Раздел программы: Ферменты. Тема: Химическая природа и свойства ферментов.
ЦЕЛЬ: Изучить химическую природу ферментов, отличия ферментативного катализа, специфичность и термолабильность ферментов. Устанавливать принадлежность ферментов к определённому классу, назвать ферменты, исходя из класса и субстрата или продукта реакции.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
Определение понятия ‘‘фермент’’. История изучения ферментов.
Биологическая роль ферментов. Отличия ферментов от небиологических катализаторов (высокая каталитическая активность, специфичность, регулируемость).
Химическая природа ферментов, их строение. Активный и аллостерический центры, их роль в обеспечении активности и специфичности ферментов.
Механизм действия ферментов. Стадии ферментативного катализа. Роль конформационных изменений фермента при катализе.
Зависимость скорости ферментативных реакций от температуры, рН, концентрации субстрата и фермента.
Ферменты простые и сложные. Кофакторы. Апо- и коферменты. Коферментные функции витаминов (В1, В2, В3, РР, В6, ВС, Н).
Классификация и номенклатура ферментов. Ключ к нумерации ферментов.
Решите следующие задачи:
Фермент сахараза может катализировать следующие реакции:
С ахароза + Н2О глюкоза + фруктоза
Р афиноза + Н2О фруктоза + галактоза
Если субстратом является сахароза, то Км= 0,05 мМ, если рафиноза, то Км=2,0 мМ. В каком случае при одинаковой концентрации субстратов скорость реакции будет больше?
Изобразите в виде графиков зависимость скорости реакции, катализируемой гексокиназой, от концентрации субстратов – глюкозы (Км= 0,04) и фруктозы (Км= 1,5), если считать максимальную скорость одинаковой (10 мМ в мин).
Г ексоза + АТФ гексокиназа гексозо-6-фосфат + АДФ
В каком случае при одинаковой концентрации субстратов, например 0,1 мМ, скорость реакции будет больше?
В схеме ферментативной реакции римскими цифрами обозначены основные этапы ферментативного катализа:
E + S I ES II ESX III P + E
На каких из этих стадий происходит: а) перераспределение электронной плотности в химических связях субстрата; б) увеличивается комплементарность между субстратом и активным центром фермента; в) образование новых химических связей в молекулах, превращаемых под действием фермента?
По изменению концентрации каких веществ можно измерить скорость реакций, катализируемых протеолитическими ферментами? Какие цветные реакции можно использовать для доказательства?
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Свойства ферментов будут изучаться на примере амилазы слюны, фермента, гидролизирующего гликозидные связи в молекуле крахмала.
Специфичность ферментов.
Принцип метода: субстраты (крахмал и сахароза) не обладают восстанавливающими свойствами и не дают реакцию Троммера. Продукты же их гидролиза обладают восстанавливающими свойствами, и с ними реакция Троммера положительна.
Порядок выполнения работы: В две пробирки вносят по 5 капель слюны (1:10). В первую пробирку добавляют 10 капель 1% раствора крахмала, во вторую – 10 капель 1% раствора сахарозы. Обе пробирки инкубируют при 37С в течение 10 минут. После инкубации с содержимым обеих пробирок проделывают реакцию Троммера.
Реакция Троммера: К 10 каплям исследуемой жидкости добавляют 10 капель 10% раствора гидроксида натрия и 5 капель 1% раствора сернокислой меди. Осторожно нагревают верхнюю часть содержимого пробирки и кипятят в течение 1 минуты. Появление кирпично-красного осадка при кипячении указывает на наличие восстанавливающих свойств у веществ, находящихся в исследуемом растворе. В данном случае появление мальтозы, глюкозы.
На основании регистрации результатов реакции Троммера с содержимым той и другой пробирки сделайте вывод о специфичности фермента амилазы.
Влияние температуры на активность амилазы слюны.
Порядок выполнения работы: В 4 пробирки наливают по 0,5 мл 1% раствора крахмала, ещё в 4 пробирки – по 0,5 мл разбавленной 1:10 слюны. Каждую пару пробирок (одна с ферментом – амилазой слюны, другая с субстратом – крахмалом) помещают в условия различного температурного режима на 5 минут – в лёд (0С), кипящую водяную баню (100С), термостат (40С), четвёртую пару оставляют при комнатной температуре. Через 5 минут содержимое пробирок каждой пары сливают вместе, перемешивают и оставляют на 10 минут в тех же условиях. Если через 10 минут проба на предметном стекле содержимого пробирки из термостата с йодом даст жёлтое окрашивание, то во все пробирки добавляют по 10 капель 1% раствора йода. Если окрашивание пробы из термостата синее или кирпично-красное, то инкубацию продляют до появления жёлтого окрашивания.
