4.Основные принципы, проблемы и направления соврем. Социологии н.
Соц. подход к науке сформ-ся в 30е гг. 20 в. Н. подразумевает существование некоего н. сообщества. Следовательно, н. является предметом соц. изучения. Основоположником данного учения является Р. Мертон. Он выделил 2 размерности отношений внутри н. сообщества. Когнитивная размерность, согласно Мертону, есть взаимодействие исследователя и изучаемого объекта. Социальная размерность – отношение ученых друг к другу. По мнению Мертона, только социальная размерность м. б. предметом изучения социологии науки. В связи с этим Р. Мертон считается основоположником институциональной социологии. В данном течении н. рассматривается как социальный институт. Н. как соц. институт существует на основе совок-ти норм и ценностей (этос науки – это комплекс норм и ценностей, регулирующих взаимоотношения м/у учеными, трансляцию знаний от одного поколения ученых к др.). Мертон выделил 4 основных нормы.
Универсализм – науч. деят-ть потенциально открыты для любого ученого.
Коллективизм (результаты д. б. доступны, вообще говоря, всем, т.е. являться общественным достоянием).
Бескорыстность (единственным интересом, движущим ученым, д.б. познание истины).
Организованный скептицизм (все выводы, вне зависимости от их принадлежности, д. подвергаться сомнению).
Данные нормы, по мнению Мертона, являются одновременно и моральными нормами.
Патология науки: двойственность мотивации н. деятельности. Вышеприведенные нормы яв-ся идеалом, что в действительности, вообще говоря, неверно. Так, помимо познания истины, ученым движут такие интересы, как самоутверждение, карьерный рост.
В 70х гг. формируются новые течения социологии науки. Развивается когнитивная социология науки – не только взаимо-я м/у учеными, но и само научное знание м. и д. анализироваться социологией науки. Социокультурная деятельность сфера отпечатывается на содержании н. знания.
В связи с этим образовалось 2 подхода. Конструктивистко-релятивисткий подход (КРП), и «Сильная программа».
КРП(Коллинз, Кнорр-Сетин): Изучение деятельности научного коллектива непосредственно за работой. Метод включенного наблюдателя. Обычная работа ученого – это постоянные разногласия с др. учеными, разночтения, различные интерпретации различными людьми. Различия в интерпретации определяются тем, где, как и у кого обучался ученый. Акт видения есть результат обучения.
Принципиальным для н. знания является метод дискуссий и консенсусов. Следовательно, сам объект – не только задан природой, но также и конструируется в процессе н. деятельности.
«Сильная» программа (Блур, Баркс). 2 принципа:1. пр. беспристрастности – ученый не должен интересоваться только теми идеями, кот. признанны истинными.
2. Принцип симметрии: стремиться к тому, чтобы социокультурными факторами объяснялись не только заблуждения, но и истины.
- 1.Н как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной ф.Н.
- 2.Возникн/ науки и этапы ее становления.
- 3.Ист. Типы н. Рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.
- 4.Основные принципы, проблемы и направления соврем. Социологии н.
- 5.Основные критерии научности. Проблема демаркации науки и ненауки в ф. XX в.
- 6.Наука и паранаука: их особенности и специфика взаимоотношений.
- 7.Структура н. Знания. Эмпирический и теоретический уровни н. Познания.
- 8.Проблема оснований н. (3 блока): идеалы и нормы н. Исследования ,н. Картина мира, философские принципы.
- 10.Н. Факт и научная теория. Специфика их взаимоотношений в научном познании.
- В структуре научного познания теория выполняет ряд функций - систематизирующую и прогностическую.
- Типы законов:
- 12. Н. Язык и его особ-ти. Механизмы формирования и развития н. Понятий.
- 13. Диалог как ф. И средство коммуникации м/у уч.. Основные треб. К н. Аргум.
- 14. Эмпир. Методы научного познания
- 16.Проблема истины и ее критериев. Основные концепции истины.
- 17.Динамика н. Поиска. Механизм и структура процесса н. Творчества.
- 20.Роль внеш и внутр. Факторов в разв. Н. Зн.. Интернализм и экстернализм.
- 22. Процесс институционализации науки в России и его особенности.
- 24. Наука и государство: понятие научно-технической политики (нтп). Основные этапы и тенденции нтп.
- 25. Место и роль науки в жизни совр. Общества и культуры. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
- 2. Биол.Знание в Др.Греции (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл).
- 3. Воззрения на природу в 5-3 в до н.Э. (Гиппократ, Платон, Аристотель, Теофраст).
- 4 Разв. Биол. Знания в период эллинизма и в др.Риме (Лукреций, Плиний, Гален
- 5. Средневек. Воззрения на природу (Фома Аквинский, Альберт Великий, Авиценна)
- 7. Разв. Науки о р-ях и бот. Систематики (Фукс, Бок, Чезальпино, Рэй, Линней, Жюсье, Ламарк и др.).
- 8. Разв. И становл. Зоологии и палеонтологии (Геснер, Бюффон, Линней, Кювье, Паллас, Спалланцани, Лайель)
- 9 Становление и развитие анатомии, физиологии и эмбриологии ж-ых и ч. (Везалий, Гарвей, Галлер, Рэди, Бонне, Вольф, Бэр
- 10 Креационизм и трансформизм. Бюффон, Гете и др. Ранние эволюционисты. Спор Сэнт-Илера и Кювье. Боннэ
- 13 Развитие биогеографии и экологии (Гумбольт, Уоллес, Эверсман, н.Северцов, Рулье, Геккель, Мензбир.
- 14 Т Дарвина и ее значение
- 15 Разв. Эвол.Теории после Дарвина (Геккель, Гексли, Долло, братья Ковалевские, Мечников .
- 17 Разв. И становление соврем. Микробиологии (Пастер, Кох, Мечников, Виноградский, Ивановский
- 9 Становление и развитие генетики (г.Мендель, г. Де-Фриз, т. Морган, Четвериков, Вавилов, и др.).
- 20 Разв молекулярной генетики. Модели Уотсона и Крика.
- 21 Разв. Совр.Экологии. Эволюция взглядов и взаимоотношении природы и общества.
- 22 Новые воззрения на проблемы биологии.
- 23 Учение Вернадского
- 24. Пробл. Глобального потепления и будущего биосферы з.
- 25 Синт т.Э. Ее становление и разв. Состояние совр взглядов на происхожд и развитие жизни.