logo
Методическое руководство к аудиторным занятиям

Раздел программы: Обмен липидов Тема: Начальные этапы обмена липидов. Переваривание, резервирование и мобилизация липидов. Окисление жирных кислот и глицерина.

ЦЕЛЬ: Усвоить отличительные свойства классов липидов и их функции в организме; особенности окисления продуктов гидролиза ТАГ, взаимосвязь между процессами окисления ТАГ и энергообеспечением организма.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

  1. Биологическая роль липидов. Важнейшие липиды тканей человека. Липиды резервные и структурные.

  2. Потребность организма и источники липидов. Переваривание и всасывание липидов. Перечислить ферменты, расщепляющие пищевые жиры и фосфолипиды, класс, к которому они относятся, гидролизируемые связи и продукты распада. Написать по-стадийно полный гидролиз дипальмитоолеата под действием панкреатической липазы.

  3. Желчные кислоты, их происхождение, строение и роль в усвоении жира. Написать формулы натриевых солей гликохолевой, таурохолевой, гликохенодезоксихолевой кислот.

  4. Липолиз – первый этап мобилизации резервных липидов. Роль гормонов и аденилатциклазной системы в активации триацилглицеринлипазы.

  5. Окисление глицерина, ферменты. Энергетика полного окисления глицерина в аэробных условиях.

  6. Бета- окисление как путь катаболизма жирных кислот. Написать активирование капроновой кислоты. Какой фермент, какого класса это катализирует? Какова биологическая роль карнитина и карнитин-ацил-КоА-трансферазы? Написать образование олеил-карнитина. Какая связь имеется между -окислением жирных кислот, циклом Кребса и цепью транспорта электронов? Написать один цикл -окисления активных лауриновой, миристиновой, олеиновой, линолевой кислот. Назовите действующие ферменты. Описать дальнейшую судьбу образующихся веществ.

  7. Особенности окисления ненасыщенных жирных кислот и с нечетным числом углеродных атомов.

  8. Энергетика и биологическое значение окисления триацилглицеринов. Синтез какого количества молекул АТФ обеспечивает один цикл -окисления жирной кислоты? По какой формуле можно рассчитать количество молекул АТФ, образующихся при полном распаде до конечных продуктов насыщенной жирной кислоты? Сделать расчет для линолевой кислоты. Рассчитать, сколько молекул АТФ возникает при полном распаде до конечных продуктов молекулы жира, содержащей капроновую, олеиновую и арахидоновую кислоты.

  9. У больного развилась стеаторрея. Что такое стеаторрея и каковы ее причины? Почему эти причины приводят к заболеванию? Как по анализу кала можно определить стеаторрею?

  10. Какие возникают нарушения в липидном обмене при обтурации желчных путей?

  11. У больного вследствие хронической патологии печени и кишечника нарушено всасывание липидов. Какие сопутствующие гиповитаминозы отягощают состояние больного?

Лабораторная работа.

Исследование действия липазы поджелудочной железы.

Влияние желчи на активность липазы.

Принцип метода: активность липазы определяют по количеству жирных кислот, образовавшихся в результате действия препарата липазы (гомогената поджелудочной железы или вытяжки из нее) на субстрат (молоко или подсолнечное масло). Содержание жирных кислот определяют титрованием гидроксидом натрия в присутствии фенолфталеина.

Ход работы:

  1. В три колбы помещают компоненты согласно данным таблицы:

    Состав инкубационной смеси

    Опытная проба, мл

    Опытная проба с желчью, мл

    Контрольная проба, мл

    молоко (разведенное 1:10)

    Препарат липазы

    Раствор желчи

    Вода

    10

    1

    -

    1

    10

    1

    1

    -

    10

    1

    (кипячение 10 мин)

    1

    -

  2. Содержимое колб тщательно перемешать.

  3. Из каждой колбы отобрать по 2 мл в посуду для титрования.

  4. Колбы поместить в термостат при 400С.

  5. В отобранные пробы добавить по 1-2 капли фенолфталеина и оттитровать 0,01 моль/л раствором NаОН до слабо розового окрашивания с целью нейтрализации органических кислот, присутствующих до начала действия липазы. Результаты записать.

  6. Через 15, 30 и 60 минут отобрать из инкубируемых колб пробы для титрования, как было описано выше.

  7. Результаты первого титрования, полученные до начала действия липазы, вычесть из результатов последующих титрований.

  8. Построить график, где по оси абсцисс отложить время (мин), а по оси ординат – активность липазы в мл раствора гидроксида натрия, пошедшего на титрование.

Сравнить активность липазы в присутствии желчи и без нее. Сделать выводы.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная:

    1. Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 363-378, 404-406.

  1. Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 371-392, 393-396, 400-405.

  2. Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 270-275, 279-281, 286-288, 292-296.

  3. Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия: Учебник. –М.: Медицина, 2000, с. 110-119, 133-134.

  4. Лекционный материал.

Дополнительная:

  1. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /Под ред. Члена-корренспондента РАН, проф. Е.С. Северина, проф. А.Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. -448 с.: ил. – (XXI век).

  2. Бышевский А.Ш., Терсенов О.А. ‘‘Биохимия для врача’’, Екатеринбург, 1994.

  3. Клиническая биохимия /Под ред. В.А. Ткачука –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. -360 с. –(Серия XXI век)

  4. Клиническая биохимия /Пер. с англ. –М. –СПб.: «Издательство Бином» - «Невский Диалект» 1999. -368 с., ил.

  5. Марри Р. и соавтор. ‘‘Биохимия человека’’ М.: Мир, 1993, т. 1.