logo search
моя шпора

4.Основные принципы, проблемы и направления соврем. Социологии н.

Соц. подход к науке сформ-ся в 30е гг. 20 в. Н. подразумевает существование некоего н. сообщества. Следовательно, н. является предметом соц. изучения. Основоположником данного учения является Р. Мертон. Он выделил 2 размерности отношений внутри н. сообщества. Когнитивная размерность, согласно Мертону, есть взаимодействие исследователя и изучаемого объекта. Социальная размерность – отношение ученых друг к другу. По мнению Мертона, только социальная размерность м. б. предметом изучения социологии науки. В связи с этим Р. Мертон считается основоположником институциональной социологии. В данном течении н. рассматривается как социальный институт. Н. как соц. институт существует на основе совок-ти норм и ценностей (этос науки – это комплекс норм и ценностей, регулирующих взаимоотношения м/у учеными, трансляцию знаний от одного поколения ученых к др.). Мертон выделил 4 основных нормы.

Данные нормы, по мнению Мертона, являются одновременно и моральными нормами.

Патология науки: двойственность мотивации н. деятельности. Вышеприведенные нормы яв-ся идеалом, что в действительности, вообще говоря, неверно. Так, помимо познания истины, ученым движут такие интересы, как самоутверждение, карьерный рост.

В 70х гг. формируются новые течения социологии науки. Развивается когнитивная социология науки – не только взаимо-я м/у учеными, но и само научное знание м. и д. анализироваться социологией науки. Социокультурная деятельность сфера отпечатывается на содержании н. знания.

В связи с этим образовалось 2 подхода. Конструктивистко-релятивисткий подход (КРП), и «Сильная программа».

КРП(Коллинз, Кнорр-Сетин): Изучение деятельности научного коллектива непосредственно за работой. Метод включенного наблюдателя. Обычная работа ученого – это постоянные разногласия с др. учеными, разночтения, различные интерпретации различными людьми. Различия в интерпретации определяются тем, где, как и у кого обучался ученый. Акт видения есть результат обучения.

Принципиальным для н. знания является метод дискуссий и консенсусов. Следовательно, сам объект – не только задан природой, но также и конструируется в процессе н. деятельности.

«Сильная» программа (Блур, Баркс). 2 принципа:1. пр. беспристрастности – ученый не должен интересоваться только теми идеями, кот. признанны истинными.

2. Принцип симметрии: стремиться к тому, чтобы социокультурными факторами объяснялись не только заблуждения, но и истины.