14 Т Дарвина и ее значение
Ч. Дарвин (1809-1882) открыл новую эпоху в естествознании. Научная деятельность началась с кругосветного плавание (5 лет).
Ключевое положение знаменитой книги «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» занимает теория естественного отбора в результате борьбы за существование. "Борьба за существование неизбежно вытекает из большой скорости, с которой все орг. существа имеют тенденцию увеличивать свою числ-ть", - пишет Дарвин. Д. специально останавливается на полном и доходчивом толковании термина "борьба за существование". Учение Дарвина легло в основание всех естеств. наук. Дарвин отмечал, что каждый организм имеет пост. связи не только с усл-ми местообитания, но и со всеми окр. его сущ-вами. На него как бы ложится отпечаток всей окр. среды. Из этой двоякой завис-ти орг-в вытекают 2 вида приспособления - к абиотич. условиям (характеру почвы, климата и т. п.) и к биотич. (сосущ-ю с др. орг-ми). Естеств. отбор направлен на сохр-е орг-в, в кот. произошли изменения, дающие им преимущества для сущ-я в данной местности в данное время или дающие им защиту от врагов, приспособления для добывания пищи, делающие их более привлекательными при выборе брачной пары. Дарвин не пользовался термином "экология", но вся его деят-ть дала огромный толчок для развития экол. знания. Великий ученый твердо проводил линию признания ведущего значения взаимодействия м/у видами живого и между ними и окр. их средой, т.е. основную линию экологии. Совершенно очевидно, что сама идея борьбы за существование в широком смысле слова есть не что иное, как особый род отношений орг-в и среды. Такой ход рассуждений Дарвина дал повод его современнику и последователю Геккелю (1866) заявить о целесообразности выделения новой н. - экологии – н. о взаимоотн-х живых орг-в и образуемых ими сообществ др. с др. и с окр. средой. Как самост. н. экология сформир-сь к началу XX в., когда Варминг (1901) впервые использовал этот термин в совр. смысле в книге "Онкологическая география растений". Учение Дарвина не только объясняет мех-м происх-я новых видов, но имеет глубокий эволюц. смысл, указывая на возможность происх-я высокоорганизованных Р и Ж от простейших форм. Дарвин в значит. мере оставался приверженцем английской традиции и верил в гармонию природы, предусмотренную Творцом, но при этом в историю науки он вошёл как материалист. Дарвин завершает свою книгу фразой, которая на протяжении многих лет приводит в смятение философов-материалистов: "Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм". Предпосылки созд. уч. Дарвина: 1. научные – эволюционные взгляды, высказанные до Дарвина, научные успехи.
2. социально-экономические. Необходимость сырья для производств – создание новых пород. Развитие капитализма стимулировало развитие наук.
3. путешествие на Бигле, трактат Мальтуса.
Логика учения Дарвина:
Смысл естественного отбора в выживании и размножении наиболее приспособленных организмов.
В настоящее время выделяют два этапа эволюционного процесса:
1. микроэволюция или видообразование (идиоадаптация)
2. макроэволюция или образование крупных таксонов (пути – ароморфоз, алломорфоз, катаморфоз)
- 1.Н как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной ф.Н.
- 2.Возникн/ науки и этапы ее становления.
- 3.Ист. Типы н. Рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.
- 4.Основные принципы, проблемы и направления соврем. Социологии н.
- 5.Основные критерии научности. Проблема демаркации науки и ненауки в ф. XX в.
- 6.Наука и паранаука: их особенности и специфика взаимоотношений.
- 7.Структура н. Знания. Эмпирический и теоретический уровни н. Познания.
- 8.Проблема оснований н. (3 блока): идеалы и нормы н. Исследования ,н. Картина мира, философские принципы.
- 10.Н. Факт и научная теория. Специфика их взаимоотношений в научном познании.
- В структуре научного познания теория выполняет ряд функций - систематизирующую и прогностическую.
- Типы законов:
- 12. Н. Язык и его особ-ти. Механизмы формирования и развития н. Понятий.
- 13. Диалог как ф. И средство коммуникации м/у уч.. Основные треб. К н. Аргум.
- 14. Эмпир. Методы научного познания
- 16.Проблема истины и ее критериев. Основные концепции истины.
- 17.Динамика н. Поиска. Механизм и структура процесса н. Творчества.
- 20.Роль внеш и внутр. Факторов в разв. Н. Зн.. Интернализм и экстернализм.
- 22. Процесс институционализации науки в России и его особенности.
- 24. Наука и государство: понятие научно-технической политики (нтп). Основные этапы и тенденции нтп.
- 25. Место и роль науки в жизни совр. Общества и культуры. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
- 2. Биол.Знание в Др.Греции (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл).
- 3. Воззрения на природу в 5-3 в до н.Э. (Гиппократ, Платон, Аристотель, Теофраст).
- 4 Разв. Биол. Знания в период эллинизма и в др.Риме (Лукреций, Плиний, Гален
- 5. Средневек. Воззрения на природу (Фома Аквинский, Альберт Великий, Авиценна)
- 7. Разв. Науки о р-ях и бот. Систематики (Фукс, Бок, Чезальпино, Рэй, Линней, Жюсье, Ламарк и др.).
- 8. Разв. И становл. Зоологии и палеонтологии (Геснер, Бюффон, Линней, Кювье, Паллас, Спалланцани, Лайель)
- 9 Становление и развитие анатомии, физиологии и эмбриологии ж-ых и ч. (Везалий, Гарвей, Галлер, Рэди, Бонне, Вольф, Бэр
- 10 Креационизм и трансформизм. Бюффон, Гете и др. Ранние эволюционисты. Спор Сэнт-Илера и Кювье. Боннэ
- 13 Развитие биогеографии и экологии (Гумбольт, Уоллес, Эверсман, н.Северцов, Рулье, Геккель, Мензбир.
- 14 Т Дарвина и ее значение
- 15 Разв. Эвол.Теории после Дарвина (Геккель, Гексли, Долло, братья Ковалевские, Мечников .
- 17 Разв. И становление соврем. Микробиологии (Пастер, Кох, Мечников, Виноградский, Ивановский
- 9 Становление и развитие генетики (г.Мендель, г. Де-Фриз, т. Морган, Четвериков, Вавилов, и др.).
- 20 Разв молекулярной генетики. Модели Уотсона и Крика.
- 21 Разв. Совр.Экологии. Эволюция взглядов и взаимоотношении природы и общества.
- 22 Новые воззрения на проблемы биологии.
- 23 Учение Вернадского
- 24. Пробл. Глобального потепления и будущего биосферы з.
- 25 Синт т.Э. Ее становление и разв. Состояние совр взглядов на происхожд и развитие жизни.