллоквиум № 2) «Физиология возбудимых структур»
- Занятие № 16
- Лабораторная работа
- Занятие № 17
- Лабораторная работа
- Занятие № 18
- Лабораторная работа
- Занятие № 19
- Лабораторная работа
- Занятие № 20 Тема занятия:Анатомия и физиология головного мозга. Мозжечок. Базальные ядра. Кора больших полушарий.
- Лабораторная работа
- Занятие № 21
- Лабораторная работа
- Занятие № 22 итоговое занятие (коллоквиум № 3) «Анатомия и физиология нервной системы человека»
- Занятие № 23
- Лабораторная работа
- Занятие № 24 Тема занятия: Регуляция сердечной деятельности. Клинико-физиологические методы исследования сердца.
- Лабораторная работа
- Занятие № 25
- Практическая работа
- Занятие № 26
- Лабораторная работа
- Занятие № 27 Тема занятия: Общая характеристика органов системы выделения. Анатомо-функциональная характеристика почек и мочевыводящей системы.
- Лабораторная работа
- Занятие № 28 Тема занятия:Строение органов пищеварения. Функционирование пищеварительного конвейера.
- Лабораторная работа
- Занятие № 29 Тема занятия: Виды и механизмы регуляции секреторной и моторной функций пищеварительного тракта.
- Лабораторная работа
- Занятие № 30
- Итоговое занятие (коллоквиум № 4)
- По разделам: «Сердечно-сосудистая система. Дыхание. Пищеварение»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму:
- Занятие № 31 Тема занятия: Общая характеристика сенсорных систем. Физиология соматосенсорной, вкусовой и обонятельной систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Ситуационные задачи повышенной трудности с ответами:
- Занятие № 32 Тема занятия:Физиология зрительной, слуховой и вестибулярной сенсорных систем человека.
- Лабораторные работы
- Ситуационные задачи для самостоятельного решения:
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Физиология сенсорных систем»
- Занятие № 33 Тема занятия:Высшая нервная деятельность. Врожденные и приобретенные формы поведения. Физиология условных рефлексов.
- Занятие № 34
- Лабораторная работа
- Дополнительная информация: Словарь физиологических терминов раздела «Высшая нервная деятельность»
- Занятие № 35
- Итоговое занятие (коллоквиум № 5)
- По разделам «Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности»
- Контрольные вопросы к коллоквиуму: