5.Основные критерии научности. Проблема демаркации науки и ненауки в ф. XX в.
Вопрос о специфике научного знания является одним из самых сложных и дискуссионных. Знания приобретаются человеком не только в науке, но и в других сферах его деятельности – в обыденной жизни, экономике, политике и т.д. В этой связи вопрос, который возникает прежде всего касается критериев научного знания. Критерии научности представляют собой совокупность признаков специфицирующих именно науку. Можно сказать, что это ряд требований, которым должно удовлетворять научное знание и деятельность по его получению. Трудности: 1. НЗ-многообразны (ест. науки, инж-тех науки, логико-математ. знания, соц-гум. ислед-я)-признаки научности будут зависеть от отраслевой специфики знаний. 2.соц-истор. природа НЗ.- хар-р истор.эпохи и общества накладывает отпечаток на критерии научности. Критерии:
Истинность. Истинность является не только нормативной ценностью, но и необходимой дескриптивной характеристикой любых познавательных результатов, претендующих на научный статус. В соответствии с этим классическим представлением "н. не должна содержать никакой примеси заблуждений".
Проблемность. В знании должна фиксироваться проблемная ситуация. Н. знание – это совокупность подходов решения проблем. Н. – это поиск.
Обоснованность. Стремление к полноте знания.
Интерсубьективная проверяемость. Аргументы д.б. открыты для проверки вообще говоря любым субъектом. Не все н. знания м. б. провереня в любое время, однако должна существовать принципиальная возможность проверки.
Системность. Логическая огранизация знания, базирующаяся на последовательности понятий и субьектов.
Критерии научности имеют идеальную природу. Жесткой границы м/у Н и ненаукой нет. В 20 столетии эволюция филос. мысли подтвердила это, в философии сущ-ла проблема демаркации, т.е. разделения Н и неН. Впервые проблема демаркации возн. в 20-30е гг 20 столет участниками Венского кружка. Карнап, Франк, Шлик и т.д. – логические позитивисты, т.к. за «логический анализ языка, кот. позволит провести демаркационную линию». М/у Н и неН д.б. жесткая граница – принцип верификации. НЗ – то знание, кот. подтверждается опытными данными(верифицируется). Карнап предложил классификацию языковых высказываний и предложений:1. научные- м.б. истинными или ложными. В ест. науках проверялись эмпирическим путем. 2. антинаучные – только по внешнему виду походят на научные. 3. ненаучные-содержат такие понятия, кот. затруднительно проверить опытным путем Высказывания не ложны, но лишены научного смысла.
Однако, данная классиф-я не идеальна. К.Поппер критиковал, явл.1 из основ-лей критического рационализма. Н неотделима от законов. Закон-высказывание мах степени общности. Если приложить критерий верификации к закону→неполнота индукции:опыт поставляет данные частного характера, они неполные, т.е. верифицировать ни один научный закон не возможно. Критерий фальсифицируемости (ложности): получая отриц.данные мы м.сделать вывод о неверности теории. Н отлич. от неН тем, что допускает возможность своего опровержения. Конструируя науч. теорию ученый д. думать о таких фактах, кот. м. ее опровергнуть, если таких нет – теория ненаучна. «Фаллиберизм» - учение о погрешимости научн. знания, о его открытости к пересмотру.
Лакатос, Кун, Фейерабент – если посмотреть на реальную историю науки, то виден большой разрыв м/у тем, что д.б. и тем, что есть. «История науки без философии науки слепа, фил. Н без Истории Н пуста»-Лакатос.
Т.Кун: наукой занимается не один Ч, а научное сообщество. Ядром, скрепляющим это сообщество явл.парадигма (совок-ть разделяемых науч.сообществом теор.достижений – науч. теорий, способов постановки науч. проблем и методов их решения).
Фейерабенд: не только нет жесткой границы м/у Н и неН, но и она была бы вредна для Н. Науке необходима доля иррационализма.
- 1.Н как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной ф.Н.
- 2.Возникн/ науки и этапы ее становления.
- 3.Ист. Типы н. Рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.
- 4.Основные принципы, проблемы и направления соврем. Социологии н.
- 5.Основные критерии научности. Проблема демаркации науки и ненауки в ф. XX в.
- 6.Наука и паранаука: их особенности и специфика взаимоотношений.
- 7.Структура н. Знания. Эмпирический и теоретический уровни н. Познания.
- 8.Проблема оснований н. (3 блока): идеалы и нормы н. Исследования ,н. Картина мира, философские принципы.
- 10.Н. Факт и научная теория. Специфика их взаимоотношений в научном познании.
- В структуре научного познания теория выполняет ряд функций - систематизирующую и прогностическую.
- Типы законов:
- 12. Н. Язык и его особ-ти. Механизмы формирования и развития н. Понятий.
- 13. Диалог как ф. И средство коммуникации м/у уч.. Основные треб. К н. Аргум.
- 14. Эмпир. Методы научного познания
- 16.Проблема истины и ее критериев. Основные концепции истины.
- 17.Динамика н. Поиска. Механизм и структура процесса н. Творчества.
- 20.Роль внеш и внутр. Факторов в разв. Н. Зн.. Интернализм и экстернализм.
- 22. Процесс институционализации науки в России и его особенности.
- 24. Наука и государство: понятие научно-технической политики (нтп). Основные этапы и тенденции нтп.
- 25. Место и роль науки в жизни совр. Общества и культуры. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
- 2. Биол.Знание в Др.Греции (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл).
- 3. Воззрения на природу в 5-3 в до н.Э. (Гиппократ, Платон, Аристотель, Теофраст).
- 4 Разв. Биол. Знания в период эллинизма и в др.Риме (Лукреций, Плиний, Гален
- 5. Средневек. Воззрения на природу (Фома Аквинский, Альберт Великий, Авиценна)
- 7. Разв. Науки о р-ях и бот. Систематики (Фукс, Бок, Чезальпино, Рэй, Линней, Жюсье, Ламарк и др.).
- 8. Разв. И становл. Зоологии и палеонтологии (Геснер, Бюффон, Линней, Кювье, Паллас, Спалланцани, Лайель)
- 9 Становление и развитие анатомии, физиологии и эмбриологии ж-ых и ч. (Везалий, Гарвей, Галлер, Рэди, Бонне, Вольф, Бэр
- 10 Креационизм и трансформизм. Бюффон, Гете и др. Ранние эволюционисты. Спор Сэнт-Илера и Кювье. Боннэ
- 13 Развитие биогеографии и экологии (Гумбольт, Уоллес, Эверсман, н.Северцов, Рулье, Геккель, Мензбир.
- 14 Т Дарвина и ее значение
- 15 Разв. Эвол.Теории после Дарвина (Геккель, Гексли, Долло, братья Ковалевские, Мечников .
- 17 Разв. И становление соврем. Микробиологии (Пастер, Кох, Мечников, Виноградский, Ивановский
- 9 Становление и развитие генетики (г.Мендель, г. Де-Фриз, т. Морган, Четвериков, Вавилов, и др.).
- 20 Разв молекулярной генетики. Модели Уотсона и Крика.
- 21 Разв. Совр.Экологии. Эволюция взглядов и взаимоотношении природы и общества.
- 22 Новые воззрения на проблемы биологии.
- 23 Учение Вернадского
- 24. Пробл. Глобального потепления и будущего биосферы з.
- 25 Синт т.Э. Ее становление и разв. Состояние совр взглядов на происхожд и развитие жизни.