Тема: Аэробные пути окисления глюкозы.
ЦЕЛЬ: Усвоить общую схему дихотомического пути окисления глюкозы, химизм и энергетическое значение каждого этапа, уметь подсчитать энергетический эффект полного окисления глюкозы. Знать биологическое значение пентозофосфатного (прямого) пути окисления глюкозы, химизм процесса.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.
Дихотомический путь окисления глюкозы. Этапы окисления в аэробных условиях.
Характеристика гликолитического этапа окисления глюкозы, отличие от анаэробного гликолиза, судьба отщепляемого водорода. Биологическая роль челночных механизмов.
Напишите реакции глицерофосфатного и малатаспартатного челночных механизмов, обозначьте локализацию в клетке соответствующих реакций.
Общие пути катаболизма (окисление пирувата, цикл трикарбоновых кислот, их связь с дыхательной цепью).
Энергетический эффект полного (до СО2 и Н2О) окисление глюкозы в аэробных условиях. Способы аккумуляции энергии в макроэргических связях АТФ.
Для синтеза одинакового количества АТФ в анаэробных условиях сгорает значительно большее количество глюкозы, чем в присутствии кислорода. Сопоставьте эти затраты. Объясните причины различий.
При переходе от анаэробных условий к аэробным тормозится гликолиз. Назовите и объясните это явление.
Прямое окисление глюкозы (пентозофосфатный путь, апотомический путь). Окислительный этап образования пентоз, химизм реакций, ферменты, коферменты.
Неокислительный этап образования пентоз, ферменты, коферменты, связь с гликолизом.
Биологическое значение пентозофосфатного пути окисления глюкозы, в каких органах и тканях он протекает?
В печени активно работают два аэробных процесса распада глюкозы. Назовите их. Является ли их существование дублированием? Ответ аргументируйте.
Составьте схемы аэробного гликолиза и пентозофосфатного пути окисления глюкозы и решите следующие задачи:
В процессе метаболизма глюкозы образуется фруктозо-1,6-дифосфат.
А) Сколько молекул АТФ образуется при его катаболизме до пирувата (аэробное и анаэробное окисление), в чём причина различий?
Б) Укажите реакции, которые приводят к образованию АТФ на этом этапе.
В) Сколько молекул АТФ образуется при его окислении до СО2 и Н2О: всего, путём субстратного фосфорилирования, при окислительном фосфорилировании?
Сколько молекул АТФ образуется при аэробном дихотомическом окислении 10 молекул глюкозы: а) при действии глицерофосфатного челночного механизма, б) при действии малатаспартатного челночного механизма?
Сколько окислительно-восстановительных реакций протекает в ходе: а) аэробного, б) анаэробного гликолиза? Назовите эти реакции.
12 молекул глюкозы подверглось окислению пентозофосфатным путём.
А) Сколько молекул НАДФ+ восстановится?
Б) Сколько молекул СО2 образуется в окислительном этапе?
В) В чём различие функционирования НАД+ и НАДФ+, какой витамин входит в молекулу этих коферментов, какова их преимущественная локализация в клетке?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.
Обнаружение метаболитов гликолиза в безбелковом мышечном экстракте.
Получение безбелкового экстракта из мышц.
Взять 5 – 10 г мышечной ткани, измельчить, тщательно растереть, прибавить 10 – 20 мл насыщенного раствора сернокислого аммония (осаждение белков). Полученный экстракт профильтровать в пробирку или колбу.
Открытие триозофосфатов.
В пробирку наливают 0,5 мл безбелкового мышечного экстракта, 0,5 мл 2 Н раствора NaOH, смешивают и оставляют стоять при комнатной температуре в течение 5 минут: триозофосфаты подвергаются гидролизу, в результате которого отщепляется неорганический фосфор. Открытие неорганического фосфора: в пробу добавляют 0,5 мл 2 Н раствора HCl, 0,5 мл 1% раствора молибденовокислого аммония и 0,5 мл 1% раствора аскорбиновой кислоты. Содержимое пробирки тщательно перемешивают и помещают пробирку в кипящую водяную баню на 5 минут. Жидкость приобретает синюю окраску, обусловленную наличием в ней фосфора. Тёмно-синий цвет объясняется образованием фосфорномолибденовой кислоты, которая восстанавливается аскорбиновой кислотой, превращаясь в молибденовую синь.
