logo
ОПД

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Предмет, теоретические и прикладные задачи возрастной анатомии и физиологии. Методы исследований, связь с другими науками.

  2. Понятие о росте и развитии организма. Закономерности роста и развития. Гетерохронность развития.

  3. Критические и сенситивные периоды в развитии детей и подростков.

  4. Биологический и календарный возраст. Акселерация.

  5. Понятие об онтогенезе. Схема возрастной периодизации.

  6. Наследственность и среда, их влияние на развитие организма.

  7. Гипофиз, строение, развитие. Гормоны гипофиза, их влияние на рост и развитие организма.

  8. Эпифиз, строение, развитие. Гормоны эпифиза, их влияние на половое развитие организма. Вилочковая железа, участие гормонов в иммунных реакциях организма.

  9. Щитовидная и околощитовидные железы, строение, развитие. Влияние гормонов на рост, развитие, обмен веществ и энергии.

  10. Поджелудочная железа, строение, развитие. Влияние гормонов поджелудочной железы на углеводный обмен.

  11. Надпочечники, строение, развитие. Гормоны коркового и мозгового вещества надпочечников.

  12. Половые железы, строение, развитие. Мужские и женские половые гормоны. Стадии полового созревания.

  13. Нервная система, ее значение. Общий план строения нервной системы. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Строение нейрона.

  14. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды.

  15. Возрастные особенности строения и функций отделов центральной нервной системы (спинной мозг, продолговатый, задний, средний, промежуточный).

  16. Возрастные особенности строения и функций конечного мозга.

  17. Зрительная сенсорная система, строение, развитие. Возрастные изменения оптической системы глаза, аккомодации, остроты зрения, пространственного зрения, световой чувствительности и цветового зрения.

  18. Слуховая сенсорная система, строение, развитие, возрастные особенности.

  19. Вестибулярная сенсорная система, строение, развитие. Вестибулярная устойчивость детей и подростков.

  20. Соматосенсорная система. Тактильная, температурная, болевая чувствительность, их значение для ребенка. Рецепторы мышц, сухожилий, суставов, их развитие в разные возрастные периоды.

  21. Вкусовая и обонятельная сенсорные системы. Органы вкуса и обоняния, возрастные особенности. Химическая чувствительность детей и подростков.

  22. Структура, рост, развитие костей. Части скелета, возрастные особенности.

  23. Мышечное волокно, строение, типы, развитие в процессе онтогенеза. Классификация скелетных мышц. Гетерохронное развитие различных групп мышц.

  24. Особенности формирования и развития двигательных навыков в разные возрастные периоды. Возрастные особенности двигательных качеств мышц, сенситивные периоды их развития.

  25. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, причины, меры профилактики.

  26. Возрастные особенности системы крови. Иммунная система организма. Формирование иммунных реакций в процессе развития ребенка. Изменение иммунитета в разные возрастные периоды. Аллергические реакции.

  27. Общая характеристика органов кровообращения. Особенности кровообращения плода. Строение сердца, его возрастные особенности. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений, кровяного давления.

  28. Общая характеристика органов дыхания. Дыхание плода. Легочная вентиляция у детей разного возраста. Возрастные изменения частоты, глубины дыхания, жизненной емкости легких, регуляции дыхания.

  29. Общая характеристика органов пищеварения, их возрастные особенности. Изменения секреторной, моторной и всасывающей функций желудочно-кишечного тракта с возрастом.

  30. Особенности белкового, углеводного, жирового, водно-солевого обмена в детском возрасте.

  31. Энергетический обмен. Затраты энергии на рост и развитие детского организма. Терморегуляция, возрастные особенности.

  32. Выделительная система. Возрастные особенности строения и функций почек. Возрастные особенности строения и функций кожи.

  33. Поведение, его компоненты, структура. Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка.

  34. Рефлекторная теория поведения. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза.

  35. Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение. Нейрофизиологические основы речевой деятельности. Развитие речи у детей.

  36. Ощущения, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.

  37. Нейрофизиологические механизмы внимания. Возрастные особенности внимания детей и подростков.

  38. Мотивации, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка.

  39. Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности развития памяти у детей.

  40. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков.

  41. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе.

26