logo
моя шпора

25. Место и роль науки в жизни совр. Общества и культуры. Дилемма сциентизма и антисциентизма.

Н. вып. в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности н. участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры. В качестве гл. критериев выделения функций н. надо взять осн. виды деят-ти ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления н. знания. Гл. функции: 1) познават. - познание прир., общ-ва и Ч, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и зак-й, объяснение самых разл. явлений и процессов, осущ-е прогностической деят-ти, т.е. произв-во нового н. знания;2) мировоззр. - тесно связана с первой, гл. цель - разработка н. мировоззрения и н. картины мира, иссл-е рационалистических аспектов отношения Ч к миру, обоснование н. миропонимания: ученые призваны разраб-ть мировоззр. универсалии и ценностные ориентации, вед. роль в этом деле играет философия;3) производств. - призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и др. Иссл-ли говорят и пишут о превращении н. в непосредственную производительную силу общества, о н. как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и хар-т данную функцию н.; 4) культурная, образовательная – н. явл. феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция н. осущ. ч/з культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.Сциентизм(С) и антисциентизм(А) С-концепция, заключающаяся в абсолютизации роли н. в системе культуры, в идейной жизни общества. Развился в конце XIX— нач. XX вв., когда в связи с развитием н. был поставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. В этих условиях возник С и А. Особая острота возникла в споре во время НТР, в связи с вопросом о достижениях и последствиях н. Отриц. черты С — не учит. слож. системную организ-ю обществ. жизни, в кот. н. занимает важное, но не доминирующее место. В кач. образца н. С обычно рассматривает естеств. и т. наз. точные н.. С проявляется по-разному, с разной степенью и силой — от внешнего подражания точным н., выражающегося в искуств. применении математич. символики или придании анализу философско-воззрен-ческих проблем формы, характерной для точных н. (аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация), до абсолютизации естественных н. как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм). Противостоит ему А. Настаивает на ограниченности возм-й н. в решении коренных проблем человеч. сущ-ния, в крайних проявлениях оценивая н. как враждебную человеческому сущ-ю. Философия рассм-тся как нечто принципиально отличное от н., носящее чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и Ч. А трактует социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Крайние формы: Ницше, Бердяев—стремление рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося с остальным миром, куда входит и н. Отстаивая принципы н. подхода к всякой мировоззренческой, философской и соц-гум. проблематике, марксизм тяготел к С, но в то же время отрицал плоский С с его игнорированием сложных вопросов о месте и функции н. в системе культуры, об отношении разных форм обществ. сознания. Реакциея на сциентистские утопии - усиление антитехницистской волны. Появление «антиутопий». В XX веке создано множество антиутопий. В этом жанре работали писатели: Г. Уэллс, Р. Бред-бери, бр. Стругацкие и др. В их произв-х отображены резко критич. образы техно-будущего, где н. и техника совершенны и подавлены свобода и индив-ть. Создатели антиутопий вместе со сциентистами исходят из идей всевластия науки и техники. При этом нельзя игнорир. роль антиутопий как специф. предостер-я человечества: смотрите, что может произойти, если не контрол. развитие н.и техники, если не учит. потребности Ч, его духовно-нравственные цели и ценности.

