logo
КСЕ Самыгин

3 .1. Научные революции в истории естествознания

Развитие естествознания не является лишь монотон­ным процессом количественного накопления знаний об окружающем природном мире (как это могло показаться из предшествующего изложения). И если процесс просто­го приращения знаний (а иногда и вымыслов) был присущ для натурфилософии античности, для «преднауки» средне­вековья, то с XVI века характер научного прогресса суще­ственно меняется. В развитии науки появляются перелом­ные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира.

Эти переломные этапы в генезисе научного знания по­лучили наименование научных революций. Причем рево­люция в науке — это, как правило, не кратковременное событие, ибо коренные изменения в научных знаниях тре­буют определенного времени. Поэтому в любой научной революции можно хронологически выделить некоторый более или менее длительный исторический период, в тече­ние которого она происходит. Периоды революций в науке, отмечал всемирно известный физик Луи де Бройль, «всегда характеризуют решающие этапы в прогрессивном развитии наших знаний»5.

Научная революция приводит к формированию совер­шенно нового видения мира, вызывает появление принци­пиально новых представлений о его структуре и функцио­нировании, а также влечет за собой новые способы, мето­ды его познания. При этом научная революция может происходить первоначально в одной из фундаментальных наук (или даже формировать эту науку), превращая ее за­тем на определенный исторический период в лидера науки. Последнее означает, что происходит своеобразная экспан­сия ее новых представлений, принципов, методов, возник­ших в ходе революции, на другие области знания и на ми­ропонимание в целом.

Длительный процесс становления современного есте­ствознания начался с первых двух научных революций,

52

происходивших в XVI-XVII вв. и создавших принципиаль­но новое (по сравнению с античностью и средневековьем) понимание мира.