Оформление работы:
№№ пробирок | Температура инкубации | Окрашивание йодом |
|
|
|
Сделайте вывод об оптимуме температуры для амилазы слюны.
Влияние рН на активность амилазы слюны.
Порядок выполнения работы: Берут 8 пробирок, в каждую из них вносят по 2 мл фосфатного буфера с различными значениями рН (от 5,4 до 8,0), 1 мл 1% раствора крахмала и по 0,5 мл раствора слюны (1:10). Через 10 минут берут по 1 капле жидкости из каждой пробирки на предметное стекло и смешивают с раствором йода. Повторяют эту процедуру каждые 1 – 2 минуты до появления в одной из пробирок жёлтого окрашивания. Затем во все пробирки добавляют по 2 – 3 капли раствора йода.
Оформление работы:
№№ пробирок | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
рН | 5,4 | 5,8 | 6,2 | 6,6 | 6,8 | 7,0 | 7,4 | 8,0 |
Окрашивание йодом |
|
|
|
|
|
|
|
|
Делается вывод об оптимуме рН для амилазы слюны.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная:
Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 114-126, 129-145, 159-163.
Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 76-102.
Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 53-78, 81-84.
Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия: Учебник. –М.: Медицина, 2000, с. 17-22.
Лекционный материал.
Дополнительная литература:
Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /Под ред. Члена-корренспондента РАН, проф. Е.С. Северина, проф. А.Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. -448 с.: ил. – (XXI век).
Клиническая биохимия /Под ред. В.А. Ткачука –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. -360 с. –(Серия XXI век)
Клиническая биохимия /Пер. с англ. –М. –СПб.: «Издательство Бином» - «Невский Диалект» 1999. -368 с., ил.
Марри Р. и соавтор. ‘‘Биохимия человека’’ М.: Мир, 1993, т. 1.
- Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию гоу впо «Кировская государственная медицинская академия» Биологическая химия
- Киров - 2005
- Раздел программы: Строение и функции белков. Тема: Белки. Уровни структурной организации белковой молекулы.
- Тема: Физико-химические свойства белков.
- Тема: Химия сложных белков.
- Раздел программы: Ферменты. Тема: Химическая природа и свойства ферментов.
- Тема: Регуляция активности ферментов.
- Тема: Методы количественного определения активности ферментов. Основные принципы энзимодиагностики и энзимотерапии.
- Раздел программы: Биоэнергетика клетки, общие пути катаболизма. Тема: Биологическое окисление.
- Тема: Окислительное фосфорилирование
- Тема: Общие пути катаболизма
- Раздел программы: Обмен углеводов. Тема: Начальные этапы обмена углеводов. Анаэробное окисление глюкозы (гликолиз). Глюконеогенез.
- Тема: Аэробные пути окисления глюкозы.
- Тема: Обмен гликогена, обмен дисахаридов. Сахар крови, регуляция углеводного обмена
- Раздел программы: Витамины. Тема: Витамины, участие в обмене веществ.
- Раздел программы: Обмен липидов Тема: Начальные этапы обмена липидов. Переваривание, резервирование и мобилизация липидов. Окисление жирных кислот и глицерина.
- Тема: Внутриклеточный обмен липидов
- Тема: Обмен холестерина.
- Раздел программы: Обмен аминокислот. Тема: Общие пути обмена аминокислот
- Тема: Конечные пути распада белков. Образование и обезвреживание аммиака.
- Тема: Особенности обмена некоторых аминокислот
- Раздел программы: Роль гормонов в регуляции метаболизма. Тема: Гормоны
- Тема: Взаимосвязь обменов. Обмен веществ при сахарном диабете
- Раздел программы: Обмен белков, нуклеиновых кислот. Тема: Обмен нуклеиновых кислот.
- Тема: Биосинтез нуклеиновых кислот, белка.
- Раздел программы: Частная биохимия. Тема: Пищеварение.
- Тема: Биохимия печени.
- Тема: Биохимия крови.
- Тема: Щелочно-кислотное равновесие. Биохимия мочи.
- Вопросы для подготовки к экзамену по биологической химии
- Ферменты
- III. Общие пути катаболизма, биологическое окисление и биоэнергетика
- Обмен и функции углеводов.
- Обмен и функции липидов
- Обмен аминокислот, простых и сложных белков
- Обмен нуклеотидов.
- Биосинтез нуклеиновых кислот и белков.
- Взаимосвязь обмена веществ.
- Гормоны.
- Водно-минеральный обмен.
- Витамины.
- Биохимия биологических жидкостей и тканей.
- Итоговые тесты по биологической химии Вопросы с одним правильным ответом
- Вопросы с несколькими правильными ответами
- Рекомендуемая литература