logo search
Методическое руководство к аудиторным занятиям

Тема: Особенности обмена некоторых аминокислот

ЦЕЛЬ: 1.Изучить особенности обмена некоторых аминокислот.

2.Ознакомиться с методом определения содержания креатинина в моче.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

  1. Декарбоксилазы аминокислот и их производных. Образование биогенных аминов: гистамина, серотонина, ГАМК, дофамина, полиаминов. Роль биогенных аминов в регуляции метаболизма и функций. Инактивация биогенных аминов.

  2. Обмен фенилаланина и тирозина. Распад тирозина до фумаровой и ацетоуксусной кислоты. Использование тирозина для синтеза меланинов. Наследственные нарушения обмена фенилаланина, тирозина.

  3. Роль серина, глицина и метионина в образовании одноуглеродных групп в реакциях трансметилирования. Участие тетрагидрофолиевой кислоты в этих процессах. Недостаточность фолиевой кислоты. Механизм бактериостатического действия сульфаниламидных препаратов.

  4. Биосинтез и физиологическая роль системы креатин -креатин-фосфат-креатинин. Значение определения креатина и креатинина в крови и моче.

  5. Обмен метионина и реакции трансметилирования.

  6. Глутатион: строение и функции в организме.

  7. Решите ситуационные задачи:

  1. Девушка долго «загорала» на солнце. К вечеру у нее повысилась температура, поднялось кровяное давление, кожа приобрела багровый цвет (гиперемия), была рвота. При декарбоксилировании какой аминокислоты образуются вещества, вызывающие подобные явления?

  2. Альбиносы плохо переносят воздействие солнца, «загар» не развивается, появляются ожоги. Нарушение метаболизма какой аминокислоты лежит в основе этого явления?

  3. В больницу доставлен ребенок с явлениями отсталости в физическом и умственном развитии. В моче обнаружены фенилаланин и фенилпировиноградная кислота. Какой фермент неактивен? Почему в моче в больших количествах появляется фенилаланин? Предложите лечение для данного случая.

  4. Моча двухлетнего ребенка после подщелачивания приобретает темно-коричневое окрашивание. Предположительный диагноз.

  5. В моче ребенка и взрослого мужчины обнаружены креатинин и креатин. Является ли это отклонением от нормы?

  6. Почему недостаток фолиевой кислоты и витамина В12 приводит к развитию анемии?

Лабораторная работа.

Определение креатинина в моче.

Клинико-диагностическое значение метода.

Креатин и креатинин – метаболиты, которые образуются в клетках мышц, как конечные продукты азотистого обмена.

Выведение этих метаболитов с мочой указывает на состояние мышечной системы организма.

Креатинин непрерывно образуется в мышцах из креатин-фосфата без участия ферментов. Обратный процесс невозможен, поэтому креатинин, попадающий в кровоток, активно секретируется в мочу и быстро выводится. Количество выводимого креатинина является постоянным у каждого человека вне зависимости от объема мочи и количества поступающего с пищей азота. Это позволяет использовать креатинин как точку отсчета для сопоставления с другими веществами, выводимыми с мочой.

Количество креатинина в моче зависит от мышечной массы тела (10-25 мг/1кг массы) и в норме за сутки выделяется 4,4-17,6 ммоль/сут, или 53,0-106,1 мкмоль/л. Гиперкреатининурия наблюдается при синдроме длительного сдавливания, после снятия кровоостанавливающего жгута, лихорадочных состояниях, пневмонии, после тяжелой мышечной работы. Гипокреатининурия отмечается при хроническом нефрите, мышечной атрофии, дегенерации почек, лейкемии, в старческом возрасте.

Креатин в моче взрослого человека отсутствует, так как используется повторно для синтеза креатинфосфата и полностью реабсорбируется в почечных канальцах. Однако у детей, беременных женщин и в послеродовом периоде, а также у подростков моча почти всегда содержит креатин. Креатинурия у взрослых указывает либо на поражение мышечной ткани, либо на уменьшение ее массы (голодание, мышечные дистрофии и т.д.).

Принцип метода. Креатинин при взаимодействии с пикриновой кислотой в щелочной среде образует окрашенные соединения, интенсивность окраски которых измеряют фотометрически при длине волны 500-510 нм.

ХОД РАБОТЫ

  1. Мочу перед исследованием развести в соотношении 1100 дистиллированной водой.

  2. В три стеклянные пробирки отмерить компоненты, перечисленные в таблице, и их содержимое перемешать.

    Отмерить (мл)

    Проба

    Эталон

    Контроль

    1. Разведенная моча

    2. Калибровочный раствор (эталон креатинина)

    3. Вода дистиллированная

    4. Депротеинирующий раствор

    5. Пикриновая кислота

    6. Раствор гидроксида натрия

    0,50

    -

    0,25

    0,25

    0,50

    0,50

    -

    0,25

    0,50

    0,25

    0,50

    0,50

    -

    -

    0,75

    0,25

    0,50

    0,50

  3. Через 20 мин измерить оптическую плотность пробы (А1) и эталона (А2) против контрольного раствора.

  4. Расчет произвести по формуле:

Креатинин (мкмоль/л)=177А12

Учитывая разведение мочи, результат умножить на 50.

  1. Вывод занести в протокол.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная:

  1. Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 440-446, 451-468.

  2. Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 494-520.

  3. Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 323-329.

  4. Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия: Учебник. –М.: Медицина, 2000, с. 146-151.

  5. Лекционный материал.

Дополнительная литература:

  1. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /Под ред. Члена-корренспондента РАН, проф. Е.С. Северина, проф. А.Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. -448 с.: ил. – (XXI век).

  2. Марри Р. и соавтор. ‘‘Биохимия человека’’ М.: Мир, 1993, т. 1.