1. Зн. о живой природе в древности.Корни биол. знаний уходят в древность. Их источник – практич. деят-ть людей. Палеолит 13 тыс. лет до н.э.(кроманьонцы): наскальные рисунки различных животных; были развиты охота, рыбн. ловля. Известны сезонные явления в жизни Ж, образ жизни. Активное накопление эмпир. знаний об окр. мире (методом проб и ошибок). В условиях охотничье-собирательского хозяйства люди д. б. хорошо знать повадки промысл. Ж, рельеф охотничьих угодий, сроки плодоношения полезных Р, время наступления хол. и тепл., засушл. и влаж. пер-в, напр-е ветров, полез. и вред. св-ва Р, сво-ва поделочных мат-в. Первоб. Ч умел выполнять разл. хирург. операции (удаление зубов, ампутация конечностей – и использовал лек. средства раст., животн. и минер. происх-я. Ч. не противопоставлял себя природе, все предметы и явления казались ему живыми. Первобытный антропоморфизм заключался в том, что каждому предмету и явлению приписывались человеческие свойства. Как следствие сформир-сь религ. верование в форме анимизма (представление о душе, которая может выходить из тела и сам-но сущ-ть). В этот период возн. предст-я о живом и мертвом – все мертво, если душа выходит из тела. В каждом органе – своя душа, кот. стимулирует вып-е присущей органу функции- идея «множественности душ». Одомашнивание Ж: 1е - собаки. Развитие скотоводства и земледелия. Период неолита – 6-2тес. лет до н.э. Уже исп-ся такие виды как пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, и т.д. Выведены овца, коза, свинья, круп. рог. скот, позднее лошадь и верблюд. Представление о жизни было переведено в религ. форму. Медицина развивалась как часть магич. воздействий в руках жрецов. Но вскоре произошло обособление н. представлений от религии, что положило начало формир-ю натурфилософии, кот. стремилась дать общую картину мира и заменяла неизвестные ей реальные действительные связи м/у явлениями и объектами фантаст-ми схемами. На Земле имеются районы, которые в силу ряда природных особенностей были наиболее благоприятны для развития древ­нейших цивилизаций - это широкие пригодные для обработки равнины, орошаемые реками, узкие перешейки, архипелаги, совпадающие с центрами происхождения культурных растений. Они являлись своеобразными полюсами притяжения первобытных людей. Выделяют неск. таких очагов: Нил и Месопотамия с Египтом и Шумером; долины Ганга и Инда с цивилизациями Индии; бассейн Желтой реки (Хуанхэ) с китайской цивилизацией и появившиеся позже Центральная Америка с цивилизацией Майя, острова Тихого и Индийского океанов с полинезийской цивилизацией. Наиболее древние сведения о биологических объектах были найдены в Месопотамии. На клинописных табличках нашли первые списки Р и Ж. Народы Месопотамии делили животных на рыб, членистых, змей, птиц и четвероногих (плотоядные и травоядные). Р делились на деревья, овощи, пряности и лек. травы. На табличках Вавилона и Ассирии (рабовладельческие государства) 4го тыс. до н.э. предст. болезни и способы их лечения. Но нет еще инф. по стр. и деят-ти органов Ч. Жизнь связывается с кровью, орган мышления – сердце, печень – главный орган жизни, т.к. там накапливается кровь (по Вавилону). В Месопотамии использовалась гибридизация – скрещивание крупного рогато скота с диким туром, осла с кобылой (мул).. Развитие науки в Древнем Египте близко к Месопотамии. Дополнительно использовали папирус – папирус Эберса (16 век до н.э.) включает анатомические знания о строении Р, и инф-ю по лек. Р. В Египте больших успехов достигло земледелие (культивировали несколько видов хлебных злаков), разводили крупный рогатый скот, одомашнены кошки, голуби, куры, гуси, одногорбый верблюд и т.д. В Индии впервые одомашнены куры и слон. Медицина носила религ. характер (в руках жрецов). К 8 веку происходит обособление медицины от религии. . Считалось, что в природе сущ. 5 стихий – элементов: огонь, вода, воздух, земля, эфир. В сочетании с этими эл-ми три вещества организма (слизь, желчь и воздух) обр. мозг, кости, мясо, жир. Много сведений о биологии и экологии Ж и Р сод-ся в памятниках индийского эпоса. В Китае биол. предст-я как и в др. странах др. Востока находятся в тесной связи с медициной. В произведениях 9-7 веках до н.э. можно найти материалистические представления – материя первична (никем не создана), а дух, сознание, мышление возникают вторично из нее. Все вещи сост. из полярных частиц, при вз-вии кот. обр-ся 5 осн. эл-в природы – вода, дерево, огонь, земля и металл. 5 элементов дают начало всему многообразию мира. Медиц. предст-я имеют более примит. характер из-за запрета касаться тела ножом. Но мази, вытяжки, древние рецепты получают интенсивное развитие.