Вопросы для подготовки к экзамену
Предмет, теоретические и прикладные задачи возрастной анатомии и физиологии. Методы исследований, связь с другими науками.
Понятие о росте и развитии организма. Закономерности роста и развития. Гетерохронность развития.
Критические и сенситивные периоды в развитии детей и подростков.
Биологический и календарный возраст. Акселерация.
Понятие об онтогенезе. Схема возрастной периодизации.
Наследственность и среда, их влияние на развитие организма.
Гипофиз, строение, развитие. Гормоны гипофиза, их влияние на рост и развитие организма.
Эпифиз, строение, развитие. Гормоны эпифиза, их влияние на половое развитие организма. Вилочковая железа, участие гормонов в иммунных реакциях организма.
Щитовидная и околощитовидные железы, строение, развитие. Влияние гормонов на рост, развитие, обмен веществ и энергии.
Поджелудочная железа, строение, развитие. Влияние гормонов поджелудочной железы на углеводный обмен.
Надпочечники, строение, развитие. Гормоны коркового и мозгового вещества надпочечников.
Половые железы, строение, развитие. Мужские и женские половые гормоны. Стадии полового созревания.
Нервная система, ее значение. Общий план строения нервной системы. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Строение нейрона.
Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды.
Возрастные особенности строения и функций отделов центральной нервной системы (спинной мозг, продолговатый, задний, средний, промежуточный).
Возрастные особенности строения и функций конечного мозга.
Зрительная сенсорная система, строение, развитие. Возрастные изменения оптической системы глаза, аккомодации, остроты зрения, пространственного зрения, световой чувствительности и цветового зрения.
Слуховая сенсорная система, строение, развитие, возрастные особенности.
Вестибулярная сенсорная система, строение, развитие. Вестибулярная устойчивость детей и подростков.
Соматосенсорная система. Тактильная, температурная, болевая чувствительность, их значение для ребенка. Рецепторы мышц, сухожилий, суставов, их развитие в разные возрастные периоды.
Вкусовая и обонятельная сенсорные системы. Органы вкуса и обоняния, возрастные особенности. Химическая чувствительность детей и подростков.
Структура, рост, развитие костей. Части скелета, возрастные особенности.
Мышечное волокно, строение, типы, развитие в процессе онтогенеза. Классификация скелетных мышц. Гетерохронное развитие различных групп мышц.
Особенности формирования и развития двигательных навыков в разные возрастные периоды. Возрастные особенности двигательных качеств мышц, сенситивные периоды их развития.
Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, причины, меры профилактики.
Возрастные особенности системы крови. Иммунная система организма. Формирование иммунных реакций в процессе развития ребенка. Изменение иммунитета в разные возрастные периоды. Аллергические реакции.
Общая характеристика органов кровообращения. Особенности кровообращения плода. Строение сердца, его возрастные особенности. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений, кровяного давления.
Общая характеристика органов дыхания. Дыхание плода. Легочная вентиляция у детей разного возраста. Возрастные изменения частоты, глубины дыхания, жизненной емкости легких, регуляции дыхания.
Общая характеристика органов пищеварения, их возрастные особенности. Изменения секреторной, моторной и всасывающей функций желудочно-кишечного тракта с возрастом.
Особенности белкового, углеводного, жирового, водно-солевого обмена в детском возрасте.
Энергетический обмен. Затраты энергии на рост и развитие детского организма. Терморегуляция, возрастные особенности.
Выделительная система. Возрастные особенности строения и функций почек. Возрастные особенности строения и функций кожи.
Поведение, его компоненты, структура. Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка.
Рефлекторная теория поведения. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза.
Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение. Нейрофизиологические основы речевой деятельности. Развитие речи у детей.
Ощущения, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.
Нейрофизиологические механизмы внимания. Возрастные особенности внимания детей и подростков.
Мотивации, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка.
Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности развития памяти у детей.
Индивидуально-типологические особенности ребенка. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков.
Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе.
- Гаврилова и.Н., батенкова и.В.
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины
- Цель и задачи изучения дисциплины
- Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Закономерности роста и развития детского организма
- Раздел 2. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной)
- Раздел 3. Изменение функции сенсорных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 4. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата
- Раздел 5. Изменение функции моторных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 6. Изменение функции висцеральных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 7. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции
- Раздел 8. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга
- Раздел 9. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения
- 5. Темы практических/ семинарских занятий
- 6. Лабораторные работы
- Раздел 1. Закономерности роста и развития детского организма
- Раздел 2. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной)
- Раздел 3. Изменений функции сенсорных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 4. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.
- Раздел 5. Изменение функции моторных систем на разных
- Возрастных этапах
- Раздел 6. Изменение функции висцеральных систем на разных возрастных этапах
- Раздел 7. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции
- Раздел 9. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения
- 7. Тематика курсовых / контрольных работ / рефератов
- Тематика рефератов
- Методические указания по выполнению реферата
- 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 8.1. Список литературы
- 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
- 8.3. Методические указания студентам
- Задания для теоретического изучения
- Практические задания
- 8.4. Методические рекомендации для преподавателя
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- Вопросы для подготовки к экзамену