24. Наука и государство: понятие научно-технической политики (нтп). Основные этапы и тенденции нтп.
НТП государства - это планомерная и постоянная, организуемая специализированными гос. органами всех ур-й работа или сис-ма мероприятий, имеющая своей целью создание оптим. экономич., правовых, политич. и иных усл. для динамич., эффект.о и экол. безопасного развития научно-технического потенциала страны. При этом под н.-тех. потенциалом мы понимаем совок-ть кадровых, материальных, финанс. и информац. ресурсов, кот. распол. сфера "н. - техника", а т.ж. организационных и управленческих структур, обеспечивающих функц-е этой сферы. Условия для появления такого рода политики созрели в 1930-50 гг.Периодизация развития НТП строится по принципу приоритетности решаемых задач. У кажд. этапа свой приоритет, своя осн. проблема, кот. на данном этапе решается. 1 период институционализации нтп., т.е. создание в системе гос. власти на разных ур-х специализир. органов, отвечающих за разработку и осущ-е нтп, за управление национальной н.. Форма, в кот.они создаются, стиль их работы и отношения с н. сообществом зав. от общ. хар-ра системы власти в стране, от ее традиции и возм-ей на конкр. момент времени. Для этого периода достаточно орг-ть осн. центр. органы в правительстве и в парламенте, кот., с одной стороны, становятся "точками роста" системы гос.управления н., а с другой официально знаменуют выделение нтп в самост. специфич. отрасль управления нац. хозяйством. Это период, предшествующий 2 мировой войне – толчок, для возникновения НТП. Часто войны – катализаторы НТ процессов. 2 мир.война показала всю роль НТ потенциала: совершались открытия(пеницилин, радар, атомное оружие), возникли отраслевые промышлености – атомная, авиационная, электроника. Гл. достиж. - понимание необходимости государственного подхода к руководству н., ее планир-ю и прогноз-ю, понимание нтп как специфичной отрасли гос. деят-ти, кот. должны заниматься специализир. гос. органы. 2 – время бурного количественного роста капиталовложений в н. и самой сферы "наука-техника", числа ученых и инженеров, числа н.организаций. Война горячая сменилась войной холодной, родилась гонка вооружений -> подстегивало тратить больше денег. Кон 40-х – нач.70-х гг – золотой век науки.Второй период "вольного" и богатого финансирования, период развития гл. обр. вширь, примерно к к. 60-х - н. 70-x г. (в разных странах с некоторыми сдвигами по времени), завершается. 3 период привносит в нтп трезвость, расчетливость и активный поиск наиболее эффективных форм орг-ции разработок и иссл-й. Акцент переносится с экстенсивного на интенсивный путь развития. Финансирование повсюду стабилиз., а в некот.странах сокращается. Черты интенсификации нтп: - переход от фактически неогранич. финансирования по всему фронту н. к выбору приор. направлений, стремление найти и внедрить наиболее эффективные формы организации ир: расширение использования в этом качестве так называемых "нац.программ", в рамках кот. объединялись возм-ти гос., академич. и частного секторов; - появление кооперативных исследовательских центров - все это является лейтмотивом третьего периода развития нтп, значительно пополнившего ее инструментарий. Раньше государство было «ответственно» за фундаментальную н.. Сейчас «забота» распространилась и на др. виды н.. Прогресс техники сгладил разницу между прикл. и фундамент. н., заканчивается в н. 80-х г. 4 период:Приоритетность регионального аспекта нтп . Региональные программы нтп обычно включают в себя мероприятия, проводимые в рамках департаментов, префектур, земель, графств, штатов и т.д. Направление на: создание или совершенствование образовательного потенциала, обеспечивающего подготовку квалифицированных кадров, владеющих новыми наукоемкими технологиями; укрепление н. потенциала вузов и создание новых или расширение существующих исслед. орг-й; содействие развитию всех форм предприн. деят-ти, особенно в наукоемких отраслях как путем создания новых фирм, так и за счет привлечения на свою территорию предприятий из других регионов и из-за рубежа; создание совр. инфраструктуры, обеспечивающей высокое качество жизни, включая экол. безопасность. 5 период с конца 80-x г. и по сегодняшний день. Совр. этап практич. завершил стр-во систем нтп в развитых странах совр. мира. Сегодня она охват. всю сферу н. и техники, располагает богатым арсеналом разнообр. инстр-в реализации принятых решений, методологией их разработки, разнообр. эффект. формами орг-ции ир. На научную основу перешли или переходят все ост. напр-я деят-ти гос-ва, его экономич., внеш., оборонная, соц. и т.д. политика. .
