Раздел 2. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной)
Нейрогуморальная регуляция роста и развития детского организма.
Гуморальная регуляция функций организма. Система желез внутренней секреции, ее развитие в пренатальный и постнатальный периоды. Гетерохронность созревания желез внутренней секреции. Роль гормонов на различных этапах онтогенеза.
Гипофиз, строение, развитие. Гормоны гипофиза, их влияние на рост и развитие организма. Гипер-, гипофункции гипофиза. Регулирующее влияние гормонов гипофиза на функции желез внутренней секреции.
Эпифиз, строение, развитие. Гормоны эпифиза, их влияние на половое развитие организма.
Щитовидная железа, строение, развитие, функциональное значение на разных этапах онтогенеза. Гормоны щитовидной железы, их влияние на рост, развитие организма, обмен веществ и энергии. Нарушения функций щитовидной железы у детей и подростков.
Околощитовидные (паращитовидные) железы, строение, развитие. Влияние гормонов околощитовидных желез на обмен кальция в организме ребенка. Роль витамина D в кальциевом обмене.
Вилочковая (тимус, зобная) железа, строение, развитие. Участие гормонов вилочковой железы в иммунных реакциях организма. Влияние гормонов вилочковой железы на функцию половых желез.
Поджелудочная железа, строение, развитие. Влияние гормонов поджелудочной железы на углеводный обмен. Гетерохронность функционирования в разные возрастные периоды. Нарушения функций поджелудочной железы.
Надпочечники, строение, развитие. Гормоны коркового вещества надпочечников, их влияние на обмен веществ, половую систему плода и ребенка. Роль гормонов коры надпочечников в осуществлении адаптивных реакций организма при действии стресс-факторов. Особенности адаптации организма ребенка к стрессовым факторам. Гормоны мозгового вещества надпочечников, их роль в адаптивных реакциях организма.
Половые железы, строение, развитие. Мужские и женские половые гормоны, их влияние на развитие организма в разные возрастные периоды. Роль половых гормонов в регуляции обмена веществ. Гормональная регуляция полового созревания. Стадии полового созревания.
Нервная регуляция функций организма. Нервная система, ее значение. Общий план строения нервной системы. Центральный и периферический отделы нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система.
Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Строение нейрона. Классификация нейронов. Гетерохронность созревания нейронов и нервных волокон. Синапс, строение.
Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды.
- Гаврилова и.Н., батенкова и.В.
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины
- Цель и задачи изучения дисциплины
- Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Закономерности роста и развития детского организма
- Раздел 2. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной)
- Раздел 3. Изменение функции сенсорных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 4. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата
- Раздел 5. Изменение функции моторных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 6. Изменение функции висцеральных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 7. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции
- Раздел 8. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга
- Раздел 9. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения
- 5. Темы практических/ семинарских занятий
- 6. Лабораторные работы
- Раздел 1. Закономерности роста и развития детского организма
- Раздел 2. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной)
- Раздел 3. Изменений функции сенсорных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 4. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.
- Раздел 5. Изменение функции моторных систем на разных
- Возрастных этапах
- Раздел 6. Изменение функции висцеральных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 7. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции
- Раздел 9. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения
- 7. Тематика курсовых / контрольных работ / рефератов
- Тематика рефератов
- Методические указания по выполнению реферата
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- Задания для теоретического изучения
- Практические задания
- 8.4. Методические рекомендации для преподавателя
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Вопросы для подготовки к экзамену