logo
моя шпора

15 Разв. Эвол.Теории после Дарвина (Геккель, Гексли, Долло, братья Ковалевские, Мечников .

Вторя половина 19 века отличается бурным развитием систематики и филогенетики. Теория Дравина дала толчок для создания различных филогенетических систем. Положительное значение имели труды Геккеля. Он установил возможность построения естественных систем в виде генеалогического древа. Все категории систематики – искусственные и отличий между ними нет. Он рассматривал главные систематические категории (семейство, род, вид) как ветви ствола, берущего начало из единого корня. С помощью этих древ он стремился воссоздать полную картину эволюции. Родство между формами, отнесенными к одному типу, Геккель рассматривал в их общем происхождении от одного предка. Он делил мир живого на три царства: протисты, животные, растения. По его мнению животные и растения произошли от одного предка. В его учении однако было много произвольного, что привело к краху его теории. Крайним выражением эмбриологического направления было построение ряда физиологических схем на основе определенного критерия. Гексли предложил использовать 2понятия – вторичноротые и энтероцельные (по способу образования вторичного рта и полости тела). В его системе животные подразделялись на 3 группы по способу образования вторичной полости тела: 1 – ж-ые, полость тела которых образуется путем расщепления мезодермы; 2 – полость тела образуется энтероцельным путем (за счет втягивания кишечной трубки); 3 – внутренняя и внешняя полости тела как на личиночной стадии. В целом можно сказать, что попытки систематизации животных не удались – многие авторы стремились совместить в одной схеме два направления – филогенетическое и типологическое. Ч. Дарвин был первым, кто вскрыл причины развития живой природы и объяснил эволюцию как самодвижение и саморазвитие, происходящее на основе чисто материальных факторов. Он объяснил две центральные проблемы эволюционной теории - происхождение приспособлений и видообразование. Уже в 1860 г. ученые многих стран с воодушевлением приняли учение Дарвина. Главным борцом за дарвинизм в Англии был зоолог Т. Гексли . В лекциях на тему "Положение человека в природе" Т. Гексли первый привел палеонтологические, морфологические, эмбриологические доказательства родства человека с высшими обезьянами.В.Ковалевский был первым палеонтологом, кто показал успешность применения эвол. метода для восстановления исторического развития, филогенеза. Здесь речь шла уже не о гипотетических филогенетических древах типа геккелевского, а о возможности установления исторической преемственности форм. Палеонтология, бывшая со времен Кювье прибежищем катастрофистских и креационистских концепций, стала со времен В. Ковалевского эвол. наукой. В. Ковалевский сформул. предст-я об адаптивном и инадаптивном путях эволюции. Он показал, что сходные задачи могут решаться в эволюции разными путями. При инадаптивной эволюции набл. относ. высокий темп приспос-я к новым условиям среды. Но эти приспос-я идут на основе сохр-я старых коррелятивных связей между органами. Это быстрая эволюция, не основанная на перестройке старой структуры, она м. обеспечить данной филогенетической группе временный успех на арене жизни. Адаптивная специализация хар-тся низкими темпами приспособления к новым условиям среды. Но эти приспособления достигаются на основе коренной перестройки коррелятивных связей, после завершения которой группа, претерпевшая такую перестройку, может эволюи-ровать достаточно быстро. В кон. итоге группа, пошедшая по трудному пути «адаптивной эволюции», вытесняет тех, кто добился процветания «легкой ценой» «инадаптивной специализации». В истории практически всех групп, говорил Ковалевский, первыми появлялись инадаптивные варианты, но со временем они сменялись формами, пошедшими по пути адаптивной специализаци Бельг. последователь В. Ковалевского Луи Долло, основываясь на анализе эволюции кистеперых рыб, морских черепах и др. позв., развил содержавшееся уже у Дарвина представление о необратимости эвол. процесса и сформул. закон необратимости эволюции, согласно кот. при повторении экол. условий прошлого приспос-я к этим условиям будут достигаться за счет иных приспособлений, в рез. чего эволюция является необратимой Основы эвол. эмбриологии были заложены А.О. Ковалевским и И.И. Мечниковым. А. Ковалевский считал, что данные сравнительной эмбриологии позволяют говорить о единстве происх-я Ж, а не об отдельных изолированных типах развития. Ему удалось показать, что, исходя их особ-й индивид. развития ланцетника и асцидий, их м. отнести к переходным формам между позвон. и беспозвон. Ж.

