9 Становление и развитие анатомии, физиологии и эмбриологии ж-ых и ч. (Везалий, Гарвей, Галлер, Рэди, Бонне, Вольф, Бэр
В 16-17 веках начинает более интенсивно развиваться эмбриология, сравнительная физиология, анатомия. Леонардо да Винчи изучал анатомию животных и человека, проводил сечение на животных, изучал процессы кровообращения, нервной системы, органов чувств. Более 400 лет его работы оставались неизвестными, их опубликовали только в 19 веке. Наиболее крупные достижения в анатомии человека были сделаны Андреасом Везалием (1514-1564). Он практиковал вскрытие трупов, приблизился к научному пониманию строения человека. Исследователи по анатомии: Фаллопий, Евстахий, Фабриций и т.д. Развитие микроскопической анатомии. Успехи в из.простейших в 17 в. (Марчелло Мальпиги, Антон Левенгук). Мальпиги обнаружил капилляры, к. замыкают круг кровообращения, описал микростроение легких, печени и т.д., открыл органы выделения у насекомых – мальпигиевы сосуды. Левенгук открыл эритроциты, сперматозоиды, положил начало изучению простейших, открыл инфузорий, некоторые бактерии. Др. известные физиологи: Ренье де Граф (роль половых желез млекопитающих), Шумлянский А.М., Галлер А. (функции нервов, механизмы дыхания и кровообращения), Прохаска И. (рефлекторный принцип работы н.с.) и т.д. Русские: Забелин, Самойлов, Сеченов, Павлов и т.д. К. 18 – н. 19 в. фр. зоолог Жорж Кювье разработал основы сравнительной анатомии животных. Он впервые сформулировал принцип корреляции вещей – каждый живой организм образует единую живую систему, части в которой взаимодействуют друг с другом. Его ученик – Бренвиль – в 1825 г. вводит в классификацию животных понятие «типа». Сам Кювье выделал 4 группы: вертебрата – позвоночные, моллюски, артикулята – членистые, радиата – лучистые (иглокожие). Родоначальник палеонтологии, но стоял на позициях идеализма. Класс-цию организмов строил на данных сравнительной анатомии. Считал, что зоология и сравнительная анатомия дополняют друг друга. Органы Кювье сравнивал, описывая по функциям. Джоффруа Сент-Илер. Свою концепцию о единстве он называл теорией аналогов. Аналоги – это одинаковые с точки зрения морфологии органы. Суть – животные построены по одинаковой морфологической системе. Гомологичные части сохраняются у всех видов, независимо от систематического положения. В анатомическом строении организмов также проявляется гомология, т.е. кости плеча, предплечья, кисти имеются у всех видов. Гомологичны нервы, сосуды, мышцы. Он разрабатывал два принципа: 1 – коннексий (Все гомологичные органы расположены одинаково (плечевая кость располагается выше локтевой и лучевой у всех организмов). Орган может быть изменен или уничтожен, но не перемещен. Нахождение каждого органа на своем месте было главным принципом гомогенезации), 2 – уравновешивание органов (каждый орган достигает своего полного развития за счет недоразвития другого органа из системы, смежной с ним). Сент-Илер считал, что разнообразие организмов в природе можно объяснить влиянием окружающей среды.
- 1.Н как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной ф.Н.
- 2.Возникн/ науки и этапы ее становления.
- 3.Ист. Типы н. Рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.
- 4.Основные принципы, проблемы и направления соврем. Социологии н.
- 5.Основные критерии научности. Проблема демаркации науки и ненауки в ф. XX в.
- 6.Наука и паранаука: их особенности и специфика взаимоотношений.
- 7.Структура н. Знания. Эмпирический и теоретический уровни н. Познания.
- 8.Проблема оснований н. (3 блока): идеалы и нормы н. Исследования ,н. Картина мира, философские принципы.
- 10.Н. Факт и научная теория. Специфика их взаимоотношений в научном познании.
- В структуре научного познания теория выполняет ряд функций - систематизирующую и прогностическую.
- Типы законов:
- 12. Н. Язык и его особ-ти. Механизмы формирования и развития н. Понятий.
- 13. Диалог как ф. И средство коммуникации м/у уч.. Основные треб. К н. Аргум.
- 14. Эмпир. Методы научного познания
- 16.Проблема истины и ее критериев. Основные концепции истины.
- 17.Динамика н. Поиска. Механизм и структура процесса н. Творчества.
- 20.Роль внеш и внутр. Факторов в разв. Н. Зн.. Интернализм и экстернализм.
- 22. Процесс институционализации науки в России и его особенности.
- 24. Наука и государство: понятие научно-технической политики (нтп). Основные этапы и тенденции нтп.
- 25. Место и роль науки в жизни совр. Общества и культуры. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
- 2. Биол.Знание в Др.Греции (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл).
- 3. Воззрения на природу в 5-3 в до н.Э. (Гиппократ, Платон, Аристотель, Теофраст).
- 4 Разв. Биол. Знания в период эллинизма и в др.Риме (Лукреций, Плиний, Гален
- 5. Средневек. Воззрения на природу (Фома Аквинский, Альберт Великий, Авиценна)
- 7. Разв. Науки о р-ях и бот. Систематики (Фукс, Бок, Чезальпино, Рэй, Линней, Жюсье, Ламарк и др.).
- 8. Разв. И становл. Зоологии и палеонтологии (Геснер, Бюффон, Линней, Кювье, Паллас, Спалланцани, Лайель)
- 9 Становление и развитие анатомии, физиологии и эмбриологии ж-ых и ч. (Везалий, Гарвей, Галлер, Рэди, Бонне, Вольф, Бэр
- 10 Креационизм и трансформизм. Бюффон, Гете и др. Ранние эволюционисты. Спор Сэнт-Илера и Кювье. Боннэ
- 13 Развитие биогеографии и экологии (Гумбольт, Уоллес, Эверсман, н.Северцов, Рулье, Геккель, Мензбир.
- 14 Т Дарвина и ее значение
- 15 Разв. Эвол.Теории после Дарвина (Геккель, Гексли, Долло, братья Ковалевские, Мечников .
- 17 Разв. И становление соврем. Микробиологии (Пастер, Кох, Мечников, Виноградский, Ивановский
- 9 Становление и развитие генетики (г.Мендель, г. Де-Фриз, т. Морган, Четвериков, Вавилов, и др.).
- 20 Разв молекулярной генетики. Модели Уотсона и Крика.
- 21 Разв. Совр.Экологии. Эволюция взглядов и взаимоотношении природы и общества.
- 22 Новые воззрения на проблемы биологии.
- 23 Учение Вернадского
- 24. Пробл. Глобального потепления и будущего биосферы з.
- 25 Синт т.Э. Ее становление и разв. Состояние совр взглядов на происхожд и развитие жизни.