logo search
Методическое руководство к аудиторным занятиям

Тема: Обмен гликогена, обмен дисахаридов. Сахар крови, регуляция углеводного обмена

ЦЕЛЬ: Знать физиологическое значение запасания и мобилизации гликогена в печени и мышечной ткани. Иметь представление о некоторых врождённых нарушениях обмена гликогена, галактозы и фруктозы. Ознакомится с методом количественного определения глюкозы крови, усвоить клиническое значение этого теста.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

  1. Источники и пути использования глюкозы. Глюкозо-6-фосфат как центральный метаболит. Составьте схему получения глюкозо-6-фосфата и путей его использования.

  2. Структура гликогена и его биосинтез в клетках печени и мышц. Какой гормон стимулирует биосинтез гликогена?

  3. Мобилизация гликогена, последовательность реакций, ферменты, отличительные особенности процесса в печени и мышцах, биологическая роль мобилизации гликогена в этих органах. Какие гормоны стимулируют распад гликогена в печени?

  4. Врождённые нарушения обмена гликогена. Гликогенозы и агликогенозы, клинические проявления этих заболеваний, недостаточность каких ферментов является причиной гликогеноза (I – IX типов)?

  5. Взаимопревращение сахаров. Источники галактозы и фруктозы, усвоение этих сахаров. Напишите превращение галактозы в УДФ-галактозу, а затем в УДФ-глюкозу. Какие ферменты катализируют эти превращения? Что такое галактоземия? В чём её причина? Каковы возможные последствия этого заболевания для организма? Как лечить ребёнка, страдающего галактоземией?

  6. Механизм утилизации фруктозы в печени, возможные нарушения этого обмена. Наследственная непереносимость фруктозы, её причина, последствия для организма ребёнка, как лечить больного?

  7. Глюкоза крови: факторы, влияющие на её уровень. Сахарная нагрузка, её значение в диагностике нарушений регуляции обмена углеводов. Назовите возможные причины гипер- и гипогликемий, виды глюкозурий. Какие меры должен предпринять врач при диабетической, гиперосмолярной и гипогликемической комах?

  8. Нейроэндокринная регуляция углеводного обмена. Гормоны, снижающие и повышающие уровень сахара (инсулин, глюкагон, катехоламины, глюкокортикостероиды) и механизм их действия.

  9. Особенности обмена углеводов у детей. Гипогликемия новорожденных, её причины.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.

Определение глюкозы в крови по цветной реакции с ортотолуидиновым реактивом.

Принцип метода: Глюкоза при нагревании с ортотолуидином в растворе уксусной кислоты даёт сине-зелёное окрашивание, интенсивность которого прямо пропорционально концентрации глюкозы и определяется на ФЭКе.

Порядок выполнения работы.

  1. В две центрифужные пробирки вносят по 0,9 мл 3% раствора трихлоруксусной кислоты, затем в одну из них добавляют 0,1 мл сыворотки крови, в другую – 0,1 мл стандартного раствора глюкозы.

  2. Содержимое пробирок перемешивают и центрифугируют при 3000 об/мин в течение 10 минут.

  3. Берут по 0,25 мл надосадочной жидкости из каждой пробирки и переносят в сухие пробирки, добавляют по 2,25 мл ортотолуидинового реактива.

  4. Пробирки помещают в кипящую водяную баню точно на 8 минут. Баня должна непрерывно кипеть!

  1. Через 8 минут пробирки охлаждают водопроводной водой. Измеряют на ФЭКе оптическую плотность проб против воды с красным светофильтром.

Расчёт: содержание глюкозы в опытной пробе рассчитывается по стандартному раствору глюкозы по формуле:

, где

Соп – концентрация глюкозы в крови, ммоль/л,

Сст – концентрация глюкозы в стандартной пробе, мг/100 мл,

Еоп – оптическая плотность пробы,

Ест – оптическая плотность стандарта глюкозы.

Коэффициент перерасчёта в единицы СИ (ммоль/л) равен 0,0555.

В норме содержание глюкозы в сыворотке крови человека, определяемое ортотолуидиновым методом, колеблется в пределах 3,33 – 5,55 ммоль/л, или 60 – 90 мг%.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная:

  1. Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 321-327, 335-338, 357-362.

  2. Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 316-333, 355-358, 364-369.

  3. Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 246-255, 263-270, 368-373.

  4. Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия: Учебник. –М.: Медицина, 2000, с. 93-99.

  5. Лекционный материал.

Дополнительная литература:

  1. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /Под ред. Члена-корренспондента РАН, проф. Е.С. Северина, проф. А.Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. -448 с.: ил. – (XXI век).

  2. Бородин Е.А. ‘‘Биохимический диагноз’’, часть 1, Благовещенск, 1991.

  3. Бышевский А.Ш., Терсенов О.А. ‘‘Биохимия для врача’’, Екатеринбург, 1994.

  4. Клиническая биохимия /Под ред. В.А. Ткачука –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. -360 с. –(Серия XXI век)

  5. Клиническая биохимия /Пер. с англ. –М. –СПб.: «Издательство Бином» - «Невский Диалект» 1999. -368 с., ил.

  6. Марри Р. и соавтор. ‘‘Биохимия человека’’ М.: Мир, 1993, т. 1.