logo
КСЕ Самыгин

1.2. Самопроизвольное (спонтанное) зарождение

Эта теория была распространена в Древнем Китае, Ва­вилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Аристотель (384—322 гг. до н. э.), которого часто провозглашают основателем биоло­гии, придерживался теории спонтанного зарождения жиз-

267

ни. На основе собственных наблюдений он развивал эту теорию дальше, связывая все организмы в непрерывный ряд — «лестницу природы».

«Ибо природа совершает переход от безжизненных объектов к животным с такой плавной последовательно­стью, поместив между ними существа, которые живут, не будучи при этом животными, что между соседними груп­пами, благодаря их тесной близости, едва можно заметить различия» (Аристотель).

Этим утверждением Аристотель укрепил более ранние высказывания Эмпедокла об органической эволюции. Со­гласно гипотезе Аристотеля о спонтанном зарождении, определенные «частицы» вещества содержат некое «актив­ное начало», которое при подходящих условиях может со­здать живой организм. Аристотель был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворенном яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также в сол­нечном свете, тине и гниющем мясе.

«Таковы факты — живое может возникать не только путем спаривания животных, но и разложением почвы. Так же обстоит дело и у растений: некоторые развивают­ся из семян, а другие как бы самозарождаются под действи­ем всей природы, возникая из разлагающейся земли или определенных частей растений» (Аристотель).

С распространением христианства теория спонтанного зарождения жизни оказалась не в чести: ее признали лишь те, кто верил в колдовство и поклонялся нечистой силе, но эта идея все продолжала существовать где-то на заднем плане в течение еще многих веков.

Ван Гельмонт (1577—1644), весьма знаменитый и удач­ливый ученый, описал эксперимент, в котором он за три недели якобы создал мышей. Для этого нужны были гряз­ная рубашка, темный шкаф и горсть пшеницы. Активным началом в процессе зарождения мыши Гельмонт считал человеческий пот.

В 1688 году итальянский биолог и врач Франческо Реди, живший во Флоренции, подошел к проблеме возникнове­ния жизни более строго и подверг сомнению теорию спон­танного зарождения. Реди установил, что маленькие белые червячки, появляющиеся на гниющем мясе, — это личин­ки мух. Проведя ряд экспериментов, он получил данные, подтверждающие мысль о том, что жизнь может возник-

268

нуть только из предшествующей жизни (концепция био­генеза).

«Убежденность была бы тщетной, если бы ее нельзя было подтвердить экспериментом. Поэтому в середине июля я взял четыре больших сосуда с широким горлом, поместил в один из них змею, в другой — немного рыбы, в третий — угрей из Арно, в четвертый — кусок молочной телятины, плотно закрыл их и запечатал. Затем я поме­стил то же самое в четыре других сосуда, оставив их откры­тыми... Вскоре мясо и рыба в незапечатанных сосудах за-червили; можно было видеть, как мухи свободно залетают в сосуды и вылетают из них. Но в запечатанных сосудах я не видел ни одного червяка, хотя прошло много дней, после того как в них была положена дохлая рыба» (Реди).

Эти эксперименты, однако, не привели к отказу от идеи самозарождения, и хотя эта идея несколько отошла на зад­ний план, она продолжала оставаться главной теорией в неклерикальной среде.

В то время как эксперименты Реди, казалось бы, опро­вергли спонтанное зарождение мух, первые микроскопи­ческие исследования Антона ван Левенгука усилили эту теорию применительно к микроорганизмам. Сам Левен-гук не вступал в споры между сторонниками биогенеза и спонтанного зарождения, однако его наблюдения под мик­роскопом давали пищу обеим теориям и в конце концов побудили других ученых поставить эксперименты для ре­шения вопроса о возникновении жизни путем спонтанно­го зарождения.

В 1765 году Ладзаро Спалланцани провел следующий опыт: подвергнув мясные и овощные отвары кипячению в течение нескольких часов, он сразу же их запечатал, пос­ле чего снял с огня. Исследовав жидкости через несколь­ко дней, Спалланцани не обнаружил в них никаких при­знаков жизни. Из этого он сделал вывод, что высокая тем­пература уничтожила все формы живых существ, и что без них ничто живое уже не могло возникнуть.

В 1860 году проблемой происхождения жизни занялся Луи Пастер. К этому времени он уже многое сделал в об­ласти микробиологии и сумел разрешить проблемы, угро­жавшие шелководству и виноделию. Он показал также, что бактерии вездесущи и что неживые материалы легко мо-

269

гут быть заражены живыми существами, если их не стери­лизовать должным образом.

В результате ряда экспериментов, в основе которых ле­жали методы Спалланцани, Пастер доказал справедливость теории биогенеза и окончательно опроверг теорию спонтан­ного зарождения.

Однако подтверждение теории биогенеза породило дру­гую проблему. Коль скоро для возникновения живого орга­низма необходим другой живой организм, то откуда же взялся самый первый живой организм? Только теория ста­ционарного состояния не требует ответа на этот вопрос, а во всех других теориях подразумевается, что на какой-то стадии истории жизни произошел переход от неживого к живому. Было ли это первичным самозарождением?