25. Место и роль науки в жизни совр. Общества и культуры. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
Н. вып. в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности н. участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры. В качестве гл. критериев выделения функций н. надо взять осн. виды деят-ти ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления н. знания. Гл. функции: 1) познават. - познание прир., общ-ва и Ч, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и зак-й, объяснение самых разл. явлений и процессов, осущ-е прогностической деят-ти, т.е. произв-во нового н. знания;2) мировоззр. - тесно связана с первой, гл. цель - разработка н. мировоззрения и н. картины мира, иссл-е рационалистических аспектов отношения Ч к миру, обоснование н. миропонимания: ученые призваны разраб-ть мировоззр. универсалии и ценностные ориентации, вед. роль в этом деле играет философия;3) производств. - призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и др. Иссл-ли говорят и пишут о превращении н. в непосредственную производительную силу общества, о н. как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и хар-т данную функцию н.; 4) культурная, образовательная – н. явл. феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция н. осущ. ч/з культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.Сциентизм(С) и антисциентизм(А) С-концепция, заключающаяся в абсолютизации роли н. в системе культуры, в идейной жизни общества. Развился в конце XIX— нач. XX вв., когда в связи с развитием н. был поставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. В этих условиях возник С и А. Особая острота возникла в споре во время НТР, в связи с вопросом о достижениях и последствиях н. Отриц. черты С — не учит. слож. системную организ-ю обществ. жизни, в кот. н. занимает важное, но не доминирующее место. В кач. образца н. С обычно рассматривает естеств. и т. наз. точные н.. С проявляется по-разному, с разной степенью и силой — от внешнего подражания точным н., выражающегося в искуств. применении математич. символики или придании анализу философско-воззрен-ческих проблем формы, характерной для точных н. (аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация), до абсолютизации естественных н. как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм). Противостоит ему А. Настаивает на ограниченности возм-й н. в решении коренных проблем человеч. сущ-ния, в крайних проявлениях оценивая н. как враждебную человеческому сущ-ю. Философия рассм-тся как нечто принципиально отличное от н., носящее чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и Ч. А трактует социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Крайние формы: Ницше, Бердяев—стремление рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося с остальным миром, куда входит и н. Отстаивая принципы н. подхода к всякой мировоззренческой, философской и соц-гум. проблематике, марксизм тяготел к С, но в то же время отрицал плоский С с его игнорированием сложных вопросов о месте и функции н. в системе культуры, об отношении разных форм обществ. сознания. Реакциея на сциентистские утопии - усиление антитехницистской волны. Появление «антиутопий». В XX веке создано множество антиутопий. В этом жанре работали писатели: Г. Уэллс, Р. Бред-бери, бр. Стругацкие и др. В их произв-х отображены резко критич. образы техно-будущего, где н. и техника совершенны и подавлены свобода и индив-ть. Создатели антиутопий вместе со сциентистами исходят из идей всевластия науки и техники. При этом нельзя игнорир. роль антиутопий как специф. предостер-я человечества: смотрите, что может произойти, если не контрол. развитие н.и техники, если не учит. потребности Ч, его духовно-нравственные цели и ценности.