16 Разв. физиологии Ч, ж-ых и р-ий (Бернар, Мюллер, Сеченов, Павлов, Тимирязев, Либих, Прянишников). Предпосылка – разв-е ботаники, в 18 в. доп. стимул - потребности с/х. Необходимо было выяснить условия для получения крупного урожая (планомерно и научно). Первые физиол. исследования касались проблем питания Р. Важную роль в развитии физиологии играли методы физики и химии. Гейлс пытался составить учение о движении соков растений со стороны строгих законов физики. Он считал, что всасывание воды происходит через корень в рез. действия капиллярных сил пористого тела, обнаружил корневое давление, показал значение испарения для всасывания, вычислил скорость движения воды в Р и объяснил биол. значение набухания семян. Впервые высказал мысль, что большая часть раст. веществ форм-ся из воздуха, полагал, что большую роль в питании играет свет, обратил на избират. спос-ть корней при всасывании. Гейлс – отец физиологии р-й, родонач. экспер. метода. К этому моменту были разработаны основные приемы количественного учета газового обмена растений, выяснено значение листьев и корней, минеральное питание, дыхание растений, поглощение и передвижение воды в растениях, вопросы фотосинтеза. После него темпы развития физиологии резко снизились до 70х гг. 19 в. Развитие физиологических теорий: теория воздушного питания (Ломоносов, 1763; Ингенхауз – основное условие фотосинтеза – свет и зеленая краска растений; Сенебье – в процессе фотосинтеза принимает участие углекислота воздуха – углеродное питание растений), минеральная теория (Болотов, Лавуазье). Со второй половины 19 века разв-ся гумусовая теория питания Р, осн. значение в кот. дается почвенному перегною, а мин. вещества – только для усвоения этого перегноя. Тимирязев – основатель русской школы физиологии р-й. Физиология ж-ых и Ч. В 19 в. физиология была экспериментальной н. Особое значение для развития физиологии имела практ. хирургия. Хирургические методы (после изобретения наркоза и разработки антисептиков) стали возможны для использования острых и хронических опытов на животных – исследование процессов, протекающих внутри организма. В практику вошел метод перерезания нервных стволов в спинном мозгу, методы сшивания нервов и наложения анастазов между сосудами. Сеченов: изучение газов из тока крови и манометр для определения среднего давления. Был убежденным материалистом. Его научные интересы были сосредоточены вокруг трех проблем: общая физиология н.с., физиологические основы психической деятельности, транспортировка газов в крови. Открыл процесс торможения в н.с., ввел понятия «рефлекс» и «рефлекторная дуга». Им были разработаны методы количественного определения газов в крови. Гельмгольц: изучение теплообмена в мышцах, органов чувств и проведения нервного импульса по нервам. Заложил основу физиологии органов чувств. Рассматривал глаз как оптический инструмент, выяснил механизм аккомодации. Разработал 3хкомпонентную теорию цветного зрения. Павлов: исследовал секреторные и моторные функции пищеварительного тракта. Открыл нервы, усиливающие сердечные сокращения. Им разработаны методы хирургического вмешательства в процесс пищеварения. Исследовал деятельность пищеварительных желез (условное и безусловное отделение слюны), изучал иннервацию пищеварительных органов и самого процесса пищеварения. Мюллер: открыл лимфатические узлы, у головастиков – жабры, проводил исследования н.с. у позвоночных, изучал голосовой аппарат у человека. Определил состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. В сер. 19 в. изучена иннервация сосудов. Бернар доказал, что все сосуды находятся в тонусе, что обусловлено нервным влиянием. Либих доказал, что субстратом являются белки, жиры и углеводы. Было выяснено какие вещества образуются в результате распада жиров, белков и углеводов. Дальнейшие исследования в этой области были направлены на изучение баланса прихода и ухода питательных веществ и определения интенсивности обмена веществ в организме.

Выводы: 1 – в данный период основными методами изучения жизнедеятельности организмов явились эксперимент, наблюдение и регистрация функций живого организма; 2 – с помощью физических и химических методов была приобретена возможность изучения многих физиологических процессов; 3 – достигнуты знач. успехи в установлении деятельности контроля над деятельностью различных органов; 4)в 19 в. физиолог-ские исследования носили аналитический хар-р, был накоплен большой фактический материал, ставшей базой для исследования в 20м веке.