1.Н как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной ф.Н.
Н. - это вполне достойный объект изучения. В наше время она оказалась под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию, науковедение. Философия и методология н. занимают в этом ряду особое место. Н. многоаспектна и многогранна, но прежде всего она представляет собой производство знаний. Можно интересоваться историей н. учреждений, социологией и психологией н. коллективов, но именно производство знаний делает науку наукой. Ф.н. пытается ответить на следующие основные ???: что такое н. знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет Н. как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития н. дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют? Это далеко не полный перечень, но он дает примерное представление о том, что в первую очередь интересует ф.н.
Н. представляет собой нечто крайне многокомпонентное и разнородное. Это и экспериментальные средства, необходимые для изучения явлений, - приборы и установки, с помощью к. эти явления фиксируются и воспроизводятся. Это методы, посредством которых выделяются и познаются предметы исследования (фрагменты и аспекты объективного мира, на к. направлено н. познание). Это люди, занятые н. исследованием, написанием статей или монографий. Это учреждения и организации типа лабораторий, институтов, академий, н. журналов. Это системы знаний, зафиксированные в виде текстов и заполняющие полки библиотек. Это конференции, дискуссии, защиты диссертаций, н.экспедиции. Список такого рода можно продолжать, но и сейчас бросается в глаза огромная разнородность перечисленных явлений. Что их объединяет? Нельзя ли все это многообразие свести к чему-то одному?
Простейшее и достаточно очевидное предположение может состоять в том, что Н. - это определенная чел. деятельность, обособленная в процессе разделения труда и направленная на получение знаний. Изучать Н. - это значит изучать ученого за работой, изучать технологию его деятельности по производству знаний.
Рассматривая Н. как деятельность, направленную на производство нового знания, и как традицию важно принять во внимание историческую изменчивость самой н. деятельности и н. традиции. Иначе говоря, Ф.н., анализируя закономерности развития н. знания, обязана учитывать историзм н. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты н. деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности н. коммуникаций, формы разделения и кооперации н. труда и т.п.
Предметом Ф.н. являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству н. знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
Современная Ф.н. рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового н. знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.
Чтобы выявить общие закономерности развития н. познания, Ф.н. должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь Ф.н. с историко-научными исследованиями.
Долгое время в Ф.н. в качестве образца для исследования структуры и динамики познания выбиралась математика. Однако здесь отсутствует ярко выраженный слой эмпирических знаний, и поэтому, анализируя мат. тексты, трудно выявить те особенности строения и функционирования теории, которые связаны с ее отношениями к эмпирическому базису. Вот почему Ф.н., особенно с конца XIX в, все больше ориентируется на анализ
естественнонаучного знания, к. содержит многообразие различных видов теорий и развитый эмпирический базис.
- 1.Н как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной ф.Н.
- 2.Возникн/ науки и этапы ее становления.
- 3.Ист. Типы н. Рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.
- 4.Основные принципы, проблемы и направления соврем. Социологии н.
- 5.Основные критерии научности. Проблема демаркации науки и ненауки в ф. XX в.
- 6.Наука и паранаука: их особенности и специфика взаимоотношений.
- 7.Структура н. Знания. Эмпирический и теоретический уровни н. Познания.
- 8.Проблема оснований н. (3 блока): идеалы и нормы н. Исследования ,н. Картина мира, философские принципы.
- 10.Н. Факт и научная теория. Специфика их взаимоотношений в научном познании.
- В структуре научного познания теория выполняет ряд функций - систематизирующую и прогностическую.
- Типы законов:
- 12. Н. Язык и его особ-ти. Механизмы формирования и развития н. Понятий.
- 13. Диалог как ф. И средство коммуникации м/у уч.. Основные треб. К н. Аргум.
- 14. Эмпир. Методы научного познания
- 16.Проблема истины и ее критериев. Основные концепции истины.
- 17.Динамика н. Поиска. Механизм и структура процесса н. Творчества.
- 20.Роль внеш и внутр. Факторов в разв. Н. Зн.. Интернализм и экстернализм.
- 22. Процесс институционализации науки в России и его особенности.
- 24. Наука и государство: понятие научно-технической политики (нтп). Основные этапы и тенденции нтп.
- 25. Место и роль науки в жизни совр. Общества и культуры. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
- 2. Биол.Знание в Др.Греции (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл).
- 3. Воззрения на природу в 5-3 в до н.Э. (Гиппократ, Платон, Аристотель, Теофраст).
- 4 Разв. Биол. Знания в период эллинизма и в др.Риме (Лукреций, Плиний, Гален
- 5. Средневек. Воззрения на природу (Фома Аквинский, Альберт Великий, Авиценна)
- 7. Разв. Науки о р-ях и бот. Систематики (Фукс, Бок, Чезальпино, Рэй, Линней, Жюсье, Ламарк и др.).
- 8. Разв. И становл. Зоологии и палеонтологии (Геснер, Бюффон, Линней, Кювье, Паллас, Спалланцани, Лайель)
- 9 Становление и развитие анатомии, физиологии и эмбриологии ж-ых и ч. (Везалий, Гарвей, Галлер, Рэди, Бонне, Вольф, Бэр
- 10 Креационизм и трансформизм. Бюффон, Гете и др. Ранние эволюционисты. Спор Сэнт-Илера и Кювье. Боннэ
- 13 Развитие биогеографии и экологии (Гумбольт, Уоллес, Эверсман, н.Северцов, Рулье, Геккель, Мензбир.
- 14 Т Дарвина и ее значение
- 15 Разв. Эвол.Теории после Дарвина (Геккель, Гексли, Долло, братья Ковалевские, Мечников .
- 17 Разв. И становление соврем. Микробиологии (Пастер, Кох, Мечников, Виноградский, Ивановский
- 9 Становление и развитие генетики (г.Мендель, г. Де-Фриз, т. Морган, Четвериков, Вавилов, и др.).
- 20 Разв молекулярной генетики. Модели Уотсона и Крика.
- 21 Разв. Совр.Экологии. Эволюция взглядов и взаимоотношении природы и общества.
- 22 Новые воззрения на проблемы биологии.
- 23 Учение Вернадского
- 24. Пробл. Глобального потепления и будущего биосферы з.
- 25 Синт т.Э. Ее становление и разв. Состояние совр взглядов на происхожд и развитие жизни.