logo
моя шпора

12. Н. Язык и его особ-ти. Механизмы формирования и развития н. Понятий.

Язык-один из компанентов научного знания. 20 в.: Рассел, Витгенштейн-представители Венского кружка. «Научное знание выражается в языковой форме»

Логические позитивисты рассматривали разницу м/у научным языком и языком обыденным. Они выделили ряд слабых мест естественного языка:

  1. многозначных языковых выражений

  2. нечеткая логическая структура фраз естественного языка. За одной и той же грамматической формой скрываются разные логические структуры.

  3. Нагруженность слов с психологическими ассоциациями.

Идея о построении логически идеального, совершенного языка. Они взяли за основу язык мат-ой логики. Идеальный логический язык д. обладать следующей структурой:

  1. основные элементы: «имена», т.е. простые символы, однозначно указывающие на определенные объекты.

  2. атомарные предложения (т.е. далее не разложимые) - логические комбинации имен

  3. сложные, молекулярные предложения, составляющиеся из атомарных при помощи связок (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация).

Значение истинности молекулярных предложений сводится к значению истинности атомарных, к. определяется реальностью, окружающей нас. Преимущества логически совершенного языка:

  1. Использование таких языков позволяет выявить такие элементы мыслей, к. в языке естественном являются нерасчлененными, слитыми.

  2. Способствует экономизации языка науки: сжатость, емкость, оперативность.

  3. Открывает дорогу для построения формализованной аксиоматической теории.

Недостаточность такого языка обнаруживали и сами позитивисты. Кун, Фейерабенд показали, что при развитии НЗ происходит: 1.конкурирующие, сменяющие др. друга теории, дают разные определения одному и тому же понятию. 2. Одно понятие, используемое в разных дисциплинах, тоже имеет свою особенную традицию в определении. Витгенштейн пересмотрел взгляды на концепцию языка. Появилась модель языковых игр. Суть этой идеи: естественный язык – живые мыслительно-речевые акты, используемые в деятельности. Т.е. язык «обслуживает» деятельность. Следовательно, есть зависимость от формы деятельности. Чтобы знать значение понятия, нужно знать вид деятельности, в которой оно употребляется. Значение слова – его употребление. Витгенштейн создал теорию семейного сходства, которую противопоставил традиционной теории абстракции. Согласно теории абстракции, значение слова – общее свойство (абстрактная сущность), к. обладают все предметы, к. обозначают эти свойства. Витгенштейн считал, что эта теория не способна объяснить все возможные способы функционирования понятий (н-р, понятие игры – нет единого свойства у явлений, соответствующих понятию игра). В его теории классификация предметов осуществляется на основе, подобной тому, как фиксируется подобие у членов одной семьи. Единого свойства у членов семьи нет.

Р. Нидэм считал: принцип семейного сходства полезен для круга эмпирических дисциплин.

Монотетичсекая и политетическая классификация.

И там и там используется понятие класса. Класс в МК – соответствует требованию наличия общего признака у предметов, входящих в класс. В ПК класс удовлетворяет требованию: набор элементов, сходных м/у собой в одном отношении и не сходных в другом. ПК удобна тем, что обнаружении новых объектов не требует ломать построенную классификацию.