16.Проблема истины и ее критериев. Основные концепции истины.
Истина (И) - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Строго говоря, концепция, согласно к. И есть соответствие мыслей действительности, называется классической. Она называется так потому, что является древнейшей из всех концепций И. Платону принадлежит следующая характеристика понятия И "... Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет...". .). Как видно из данного определения, центральным понятием классической концепции является понятие соответствия. Так вот, для познавательной деятельности и в особенности для научного познания исключительно важным является вопрос каким путем, методом данное соответствие можно установить? Вопрос о путях и методах с помощью которых можно было бы установить соответствие наших мыслей, утверждений действительности есть вопрос о критериях И. Именно этот вопрос направлял внимание позитивистов в обсуждении проблемы истины и породил массу дискуссий. Пожалуй, первыми, кто среди позитивистов, попытался ответить на этот вопрос были так называемые логические позитивисты, участники Венского кружка. Соответствие теоретических утверждений действительности они истолковали как верифицируемость, т.е. подтверждаемость теории чувственно данным, опытом, экспериментальным результатом. Протест среди философов и методологов науки - узость этого критерия.Большая часть научных утверждений имеет форму универсальных предложений.Для верификации подобных предложений требуется бесконечно много частных предложений.Не в состоянии сформулировать и проверить бесконечного количества таких частных предложений. Впоследствии философ К. Поппер высказал еще один аргумент против верификационизма логических позитивистов. Суть его в том, что опыт, наблюдение, эксперимент не могут служить критерием истинности теории, ибо и ложное утверждение может иметь истинные следствия. Допустим, например, у нас имеется предложение «все реки впадают в Каспийской море». Руководствуясь правилами логического вывода, мы можем получить из него следующее предложения «Волга – это река» и, следовательно, – «Волга впадает в Каспийское море». Очевидно, что хотя наблюдение и будет подтверждать истинность нашего заключения, тем не менее, оно не свидетельствует и об истинности той посылки, из которой оно получено.К. Поппер выдвинул концепцию их фальсифицируемости.Суть точки зрения Поппера состоит в том, что если верификация никогда не способна дать нам уверенность в том, что мы нашли И, то фальсификация, по крайней мере, дает нам полную уверенность в том, что перед нами неистинна, т.е. ложь. Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд показали, что убеждение К. Поппера относительно того, что противоречие между теорией и фактами является несомненным свидетельством ложных теорий, исторически и методологически ошибочно. В частности Фейерабенд привлек внимание к тому, что практически любая н. теория с самого рождения отягчена грузом несоответствий и полностью такие несоответствия никогда не исчезают. Среди неклассических трактовок И наибольшую известность имеют – когерентная и прагматическая. В когерентной трактовке под И понимается внутренняя согласованность и логическая непротиворечивость знания. В прагматическом понимании И отождествляется с практической полезностью, эффективностью.
Теории И (концепции И), дающие определение И: Классическая теория: И - это соответстие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия).
Конвенциональная теория:И-это соглашение(Платон, Поппер).
Когерентная теория: И. - это непротиворечивое сообщение (Лейбниц, неопозитивизм).
Авторитарная концепция: И - это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие).
Прагматическая концепция: И — это полезная информация, т.е. сообщение, позволяющее достичь успеха (Ф. Бэкон).
Теория И как очевидности: И — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Э. Гуссерль).
- 1.Н как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной ф.Н.
- 2.Возникн/ науки и этапы ее становления.
- 3.Ист. Типы н. Рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.
- 4.Основные принципы, проблемы и направления соврем. Социологии н.
- 5.Основные критерии научности. Проблема демаркации науки и ненауки в ф. XX в.
- 6.Наука и паранаука: их особенности и специфика взаимоотношений.
- 7.Структура н. Знания. Эмпирический и теоретический уровни н. Познания.
- 8.Проблема оснований н. (3 блока): идеалы и нормы н. Исследования ,н. Картина мира, философские принципы.
- 10.Н. Факт и научная теория. Специфика их взаимоотношений в научном познании.
- В структуре научного познания теория выполняет ряд функций - систематизирующую и прогностическую.
- Типы законов:
- 12. Н. Язык и его особ-ти. Механизмы формирования и развития н. Понятий.
- 13. Диалог как ф. И средство коммуникации м/у уч.. Основные треб. К н. Аргум.
- 14. Эмпир. Методы научного познания
- 16.Проблема истины и ее критериев. Основные концепции истины.
- 17.Динамика н. Поиска. Механизм и структура процесса н. Творчества.
- 20.Роль внеш и внутр. Факторов в разв. Н. Зн.. Интернализм и экстернализм.
- 22. Процесс институционализации науки в России и его особенности.
- 24. Наука и государство: понятие научно-технической политики (нтп). Основные этапы и тенденции нтп.
- 25. Место и роль науки в жизни совр. Общества и культуры. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
- 2. Биол.Знание в Др.Греции (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл).
- 3. Воззрения на природу в 5-3 в до н.Э. (Гиппократ, Платон, Аристотель, Теофраст).
- 4 Разв. Биол. Знания в период эллинизма и в др.Риме (Лукреций, Плиний, Гален
- 5. Средневек. Воззрения на природу (Фома Аквинский, Альберт Великий, Авиценна)
- 7. Разв. Науки о р-ях и бот. Систематики (Фукс, Бок, Чезальпино, Рэй, Линней, Жюсье, Ламарк и др.).
- 8. Разв. И становл. Зоологии и палеонтологии (Геснер, Бюффон, Линней, Кювье, Паллас, Спалланцани, Лайель)
- 9 Становление и развитие анатомии, физиологии и эмбриологии ж-ых и ч. (Везалий, Гарвей, Галлер, Рэди, Бонне, Вольф, Бэр
- 10 Креационизм и трансформизм. Бюффон, Гете и др. Ранние эволюционисты. Спор Сэнт-Илера и Кювье. Боннэ
- 13 Развитие биогеографии и экологии (Гумбольт, Уоллес, Эверсман, н.Северцов, Рулье, Геккель, Мензбир.
- 14 Т Дарвина и ее значение
- 15 Разв. Эвол.Теории после Дарвина (Геккель, Гексли, Долло, братья Ковалевские, Мечников .
- 17 Разв. И становление соврем. Микробиологии (Пастер, Кох, Мечников, Виноградский, Ивановский
- 9 Становление и развитие генетики (г.Мендель, г. Де-Фриз, т. Морган, Четвериков, Вавилов, и др.).
- 20 Разв молекулярной генетики. Модели Уотсона и Крика.
- 21 Разв. Совр.Экологии. Эволюция взглядов и взаимоотношении природы и общества.
- 22 Новые воззрения на проблемы биологии.
- 23 Учение Вернадского
- 24. Пробл. Глобального потепления и будущего биосферы з.
- 25 Синт т.Э. Ее становление и разв. Состояние совр взглядов на происхожд и развитие жизни.