logo
ОПД

8.4. Методические рекомендации для преподавателя

Основные формы проведения занятий по курсу «Возрастная анатомия и физиология» – это лекции и лабораторные занятия.

Лекции содержат сведения о строении и функциональных особенностях организма человека.

Лабораторные занятия позволяют углубить теоретический материал и выработать навыки исследования в процессе простых и доступных наблюдений, опытов, обследований, самодиагностики.

На лабораторных занятиях используются учебно-наглядные пособия, натуральные препараты, муляжи, модели, таблицы и атласы. Для систематизации знаний студенты делают зарисовки, схемы и таблицы. Занятия проводятся после прочтения лекций, что позволяет сохранить целостность восприятия материала.

Организация и проведение лекции

Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы.

Традиционно подготовка вузовской лекции строится по схеме:

- определение цели изучения материала по данной теме;

- составление плана изложения материала;

- определение основных понятий темы;

- подбор основной литературы к теме.

При подготовке лекции важно временное планирование, определение четко по времени каждой структурной части и строгое выполнение этого времени в аудитории. При планировании лекционных вопросов необходимо хорошо продумать и четко обозначить связки между располагаемым в них материалом, чтобы лекция получилась логически выстроенной и органичной. Часть материала рационально давать через схемы, таблицы, рисунки, представленные в презентации.

Лекцию следует начинать со знакомства студентов с целью, планом и основной литературой к теме. Обязательна связь с материалом предыдущей лекции. Читая лекцию, желательно разделять в тексте вопросы плана, чтобы у студентов в конспекте выстроилась четкая структура материала, чтобы легче было ориентироваться в конспекте при подготовке к семинару и зачету. Содержание вынесенных основных терминов и понятий по ходу лекции необходимо обязательно раскрыть. Темп лекции должен быть удобен для конспектирования, однако лекция ни в коем случае не должна превращаться в диктант. Для этого студентам нужно дать методику общепринятых сокращений слов в конспекте. Основные положения и выводы лекции рекомендуется повторять, ибо они и есть каркас любого конспекта.

Интонации голоса лектора должны быть рассчитаны на помещение и акустику лекционной аудитории, дикция четкая, размеренная. Почувствовав усталость студенческой аудитории, лектор может ввести в лекцию небольшие отступления, желательно в русле излагаемого материала. Закончить лекцию необходимо хорошо продуманным четким выводом.

Организация и проведение лабораторных занятий

Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных учебных аудиториях. Необходимыми структурными элементами занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения практической работы. Выполнению работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания. Необходимо проводить такие работы, которые позволят приходить к четким выводам, помогающим студентам освоить теоретические положения возрастной анатомии и физиологии.

Практические работы по возрастной анатомии и физиологии носят репродуктивный характер. При их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оснащение, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

При выполнении практических работ возможны фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации студентов. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Для повышения эффективности проведения практических работ рекомендуется:

Структура оформления отчета по работе определяется требованиями преподавателя. Оценки за выполнение практических работ выставляются в форме зачета по данной теме и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.