logo
Методическое руководство к аудиторным занятиям

Тема: Химия сложных белков.

ЦЕЛЬ: 1. Изучить классификацию и структуры сложных белков, иметь представление об их функциональном значении в организме.

2. Контроль знаний студентов по теме: «Строение и свойства белков».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

  1. Основные биологические функции белков в организме.

  2. Классификация белков. Химия простых белков (протамины, гистоны, альбумин, глобулины).

  3. Классификация сложных белков.

  4. Отличие продуктов гидролиза простых и сложных белков.

  5. Характеристика фосфопротеидов, важнейшие представители. Как связаны остатки фосфорной кислоты с белком?

  6. Характеристика гликопротеидов, важнейшие представители, их биологическая роль.

  7. Характеристика липопротеидов, важнейшие представители, их биологическая роль.

  8. Характеристика хромопротеидов, строение гемоглобина и его производных, их биологическая роль.

  9. Характеристика металлопротеидов, важнейшие представители.

  10. Общая характеристика нуклеопротеидов: основные белковые компоненты и простетические группы.

  11. Продукты последовательного гидролиза нуклеопротеидов, нуклеиновых кислот.

  12. Практическое значение для медицины определения содержания сложных белков в биологических жидкостях.

  13. Составьте таблицу ‘‘Классификация белков по функциям’’

Примеры белков

Функции белков

В состав таблицы включить белки: коллаген, альбумин, иммуноглобулины, гемоглобин, инсулин, актин, миозин, кератин, трансферрин, церулоплазмин, каталаза, пепсин. Функции: структурная, сократительная, защитная, каталитическая, транспортная, рецепторная, регуляторная.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА.

Для выполнения контрольной работы по теме ‘‘Строение и свойства белков’’необходимо знать:

  1. Структурные формулы и классификацию аминокислот по физико-химическим свойствам.

  2. Цветные реакции и их механизмы для белков и отдельных аминокислот.

  3. Уровни структурной организации белковой молекулы, связи, стабилизирующие каждый уровень.

  4. Физико-химические свойства белков (факторы устойчивости белковой молекулы в растворе, электрические свойства, денатурация белков, применение осадочных реакций).

  5. Методы и механизмы выделения и очистки индивидуальных белков.

  6. Уметь написать пептиды из заданных аминокислот, назвать их, определить заряды, направление движения в поле постоянного электрического тока при различных значениях рН, определять зону нахождения изоэлектрической точки белка.

  7. Классификацию белков, характеристику основных представителей.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.

  1. Турбидиметрический метод определения уровня серогликоидов в сыворотке крови.

Принцип метода. При добавлении к сыворотке крови раствора хлорной кислоты белки выпадают в осадок, а серогликоиды остаются в растворенном реактиве, из которого могут быть выделены путем осаждения фосфорновольфрамовой кислотой. По степени помутнения раствора судят о содержании серогликоидов в исследуемом материале.

Порядок выполнения работы: 0,5 мл сыворотки крови смешивают с 4,5 мл 0,85 % раствора хлорида натрия и добавляют по каплям 2,5 мл раствора (1,8 моль/л) хлорной кислоты. Содержимое пробирки тщательно перемешивают стеклянной палочкой, оставляют на 10 мин при комнатной температуре, центрифугируют 15 мин при 3000 об/мин. Отбирают 5,0 мл ценрифугата, к которому добавляют 1,0 мл раствора фосфорнофольфрамовой кислоты и через 15 мин определяют оптическую плотность смеси при красном светофильтре ФЭКа в кювете толщиной слоя 10мм. Результаты сравнивают с показателями контрольной пробы, которую готовят смешиванием 3,3 мл раствора хлорида натрия с 1,7 мл раствора хлорной кислоты и с 1,0 мл раствора фосфорновольфрамовой кислоты. Разница в значениях (единицы абсорбции, учтенные до третьего знака после запятой) отражает содержание серогликоидов в сыворотке крови.

Уровень серогликоидов в сыворотке крови практически здоровых взрослых людей составляет 0,130-0,200 усл. ед. (ед. абсорбции).

2. Выделение муцина из слюны.

Порядок выполнения работы: В пробирку собирают 1 – 2 мл слюны и по каплям приливают концентрированную уксусную кислоту (10 – 20 капель). Выпадает осадок муцина. Осторожно сливают жидкость, сгусток слегка подсушивают фильтровальной бумагой. Со сгустком проделывают реакцию Молиша, доказывающую присутствие углеводного компонента в белке. Для чего к сгустку добавляют 5 – 10 капель 1% спиртового раствора тимола, перемешивают и по стенке пробирки осторожно добавляют 20 – 30 капель концентрированной серной кислоты. При встряхивании на дне пробирки образуется продукт конденсации розового цвета. Можно провести вторую реакцию на выявление углеводного компонента. Для этого к сгустку добавляют 5 – 10 капель 0,2% спиртового раствора -нафтола и 20 – 30 капель концентрированной серной кислоты. Появляется розово-фиолетовое окрашивание.

3. Качественная реакция на геминовую группу гемоглобина.

Принцип метода: Реакция обусловлена способностью гемоглобина катализировать окисление бензидина перекисью водорода. Бензидин при этом окисляется в парахинондиимин, и жидкость приобретает зелёную окраску. Реакция очень чувствительна и служит для обнаружения

минимальных количеств крови в биологических жидкостях и других объектах.Порядок выполнения работы: Берут две пробирки, в одну из них вносят воду, в другую разведенную кровь (по 5 капель). В обе пробирки добавляют по 5 капель 1% раствора бензидина и по 5 капель 3% раствора перекиси водорода. Отмечают изменение окраски в пробе с кровью.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная:

  1. Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 78-95.

  2. Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 56-73.

  3. Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 29-30, 42-48.

Дополнительная литература:

  1. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /Под ред. Члена-корренспондента РАН, проф. Е.С. Северина, проф. А.Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. -448 с.: ил. – (XXI век).

  2. Марри Р. и соавтор. ‘‘Биохимия человека’’ М.: Мир, 1993, т. 1.