logo
КСЕ Самыгин

I введение

Естествознание, будучи сложнейшей совокупностью наук о природе, выработало в процессе своей длительной эволюции такие способы, методы и приемы познания, ко­торые, несомненно, могут служить и служат эталонными нормами не только для всякой науки, но и приобретают об­щекультурное значение. Ныне рациональная естественно­научная методология познания проникает в социальную и гуманитарную сферы, оказывает заметное воздействие на психологию, философию, искусство.

Поэтому концептуальный подход к достижениям совре­менного естествознания предполагает не просто краткую экскурсию по основным его разделам, но и осознание ми­ровоззренческого и методологического значения тех или иных естественнонаучных принципов и теорий в контекс­те современной культуры. Соответственно, курс «Концеп­ций современного естествознания» представляет собой не просто совокупность избранных глав традиционных разде­лов физики, химии, биологии, географии, экологии, но яв­ляется результатом междисциплинарного синтеза комп­лексного культурологического, философского и эволюцион-но-синергетического подходов к современному естество­знанию.

Авторы данного учебного пособия ставили перед собой задачу как познакомить студентов с историей естествозна­ния и его основными современными концепциями, так и показать роль тех культурно-исторических условий, в рам­ках которых они формируются.

Почти на всем протяжении XX века наблюдается про­тивостояние двух сфер познания — естественнонаучной и социогуманитарной. Очень четко эту ситуацию зафиксиро­вал известный английский писатель и ученый Чарлз Сноу, выступивший в 1959 году в Кембриджском университете с программной лекцией «Две культуры и научная револю-

3

ция». Он показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и «научной культурой», выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть.

Ч. Сноу размышляет о двух полюсах культуры. На одном из них — культура, созданная наукой, естествозна­нием. Прежде всего — это современная научная модель физического мира, которая по сложности, емкости, интел­лектуальной глубине является удивительным творением коллективных усилий человеческого разума. Но предста­вители другого полюса — социогуманитарной культуры — не имеют, как правило, ни малейшего представления об этом творении. В гуманитарном сообществе не приемлют упрощений, идеализаций, забывая, что построение идеаль­ных моделей — одно из условий плодотворного теоретиче­ского мышления. В свою очередь, многие социогуманитар-ные ценности остаются неизвестными для большинства ес­тествоиспытателей. Физики часто проявляют односто­ронность в оценках возможностей обществоведов и гума­нитариев строить научные предсказания, не учитывая, что исследователи социальных явлений имеют дело с открыты­ми системами, где логика предсказаний иная, чем тогда, когда имеют дело с идеализированными моделями замкну­тых систем.

Такая поляризация культуры, несомненно, наносит ущерб всему — науке, искусству, обществу, человечеству.

Однако к концу XX столетия появились серьезные пред­посылки для преодоления подобного противостояния. Само по себе сопоставление различных научных дисциплин — это всегда обмен опытом и перенос его из одной области познания в другую, это одна из возможных точек роста научного знания. Именно поэтому методологическое сопо­ставление гуманитарных и естественных наук часто при­носит новое, дает замечательные научные результаты. Можно вспомнить о том, что статистические методы, кото­рые имеют такое важное значение в современной физике, зародились в трудах социологов-экономистов У. Петти и Дж. Граунта.

Междисциплинарный подход становится все более зна­чимым для нынешнего развития социального знания. Идет

4

процесс формирования единой науки о человеке, обществе, государстве, природе и жизни. При этом и социальное, и ес­тественнонаучное понимание имеет единые исходные цели (достичь истинного знания). С другой стороны, сейчас науко­веды насчитывают около двух тысяч научных дисциплин, и формирование все новых отраслей науки продолжается (био­ника, семиотика, прогностика, квалиметрия и т. д.). Оказыва­ется, что естественная дифференциация (дробление) науки необходимо дополняется противодействующей тенденцией — ее интеграцией, стремлением к единству научного знания, к активному взаимодействию различных наук.

Объективную основу интеграции знания составляет единство материального мира, принципиальная общность основных свойств материи и законов ее развития на всех структурных уровнях организации и во всех формах дви­жения. Интегративные тенденции в науке начинают про­являться уже во второй половине XIX века. Но с особой силой они обнаруживаются в наше время, когда могучим стимулятором, своеобразным ускорителем процессов интег­рации в познании становится научно-технический прогресс. Он позволил гораздо сильнее, чем раньше, ощутить всю глубину и разносторонность связей человека и окружаю­щей среды, общества и природы.

Среди выделяющихся в последние десятилетия новых отраслей знания значительное число уже по своей приро­де носит синтетический, интегративный характер (астрофи­зика, математическая лингвистика, инженерная психология, космическая медицина, техническая эстетика и др.). Дру­гой чертой интеграции в современной науке является из­менение самого характера синтеза научного знания. Можно обозначить такие варианты синтеза знания в науке, как интеграция в рамках одной научной дисциплины; синтез в пределах дисциплин, не входящих в один и тот же комп­лекс наук (например, естествознание, обществоведение или технические науки); наконец, синтез, выходящий за рамки любого такого комплекса, объединяющий знания несколь­ких или даже многих областей. Именно последний вари­ант намечает и представляет собой путь не только к еди­ной науке, но и путь к другой культуре.

Интереснейшим примером такого синтеза становится в последние годы синергетика. Возникнув как физическая

5

теория (в термодинамике), она сейчас дает возможность по-новому взглянуть на классические, традиционные пробле­мы познания истории и законов жизни общества. Будучи изучением законов коэволюции (совместного развития) сложных систем, она в самой своей сути содержит необхо­димость выработать понимание взаимодействия и создать условия для сосуществования самых различных форм зна­ния. Этот новый взгляд на мир открывает нам колоссаль­ную избирательность сложных форм (будь то молекула, живое существо, общество и т. д.). Сложное, как оказыва­ется, существует в очень узком диапазоне условий. Причем в закрытых системах хаос побеждает, но мир — это сис­тема открытия.

Синергетика может успешно служить для моделирова­ния многих процессов социальной жизни — демографиче­ских, геополитических, социально-экономических и др. Данная научная теория позволяет и даже заставляет по-новому оценивать необходимость и действующие тенденции к интеграции естественнонаучного и социогуманитарного познания.

Авторы надеются, что знакомство с историей науки и важнейшими концепциями современного естествознания помогут читателю объективно сориентироваться в много­образии предлагающихся ныне обществом ценностей ми­ровоззренческого, социально-политического, нравственно-экологического, эстетического характера.