Раздел 3. Изменение функции сенсорных систем на разных возрастных этапах
Общая характеристика сенсорных систем: органы чувств, рецепторы, проводниковый и центральный отделы. Значение сенсорной информации для развития ребенка. Гетерохронное созревания отделов сенсорных систем. Влияние сенсорной депривации и сенсорного обогащения среды на развитие ребенка. Дети с сенсорными недостатками и сенсорно одаренные дети. Взаимодействие и взаимозаменяемость органов чувств.
Зрительная сенсорная система. Строение, развитие глаза. Возрастные изменения оптической системы глаза, аккомодации, остроты зрения, пространственного зрения, световой чувствительности и цветового зрения. Нарушения зрения у детей и подростков, меры профилактики.
Слуховая сенсорная система. Строение органа слуха. Возрастные особенности слуховой чувствительности. Нарушения слуха у детей и подростков, диагностика, меры профилактики. Слух и речь.
Вестибулярная сенсорная система. Вестибулярный аппарат. Вестибулярная устойчивость детей и подростков. Влияние изменений гравитации на детский организм.
Соматосенсорная система. Тактильная, температурная, болевая чувствительность, их значение для ребенка. Возрастные изменения чувствительности. Мышечное чувство, кинестезия. Рецепторы мышц, сухожилий, суставов, их развитие в разные возрастные периоды.
Вкусовая и обонятельная сенсорные системы. Органы вкуса и обоняния, возрастные особенности. Химическая чувствительность детей и подростков.
- Гаврилова и.Н., батенкова и.В.
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины
- Цель и задачи изучения дисциплины
- Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Закономерности роста и развития детского организма
- Раздел 2. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной)
- Раздел 3. Изменение функции сенсорных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 4. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата
- Раздел 5. Изменение функции моторных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 6. Изменение функции висцеральных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 7. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции
- Раздел 8. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга
- Раздел 9. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения
- 5. Темы практических/ семинарских занятий
- 6. Лабораторные работы
- Раздел 1. Закономерности роста и развития детского организма
- Раздел 2. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной)
- Раздел 3. Изменений функции сенсорных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 4. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.
- Раздел 5. Изменение функции моторных систем на разных
- Возрастных этапах
- Раздел 6. Изменение функции висцеральных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 7. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции
- Раздел 9. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения
- 7. Тематика курсовых / контрольных работ / рефератов
- Тематика рефератов
- Методические указания по выполнению реферата
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- Задания для теоретического изучения
- Практические задания
- 8.4. Методические рекомендации для преподавателя
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Вопросы для подготовки к экзамену