logo search
Методическое руководство к аудиторным занятиям

Тема: Обмен холестерина.

ЦЕЛЬ: 1. Изучить процессы биосинтеза холестерина и кетоновых тел, их функции в организме. Представлять роль транспортных форм липидов.

2. Сформировать представление о возможных нарушениях липидного обмена и их клинических проявлениях.

3. Уметь практически определять общее количество холестерина в сыворотке крови.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

  1. Строение, свойства и биологическая роль холестерина.

  2. Функции холестерина. Понятия эндогенного и экзогенного холестерина. Сколько холестерина поступает в организм с пищей, синтезируется в нем и содержится в сыворотке крови в норме?

  3. Биосинтез холестерина:

  1. Регуляция процессов биосинтеза холестерина.

  2. Какова судьба избытка холестерина в организме? Какими путями он выделяется?

  3. Характеристика липопротеинов плазмы крови.

  4. Гиперлипопротеинемии, их классификация, биохимический диагноз, представление о клинических проявлениях.

  5. Роль липопротеинов в обмене холестерина. Гиперхолестеринемия. Молекулярные механизмы возникновения и развития атеросклероза.

  6. Биохимия желчно-каменной болезни.

  7. Биосинтез и использование кетоновых тел:

  1. В растительной пище нет холестерина. Какие могут быть различия в обмене холестерина у вегетарианцев и людей, рацион которых включает много мяса, молока, яиц?

  2. У пациента установлена недостаточность липопротеинлипазы, которая гидролизует ТАГ хиломикронов на поверхности эндотелия капилляров жировой ткани. Описать биохимические нарушения и определить тип гиперлипопротеинемии.

  3. У больного повышено содержание в сыворотке крови холестерина, ЛПНП, ЛПОНП, ТАГ. Каков тип гиперлипопротеинемии и существует ли риск развития ишемической болезни сердца?

Лабораторная работа.

Определение общего холестерина в сыворотке крови по методу Илька.

Клинико-диагностическое значение метода.

При нарушении липидного обмена холестерин может накапливаться в крови. Увеличение содержания холестерина в крови (гиперхолестеринемия) наблюдается при атеросклерозе, сахарном диабете, механической желтухе, нефрите, нефрозе, гипотиреозе. Гипохолестеринемия наблюдается при анемиях, голодании, туберкулезе, гипертиреозе, раковой кахексии, паренхиматозной желтухе, поражении ЦНС, лихорадках, введении инсулина. Нормальное содержание общего холестерина в сыворотке крови 3,3-5,2 мМоль/л.

Принцип метода основан на цветной реакции с реактивом Илька (смесь уксусного ангидрида, концентрированной серной и ледяной уксусной кислот). Интенсивность зеленой окраски продукта реакции определяется колориметрически.

Ход работы

  1. К 0,1 мл сыворотки крови прилить 2,0 мл реактива Илька. Содержимое пробирки перемешать.

  2. Инкубировать в течение 20 мин.

  3. Фотометрировать в кювете на 0,5 см против воды при =630-690 нм (красный светофильтр).

  4. Определить содержание холестерина по измеренной величине оптической плотности с помощью калибровочной кривой.

Предостережения: а) работать с сухой посудой;

б) соблюдать осторожность в манипуляциях со смесью концентрированных кислот.

Особенности обмена холестерина в детском возрасте.

Содержание холестерина в сыворотке крови при рождении в 3-4 раза ниже, чем у взрослых людей.

В возрасте 1 года содержание холестерина увеличивается в 1,5-2 раза за счет его эфиров. К 12 годам уровень холестерина повышается до 3,3-5,2 мМоль/л.

Повышение уровня холестерина у новорожденных свыше 2,6 мМоль/л рассматривается как гиперхолестеринемия, которая выявляется у 4 - 9% новорожденных. У 90% детей она не связана с наследственной патологией и с возрастом исчезает. У детей чаще всего встречается IIа тип гиперлипопротеинемии и повышенным содержанием ЛПНП.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная:

  1. Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 379-381, 398-403, 404-406, 574-577.

  2. Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 439-457.

  3. Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 275-276, 284-286, 289-292, 296-299.

  1. Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия: Учебник. –М.: Медицина, 2000, с. 118-122, 128-133.

  2. Гиперлипопротеинемии. Учебно-методическое руководство. Киров, 1992.

  3. Лекционный материал.

Дополнительная:

  1. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /Под ред. Члена-корренспондента РАН, проф. Е.С. Северина, проф. А.Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. -448 с.: ил. – (XXI век).

  2. Бородин Е.А. ‘‘Биохимический диагноз’’, часть 1, Благовещенск, 1991.

  3. Бышевский А.Ш., Терсенов О.А. ‘‘Биохимия для врача’’, Екатеринбург, 1994.

  4. Клиническая биохимия /Под ред. В.А. Ткачука –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. -360 с. –(Серия XXI век)

  5. Клиническая биохимия /Пер. с англ. –М. –СПб.: «Издательство Бином» - «Невский Диалект» 1999. -368 с., ил.

  6. Марри Р. и соавтор. ‘‘Биохимия человека’’ М.: Мир, 1993, т.