- 1.Н как предмет философского осмысления. Предмет, задачи и основные направления современной ф.Н.
- 2.Возникн/ науки и этапы ее становления.
- 3.Ист. Типы н. Рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.
- 4.Основные принципы, проблемы и направления соврем. Социологии н.
- 5.Основные критерии научности. Проблема демаркации науки и ненауки в ф. XX в.
- 6.Наука и паранаука: их особенности и специфика взаимоотношений.
- 7.Структура н. Знания. Эмпирический и теоретический уровни н. Познания.
- 8.Проблема оснований н. (3 блока): идеалы и нормы н. Исследования ,н. Картина мира, философские принципы.
- 10.Н. Факт и научная теория. Специфика их взаимоотношений в научном познании.
- В структуре научного познания теория выполняет ряд функций - систематизирующую и прогностическую.
- Типы законов:
- 12. Н. Язык и его особ-ти. Механизмы формирования и развития н. Понятий.
- 13. Диалог как ф. И средство коммуникации м/у уч.. Основные треб. К н. Аргум.
- 14. Эмпир. Методы научного познания
- 16.Проблема истины и ее критериев. Основные концепции истины.
- 17.Динамика н. Поиска. Механизм и структура процесса н. Творчества.
- 20.Роль внеш и внутр. Факторов в разв. Н. Зн.. Интернализм и экстернализм.
- 22. Процесс институционализации науки в России и его особенности.
- 24. Наука и государство: понятие научно-технической политики (нтп). Основные этапы и тенденции нтп.
- 25. Место и роль науки в жизни совр. Общества и культуры. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
- 2. Биол.Знание в Др.Греции (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл).
- 3. Воззрения на природу в 5-3 в до н.Э. (Гиппократ, Платон, Аристотель, Теофраст).
- 4 Разв. Биол. Знания в период эллинизма и в др.Риме (Лукреций, Плиний, Гален
- 5. Средневек. Воззрения на природу (Фома Аквинский, Альберт Великий, Авиценна)
- 7. Разв. Науки о р-ях и бот. Систематики (Фукс, Бок, Чезальпино, Рэй, Линней, Жюсье, Ламарк и др.).
- 8. Разв. И становл. Зоологии и палеонтологии (Геснер, Бюффон, Линней, Кювье, Паллас, Спалланцани, Лайель)
- 9 Становление и развитие анатомии, физиологии и эмбриологии ж-ых и ч. (Везалий, Гарвей, Галлер, Рэди, Бонне, Вольф, Бэр
- 10 Креационизм и трансформизм. Бюффон, Гете и др. Ранние эволюционисты. Спор Сэнт-Илера и Кювье. Боннэ
- 13 Развитие биогеографии и экологии (Гумбольт, Уоллес, Эверсман, н.Северцов, Рулье, Геккель, Мензбир.
- 14 Т Дарвина и ее значение
- 15 Разв. Эвол.Теории после Дарвина (Геккель, Гексли, Долло, братья Ковалевские, Мечников .
- 17 Разв. И становление соврем. Микробиологии (Пастер, Кох, Мечников, Виноградский, Ивановский
- 9 Становление и развитие генетики (г.Мендель, г. Де-Фриз, т. Морган, Четвериков, Вавилов, и др.).
- 20 Разв молекулярной генетики. Модели Уотсона и Крика.
- 21 Разв. Совр.Экологии. Эволюция взглядов и взаимоотношении природы и общества.
- 22 Новые воззрения на проблемы биологии.
- 23 Учение Вернадского
- 24. Пробл. Глобального потепления и будущего биосферы з.
- 25 Синт т.Э. Ее становление и разв. Состояние совр взглядов на происхожд и развитие жизни.