1. Зн. о живой природе в древности.Корни биол. знаний уходят в древность. Их источник – практич. деят-ть людей. Палеолит 13 тыс. лет до н.э.(кроманьонцы): наскальные рисунки различных животных; были развиты охота, рыбн. ловля. Известны сезонные явления в жизни Ж, образ жизни. Активное накопление эмпир. знаний об окр. мире (методом проб и ошибок). В условиях охотничье-собирательского хозяйства люди д. б. хорошо знать повадки промысл. Ж, рельеф охотничьих угодий, сроки плодоношения полезных Р, время наступления хол. и тепл., засушл. и влаж. пер-в, напр-е ветров, полез. и вред. св-ва Р, сво-ва поделочных мат-в. Первоб. Ч умел выполнять разл. хирург. операции (удаление зубов, ампутация конечностей – и использовал лек. средства раст., животн. и минер. происх-я. Ч. не противопоставлял себя природе, все предметы и явления казались ему живыми. Первобытный антропоморфизм заключался в том, что каждому предмету и явлению приписывались человеческие свойства. Как следствие сформир-сь религ. верование в форме анимизма (представление о душе, которая может выходить из тела и сам-но сущ-ть). В этот период возн. предст-я о живом и мертвом – все мертво, если душа выходит из тела. В каждом органе – своя душа, кот. стимулирует вып-е присущей органу функции- идея «множественности душ». Одомашнивание Ж: 1е - собаки. Развитие скотоводства и земледелия. Период неолита – 6-2тес. лет до н.э. Уже исп-ся такие виды как пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, и т.д. Выведены овца, коза, свинья, круп. рог. скот, позднее лошадь и верблюд. Представление о жизни было переведено в религ. форму. Медицина развивалась как часть магич. воздействий в руках жрецов. Но вскоре произошло обособление н. представлений от религии, что положило начало формир-ю натурфилософии, кот. стремилась дать общую картину мира и заменяла неизвестные ей реальные действительные связи м/у явлениями и объектами фантаст-ми схемами. На Земле имеются районы, которые в силу ряда природных особенностей были наиболее благоприятны для развития древнейших цивилизаций - это широкие пригодные для обработки равнины, орошаемые реками, узкие перешейки, архипелаги, совпадающие с центрами происхождения культурных растений. Они являлись своеобразными полюсами притяжения первобытных людей. Выделяют неск. таких очагов: Нил и Месопотамия с Египтом и Шумером; долины Ганга и Инда с цивилизациями Индии; бассейн Желтой реки (Хуанхэ) с китайской цивилизацией и появившиеся позже Центральная Америка с цивилизацией Майя, острова Тихого и Индийского океанов с полинезийской цивилизацией. Наиболее древние сведения о биологических объектах были найдены в Месопотамии. На клинописных табличках нашли первые списки Р и Ж. Народы Месопотамии делили животных на рыб, членистых, змей, птиц и четвероногих (плотоядные и травоядные). Р делились на деревья, овощи, пряности и лек. травы. На табличках Вавилона и Ассирии (рабовладельческие государства) 4го тыс. до н.э. предст. болезни и способы их лечения. Но нет еще инф. по стр. и деят-ти органов Ч. Жизнь связывается с кровью, орган мышления – сердце, печень – главный орган жизни, т.к. там накапливается кровь (по Вавилону). В Месопотамии использовалась гибридизация – скрещивание крупного рогато скота с диким туром, осла с кобылой (мул).. Развитие науки в Древнем Египте близко к Месопотамии. Дополнительно использовали папирус – папирус Эберса (16 век до н.э.) включает анатомические знания о строении Р, и инф-ю по лек. Р. В Египте больших успехов достигло земледелие (культивировали несколько видов хлебных злаков), разводили крупный рогатый скот, одомашнены кошки, голуби, куры, гуси, одногорбый верблюд и т.д. В Индии впервые одомашнены куры и слон. Медицина носила религ. характер (в руках жрецов). К 8 веку происходит обособление медицины от религии. . Считалось, что в природе сущ. 5 стихий – элементов: огонь, вода, воздух, земля, эфир. В сочетании с этими эл-ми три вещества организма (слизь, желчь и воздух) обр. мозг, кости, мясо, жир. Много сведений о биологии и экологии Ж и Р сод-ся в памятниках индийского эпоса. В Китае биол. предст-я как и в др. странах др. Востока находятся в тесной связи с медициной. В произведениях 9-7 веках до н.э. можно найти материалистические представления – материя первична (никем не создана), а дух, сознание, мышление возникают вторично из нее. Все вещи сост. из полярных частиц, при вз-вии кот. обр-ся 5 осн. эл-в природы – вода, дерево, огонь, земля и металл. 5 элементов дают начало всему многообразию мира. Медиц. предст-я имеют более примит. характер из-за запрета касаться тела ножом. Но мази, вытяжки, древние рецепты получают интенсивное развитие.