Открытие фруктозодифосфата при помощи реакции Селиванова.
В пробирку вносят 0,5 мл безбелкового мышечного экстракта и 2 мл реактива Селиванова (раствор резорцина в концентрированной соляной кислоте). Содержимое пробирки хорошо перемешивают и пробирку помещают в кипящую водяную баню на 5 – 10 минут. Жидкость окрашивается в вишнёво-красный цвет, интенсивность которого зависит от концентрации фруктозодифосфата в экстракте.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная:
Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 327-333, 343-357.
Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 333-343, 358-364, 350-355.
Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 237-241, 256-260.
Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия: Учебник. –М.: Медицина, 2000, с. 88-93, 104-109.
Лекционный материал.
Дополнительная литература:
Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /Под ред. Члена-корренспондента РАН, проф. Е.С. Северина, проф. А.Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. -448 с.: ил. – (XXI век).
Марри Р. и соавтор. ‘‘Биохимия человека’’ М.: Мир, 1993, т. 1.
- Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию гоу впо «Кировская государственная медицинская академия» Биологическая химия
- Киров - 2005
- Раздел программы: Строение и функции белков. Тема: Белки. Уровни структурной организации белковой молекулы.
- Тема: Физико-химические свойства белков.
- Тема: Химия сложных белков.
- Раздел программы: Ферменты. Тема: Химическая природа и свойства ферментов.
- Тема: Регуляция активности ферментов.
- Тема: Методы количественного определения активности ферментов. Основные принципы энзимодиагностики и энзимотерапии.
- Раздел программы: Биоэнергетика клетки, общие пути катаболизма. Тема: Биологическое окисление.
- Тема: Окислительное фосфорилирование
- Тема: Общие пути катаболизма
- Раздел программы: Обмен углеводов. Тема: Начальные этапы обмена углеводов. Анаэробное окисление глюкозы (гликолиз). Глюконеогенез.
- Тема: Аэробные пути окисления глюкозы.
- Тема: Обмен гликогена, обмен дисахаридов. Сахар крови, регуляция углеводного обмена
- Раздел программы: Витамины. Тема: Витамины, участие в обмене веществ.
- Раздел программы: Обмен липидов Тема: Начальные этапы обмена липидов. Переваривание, резервирование и мобилизация липидов. Окисление жирных кислот и глицерина.
- Тема: Внутриклеточный обмен липидов
- Тема: Обмен холестерина.
- Раздел программы: Обмен аминокислот. Тема: Общие пути обмена аминокислот
- Тема: Конечные пути распада белков. Образование и обезвреживание аммиака.
- Тема: Особенности обмена некоторых аминокислот
- Раздел программы: Роль гормонов в регуляции метаболизма. Тема: Гормоны
- Тема: Взаимосвязь обменов. Обмен веществ при сахарном диабете
- Раздел программы: Обмен белков, нуклеиновых кислот. Тема: Обмен нуклеиновых кислот.
- Тема: Биосинтез нуклеиновых кислот, белка.
- Раздел программы: Частная биохимия. Тема: Пищеварение.
- Тема: Биохимия печени.
- Тема: Биохимия крови.
- Тема: Щелочно-кислотное равновесие. Биохимия мочи.
- Вопросы для подготовки к экзамену по биологической химии
- Ферменты
- III. Общие пути катаболизма, биологическое окисление и биоэнергетика
- Обмен и функции углеводов.
- Обмен и функции липидов
- Обмен аминокислот, простых и сложных белков
- Обмен нуклеотидов.
- Биосинтез нуклеиновых кислот и белков.
- Взаимосвязь обмена веществ.
- Гормоны.
- Водно-минеральный обмен.
- Витамины.
- Биохимия биологических жидкостей и тканей.
- Итоговые тесты по биологической химии Вопросы с одним правильным ответом
- Вопросы с несколькими правильными ответами
- Рекомендуемая литература