Цель и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы усвоить знания о специфике организма человека, закономерностях его биологического и социального развития, функциональных возможностях детского организма разного возраста. Оптимальными и эффективными педагогические воздействия могут быть только тогда, когда они будут соответствовать возрастным особенностям и возможностям детского организма.
Задачами учебной дисциплины являются:
1. изучение взаимосвязей функциональных систем в процессе развития;
2. понимание функции органов и систем, нервной и гуморальной регуляции организма;
3. знакомство с основными методами анатомических и физиологических исследований;
4. использование функциональных нагрузок и правильно организованных условий внешней среды для укрепления и совершенствования здоровья.
Курс «Возрастная анатомия и физиология» является интегрированным, что предполагает слияние дисциплин анатомии и физиологии в одну учебную дисциплину с сохранением специфики и методики каждой из них. Это позволит дать студентам знания и умения, необходимые в педагогической деятельности.
Курс имеет практическую направленность, являясь основой для изучения психологии и педагогики. Будущий педагог должен знать анатомо-физиологические показатели человеческого организма, его индивидуальные и возрастные особенности. Знание функциональных особенностей организма детей разного возраста позволит выявить механизмы, определяющие специфику функций на разных этапах развития, установить этапы, наиболее чувствительных к коррегирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие таких важных для образовательного процесса функций, как внимание, восприятие информации, познавательные потребности.
- Гаврилова и.Н., батенкова и.В.
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины
- Цель и задачи изучения дисциплины
- Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Закономерности роста и развития детского организма
- Раздел 2. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной)
- Раздел 3. Изменение функции сенсорных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 4. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата
- Раздел 5. Изменение функции моторных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 6. Изменение функции висцеральных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 7. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции
- Раздел 8. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга
- Раздел 9. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения
- 5. Темы практических/ семинарских занятий
- 6. Лабораторные работы
- Раздел 1. Закономерности роста и развития детского организма
- Раздел 2. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной)
- Раздел 3. Изменений функции сенсорных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 4. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.
- Раздел 5. Изменение функции моторных систем на разных
- Возрастных этапах
- Раздел 6. Изменение функции висцеральных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 7. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции
- Раздел 9. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения
- 7. Тематика курсовых / контрольных работ / рефератов
- Тематика рефератов
- Методические указания по выполнению реферата
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- Задания для теоретического изучения
- Практические задания
- 8.4. Методические рекомендации для преподавателя
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Вопросы для подготовки к экзамену