- 1.Н как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной ф.Н.
- 2.Возникн/ науки и этапы ее становления.
- 3.Ист. Типы н. Рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.
- 4.Основные принципы, проблемы и направления соврем. Социологии н.
- 5.Основные критерии научности. Проблема демаркации науки и ненауки в ф. XX в.
- 6.Наука и паранаука: их особенности и специфика взаимоотношений.
- 7.Структура н. Знания. Эмпирический и теоретический уровни н. Познания.
- 8.Проблема оснований н. (3 блока): идеалы и нормы н. Исследования ,н. Картина мира, философские принципы.
- 10.Н. Факт и научная теория. Специфика их взаимоотношений в научном познании.
- В структуре научного познания теория выполняет ряд функций - систематизирующую и прогностическую.
- Типы законов:
- 12. Н. Язык и его особ-ти. Механизмы формирования и развития н. Понятий.
- 13. Диалог как ф. И средство коммуникации м/у уч.. Основные треб. К н. Аргум.
- 14. Эмпир. Методы научного познания
- 16.Проблема истины и ее критериев. Основные концепции истины.
- 17.Динамика н. Поиска. Механизм и структура процесса н. Творчества.
- 20.Роль внеш и внутр. Факторов в разв. Н. Зн.. Интернализм и экстернализм.
- 22. Процесс институционализации науки в России и его особенности.
- 24. Наука и государство: понятие научно-технической политики (нтп). Основные этапы и тенденции нтп.
- 25. Место и роль науки в жизни совр. Общества и культуры. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
- 2. Биол.Знание в Др.Греции (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл).
- 3. Воззрения на природу в 5-3 в до н.Э. (Гиппократ, Платон, Аристотель, Теофраст).
- 4 Разв. Биол. Знания в период эллинизма и в др.Риме (Лукреций, Плиний, Гален
- 5. Средневек. Воззрения на природу (Фома Аквинский, Альберт Великий, Авиценна)
- 7. Разв. Науки о р-ях и бот. Систематики (Фукс, Бок, Чезальпино, Рэй, Линней, Жюсье, Ламарк и др.).
- 8. Разв. И становл. Зоологии и палеонтологии (Геснер, Бюффон, Линней, Кювье, Паллас, Спалланцани, Лайель)
- 9 Становление и развитие анатомии, физиологии и эмбриологии ж-ых и ч. (Везалий, Гарвей, Галлер, Рэди, Бонне, Вольф, Бэр
- 10 Креационизм и трансформизм. Бюффон, Гете и др. Ранние эволюционисты. Спор Сэнт-Илера и Кювье. Боннэ
- 13 Развитие биогеографии и экологии (Гумбольт, Уоллес, Эверсман, н.Северцов, Рулье, Геккель, Мензбир.
- 14 Т Дарвина и ее значение
- 15 Разв. Эвол.Теории после Дарвина (Геккель, Гексли, Долло, братья Ковалевские, Мечников .
- 17 Разв. И становление соврем. Микробиологии (Пастер, Кох, Мечников, Виноградский, Ивановский
- 9 Становление и развитие генетики (г.Мендель, г. Де-Фриз, т. Морган, Четвериков, Вавилов, и др.).
- 20 Разв молекулярной генетики. Модели Уотсона и Крика.
- 21 Разв. Совр.Экологии. Эволюция взглядов и взаимоотношении природы и общества.
- 22 Новые воззрения на проблемы биологии.
- 23 Учение Вернадского
- 24. Пробл. Глобального потепления и будущего биосферы з.
- 25 Синт т.Э. Ее становление и разв. Состояние совр взглядов на происхожд и развитие жизни.