6.Наука и паранаука: их особенности и специфика взаимоотношений.
Познание не ограничено сферой н., знание в той или иной своей форме существует и за пределами н. Полная и всеобъемлющая демаркация – отделение н. от ненауки — так и не увенчалась успехом. В самом общем смысле н. познание – это процесс получения объективного, истинного знания. Н. познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Наука И.Кант делает различия м/у "наукой" и "наукой в собственном смысле". "Всякое учение,- писал Кант,- если оно есть система, т.е. некоторая совокупность познания, упорядоченного согласно принципам, называется наукой". С другой стороны, Кант утверждал, что "в любом частном учении о природе можно найти науки в собственном смысле лишь столько, сколько имеется в ней математики". Несмотря на усиление релятивистских тенденций, преобладающим является представление о том, что истинность является наиболее сильным регулятивом н.познания. Дж.Холтон: Признаки н.: Высокий статус объективности; Стремление к количественным, а не качественным результатам; Интерсубъективный характер результатов; Тенденции к тиражированию и воспроизводимость результатов; Установка на доказуемость; Скептическое отношение к авторитетам и открытость к аргументивной критике. Паранаука - учение, которое притязает на н. статус, однако этим претензиям не соответствует, не удовлетворяет требованиям научности, не укладывается в принятые наукой стандарты. Такое определение кажется интуитивно ясным. Однако после проведения анализа возникает естественный ?: о каких, собственно, стандартах научности должна идти речь в данном случае? Идет ли речь об универсальных требованиях научности (понятие "наука") или более сильных ("наука в собственном смысле")? Если последние, то какие именно стандарты, идеалы д. применяться? Попробуем, например, применить Кантовский критерий демаркации "науки": системность, упорядоченность знания согласно принципам. В соответствии с этим критерием, фактически все, что обычно третируется как псевдонаука (астрология, алхимия и пр.) должно приобрести научный статус. Признаки паранауки (характеристики с точностью до наоборот): идеал субъективности; качественный, а не количественный хар-р результатов; личностный, а не интерсубъективный хар-р; уникальный, единичный, а не обобщенный хар-р; опора на веру, а не доказательство; высокая роль авторитета (общение между профессионалами затруднено). Граница м/у н. и паранаукой условна, размыта, почти отсутствует. Критерии научности – идеальны, что говорит о том, что провести границу не всегда оправданно. Сами критерии меняются от эпохи к эпохе, нужно учитывать их социально-историческую пластичность. 1931 –К.Гедель, теорема о неполноте: в любой достаточно богатой теоретической системе существуют высказывания, к. нельзя ни доказать, ни опровергнуть средствами самой теоретической системы. Для этого надо из нее выйти, посторить другую и так до бесконечности. Эта теорема заставляет пересмотреть требование непротиворечивости. Понимание некоторой абстрактности, точности просто лишено смысла (первый критерий непротиворечивости). Теоретическая нагруженность фактов: Факты д. б. интерпретированы, но: - в зависимости от интерпретации одни и те же факты могут свидетельствовать в поддержку разных теорий. - даже самая проверяемая теория вовлечена в интерпретацию, участвует в вынесении собственного приговора, т.е. любой факт можно интерпретировать в свою пользу; - любая интерпретация опытных данных основана на ряде предположений, допущений. Какое-то звено мы оставляем без обоснования, считаем его основополагающим. Каждая теория пронизана элементами соглашений (конвенциональным элементами). Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, н-р, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического н. образца и стандарта и отнесенные к ведомству вненаучного знания, объединяются общим понятием— эзотеризм.
- 1.Н как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной ф.Н.
- 2.Возникн/ науки и этапы ее становления.
- 3.Ист. Типы н. Рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.
- 4.Основные принципы, проблемы и направления соврем. Социологии н.
- 5.Основные критерии научности. Проблема демаркации науки и ненауки в ф. XX в.
- 6.Наука и паранаука: их особенности и специфика взаимоотношений.
- 7.Структура н. Знания. Эмпирический и теоретический уровни н. Познания.
- 8.Проблема оснований н. (3 блока): идеалы и нормы н. Исследования ,н. Картина мира, философские принципы.
- 10.Н. Факт и научная теория. Специфика их взаимоотношений в научном познании.
- В структуре научного познания теория выполняет ряд функций - систематизирующую и прогностическую.
- Типы законов:
- 12. Н. Язык и его особ-ти. Механизмы формирования и развития н. Понятий.
- 13. Диалог как ф. И средство коммуникации м/у уч.. Основные треб. К н. Аргум.
- 14. Эмпир. Методы научного познания
- 16.Проблема истины и ее критериев. Основные концепции истины.
- 17.Динамика н. Поиска. Механизм и структура процесса н. Творчества.
- 20.Роль внеш и внутр. Факторов в разв. Н. Зн.. Интернализм и экстернализм.
- 22. Процесс институционализации науки в России и его особенности.
- 24. Наука и государство: понятие научно-технической политики (нтп). Основные этапы и тенденции нтп.
- 25. Место и роль науки в жизни совр. Общества и культуры. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
- 2. Биол.Знание в Др.Греции (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл).
- 3. Воззрения на природу в 5-3 в до н.Э. (Гиппократ, Платон, Аристотель, Теофраст).
- 4 Разв. Биол. Знания в период эллинизма и в др.Риме (Лукреций, Плиний, Гален
- 5. Средневек. Воззрения на природу (Фома Аквинский, Альберт Великий, Авиценна)
- 7. Разв. Науки о р-ях и бот. Систематики (Фукс, Бок, Чезальпино, Рэй, Линней, Жюсье, Ламарк и др.).
- 8. Разв. И становл. Зоологии и палеонтологии (Геснер, Бюффон, Линней, Кювье, Паллас, Спалланцани, Лайель)
- 9 Становление и развитие анатомии, физиологии и эмбриологии ж-ых и ч. (Везалий, Гарвей, Галлер, Рэди, Бонне, Вольф, Бэр
- 10 Креационизм и трансформизм. Бюффон, Гете и др. Ранние эволюционисты. Спор Сэнт-Илера и Кювье. Боннэ
- 13 Развитие биогеографии и экологии (Гумбольт, Уоллес, Эверсман, н.Северцов, Рулье, Геккель, Мензбир.
- 14 Т Дарвина и ее значение
- 15 Разв. Эвол.Теории после Дарвина (Геккель, Гексли, Долло, братья Ковалевские, Мечников .
- 17 Разв. И становление соврем. Микробиологии (Пастер, Кох, Мечников, Виноградский, Ивановский
- 9 Становление и развитие генетики (г.Мендель, г. Де-Фриз, т. Морган, Четвериков, Вавилов, и др.).
- 20 Разв молекулярной генетики. Модели Уотсона и Крика.
- 21 Разв. Совр.Экологии. Эволюция взглядов и взаимоотношении природы и общества.
- 22 Новые воззрения на проблемы биологии.
- 23 Учение Вернадского
- 24. Пробл. Глобального потепления и будущего биосферы з.
- 25 Синт т.Э. Ее становление и разв. Состояние совр взглядов на происхожд и развитие жизни.