12. Н. Язык и его особ-ти. Механизмы формирования и развития н. Понятий.
Язык-один из компанентов научного знания. 20 в.: Рассел, Витгенштейн-представители Венского кружка. «Научное знание выражается в языковой форме»
Логические позитивисты рассматривали разницу м/у научным языком и языком обыденным. Они выделили ряд слабых мест естественного языка:
многозначных языковых выражений
нечеткая логическая структура фраз естественного языка. За одной и той же грамматической формой скрываются разные логические структуры.
Нагруженность слов с психологическими ассоциациями.
Идея о построении логически идеального, совершенного языка. Они взяли за основу язык мат-ой логики. Идеальный логический язык д. обладать следующей структурой:
основные элементы: «имена», т.е. простые символы, однозначно указывающие на определенные объекты.
атомарные предложения (т.е. далее не разложимые) - логические комбинации имен
сложные, молекулярные предложения, составляющиеся из атомарных при помощи связок (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация).
Значение истинности молекулярных предложений сводится к значению истинности атомарных, к. определяется реальностью, окружающей нас. Преимущества логически совершенного языка:
Использование таких языков позволяет выявить такие элементы мыслей, к. в языке естественном являются нерасчлененными, слитыми.
Способствует экономизации языка науки: сжатость, емкость, оперативность.
Открывает дорогу для построения формализованной аксиоматической теории.
Недостаточность такого языка обнаруживали и сами позитивисты. Кун, Фейерабенд показали, что при развитии НЗ происходит: 1.конкурирующие, сменяющие др. друга теории, дают разные определения одному и тому же понятию. 2. Одно понятие, используемое в разных дисциплинах, тоже имеет свою особенную традицию в определении. Витгенштейн пересмотрел взгляды на концепцию языка. Появилась модель языковых игр. Суть этой идеи: естественный язык – живые мыслительно-речевые акты, используемые в деятельности. Т.е. язык «обслуживает» деятельность. Следовательно, есть зависимость от формы деятельности. Чтобы знать значение понятия, нужно знать вид деятельности, в которой оно употребляется. Значение слова – его употребление. Витгенштейн создал теорию семейного сходства, которую противопоставил традиционной теории абстракции. Согласно теории абстракции, значение слова – общее свойство (абстрактная сущность), к. обладают все предметы, к. обозначают эти свойства. Витгенштейн считал, что эта теория не способна объяснить все возможные способы функционирования понятий (н-р, понятие игры – нет единого свойства у явлений, соответствующих понятию игра). В его теории классификация предметов осуществляется на основе, подобной тому, как фиксируется подобие у членов одной семьи. Единого свойства у членов семьи нет.
Р. Нидэм считал: принцип семейного сходства полезен для круга эмпирических дисциплин.
Монотетичсекая и политетическая классификация.
И там и там используется понятие класса. Класс в МК – соответствует требованию наличия общего признака у предметов, входящих в класс. В ПК класс удовлетворяет требованию: набор элементов, сходных м/у собой в одном отношении и не сходных в другом. ПК удобна тем, что обнаружении новых объектов не требует ломать построенную классификацию.
- 1.Н как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной ф.Н.
- 2.Возникн/ науки и этапы ее становления.
- 3.Ист. Типы н. Рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.
- 4.Основные принципы, проблемы и направления соврем. Социологии н.
- 5.Основные критерии научности. Проблема демаркации науки и ненауки в ф. XX в.
- 6.Наука и паранаука: их особенности и специфика взаимоотношений.
- 7.Структура н. Знания. Эмпирический и теоретический уровни н. Познания.
- 8.Проблема оснований н. (3 блока): идеалы и нормы н. Исследования ,н. Картина мира, философские принципы.
- 10.Н. Факт и научная теория. Специфика их взаимоотношений в научном познании.
- В структуре научного познания теория выполняет ряд функций - систематизирующую и прогностическую.
- Типы законов:
- 12. Н. Язык и его особ-ти. Механизмы формирования и развития н. Понятий.
- 13. Диалог как ф. И средство коммуникации м/у уч.. Основные треб. К н. Аргум.
- 14. Эмпир. Методы научного познания
- 16.Проблема истины и ее критериев. Основные концепции истины.
- 17.Динамика н. Поиска. Механизм и структура процесса н. Творчества.
- 20.Роль внеш и внутр. Факторов в разв. Н. Зн.. Интернализм и экстернализм.
- 22. Процесс институционализации науки в России и его особенности.
- 24. Наука и государство: понятие научно-технической политики (нтп). Основные этапы и тенденции нтп.
- 25. Место и роль науки в жизни совр. Общества и культуры. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
- 2. Биол.Знание в Др.Греции (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл).
- 3. Воззрения на природу в 5-3 в до н.Э. (Гиппократ, Платон, Аристотель, Теофраст).
- 4 Разв. Биол. Знания в период эллинизма и в др.Риме (Лукреций, Плиний, Гален
- 5. Средневек. Воззрения на природу (Фома Аквинский, Альберт Великий, Авиценна)
- 7. Разв. Науки о р-ях и бот. Систематики (Фукс, Бок, Чезальпино, Рэй, Линней, Жюсье, Ламарк и др.).
- 8. Разв. И становл. Зоологии и палеонтологии (Геснер, Бюффон, Линней, Кювье, Паллас, Спалланцани, Лайель)
- 9 Становление и развитие анатомии, физиологии и эмбриологии ж-ых и ч. (Везалий, Гарвей, Галлер, Рэди, Бонне, Вольф, Бэр
- 10 Креационизм и трансформизм. Бюффон, Гете и др. Ранние эволюционисты. Спор Сэнт-Илера и Кювье. Боннэ
- 13 Развитие биогеографии и экологии (Гумбольт, Уоллес, Эверсман, н.Северцов, Рулье, Геккель, Мензбир.
- 14 Т Дарвина и ее значение
- 15 Разв. Эвол.Теории после Дарвина (Геккель, Гексли, Долло, братья Ковалевские, Мечников .
- 17 Разв. И становление соврем. Микробиологии (Пастер, Кох, Мечников, Виноградский, Ивановский
- 9 Становление и развитие генетики (г.Мендель, г. Де-Фриз, т. Морган, Четвериков, Вавилов, и др.).
- 20 Разв молекулярной генетики. Модели Уотсона и Крика.
- 21 Разв. Совр.Экологии. Эволюция взглядов и взаимоотношении природы и общества.
- 22 Новые воззрения на проблемы биологии.
- 23 Учение Вернадского
- 24. Пробл. Глобального потепления и будущего биосферы з.
- 25 Синт т.Э. Ее становление и разв. Состояние совр взглядов на происхожд и развитие жизни.