logo
моя шпора

1.Н как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной ф.Н.

Н. - это вполне достойный объект изучения. В наше время она оказалась под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию, науковедение. Философия и методология н. занимают в этом ряду особое место. Н. многоаспектна и многогранна, но прежде всего она представляет собой производство знаний. Можно интересоваться историей н. учреждений, социологией и психологией н. коллективов, но именно производство знаний делает науку наукой. Ф.н. пытается ответить на следующие основные ???: что такое н. знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет Н. как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития н. дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют? Это далеко не полный перечень, но он дает примерное представление о том, что в первую очередь интересует ф.н.

Н. представляет собой нечто крайне многокомпонентное и разнородное. Это и экспериментальные средства, необходимые для изучения явлений, - приборы и установки, с помощью к. эти явления фиксируются и воспроизводятся. Это методы, посредством которых выделяются и познаются предметы исследования (фрагменты и аспекты объективного мира, на к. направлено н. познание). Это люди, занятые н. исследованием, написанием статей или монографий. Это учреждения и организации типа лабораторий, институтов, академий, н. журналов. Это системы знаний, зафиксированные в виде текстов и заполняющие полки библиотек. Это конференции, дискуссии, защиты диссертаций, н.экспедиции. Список такого рода можно продолжать, но и сейчас бросается в глаза огромная разнородность перечисленных явлений. Что их объединяет? Нельзя ли все это многообразие свести к чему-то одному?

Простейшее и достаточно очевидное предположение может состоять в том, что Н. - это определенная чел. деятельность, обособленная в процессе разделения труда и направленная на получение знаний. Изучать Н. - это значит изучать ученого за работой, изучать технологию его деятельности по производству знаний.

Рассматривая Н. как деятельность, направленную на производство нового знания, и как традицию важно принять во внимание историческую изменчивость самой н. деятельности и н. традиции. Иначе говоря, Ф.н., анализируя закономерности развития н. знания, обязана учитывать историзм н. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты н. деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности н. коммуникаций, формы разделения и кооперации н. труда и т.п.

Предметом Ф.н. являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству н. знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Современная Ф.н. рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового н. знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Чтобы выявить общие закономерности развития н. познания, Ф.н. должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь Ф.н. с историко-научными исследованиями.

Долгое время в Ф.н. в качестве образца для исследования структуры и динамики познания выбиралась математика. Однако здесь отсутствует ярко выраженный слой эмпирических знаний, и поэтому, анализируя мат. тексты, трудно выявить те особенности строения и функционирования теории, которые связаны с ее отношениями к эмпирическому базису. Вот почему Ф.н., особенно с конца XIX в, все больше ориентируется на анализ

естественнонаучного знания, к. содержит многообразие различных видов теорий и развитый эмпирический базис.