logo search
ОПД

Раздел 9. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения

Поведение, его компоненты, структура. Двигательный, сенсорный, центральный и вегетативный компоненты поведения. Психомоторное, сенсорное развитие ребенка. Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка.

Рефлекторная теория поведения. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Созревание условных рефлексов в онтогенезе, их характеристика. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза.

Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение. Невербальная коммуникативная деятельность (касания, мимика, жесты, взгляд, поза, оттенки голоса). Использование невербального языка в условиях языкового дефицита. Речь. Речь как средство общения. Нейрофизиологические основы речевой деятельности. Особенности развития речи у детей разного возраста. Соотношение невербальных и вербальных коммуникаций у детей в разные возрастные периоды. Речь и мышление. Речь как характеристика индивидуальных типологических особенностей ребенка.

Ощущения, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.

Внимание, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности внимания детей и подростков.

Мотивации, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Виды мотиваций. Связь между эмоцией и мотивацией. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка. Влияние эмоционально обогащенной и обедненной среды на воспитание ребенка.

Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Развитие памяти у детей, возрастные особенности.

Индивидуально-типологические особенности ребенка. Развитие свойств нервных процессов у детей. Влияние генотипа и среды на становление свойств нервных процессов. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков. Основные положения по формированию типологических особенностей высшей нервной деятельности детей.

Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.