logo search
моя шпора

16.Проблема истины и ее критериев. Основные концепции истины.

Истина (И) - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Строго говоря, концепция, согласно к. И есть соответствие мыслей действительности, называется классической. Она называется так потому, что является древнейшей из всех концепций И. Платону принадлежит следующая характеристика понятия И "... Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет...". .). Как видно из данного определения, центральным понятием классической концепции является понятие соответствия. Так вот, для познавательной деятельности и в особенности для научного познания исключительно важным является вопрос каким путем, методом данное соответствие можно установить? Вопрос о путях и методах с помощью которых можно было бы установить соответствие наших мыслей, утверждений действительности есть вопрос о критериях И. Именно этот вопрос направлял внимание позитивистов в обсуждении проблемы истины и породил массу дискуссий. Пожалуй, первыми, кто среди позитивистов, попытался ответить на этот вопрос были так называемые логические позитивисты, участники Венского кружка. Соответствие теоретических утверждений действительности они истолковали как верифицируемость, т.е. подтверждаемость теории чувственно данным, опытом, экспериментальным результатом. Протест среди философов и методологов науки - узость этого критерия.Большая часть научных утверждений име­ет форму универсальных предложений.Для верификации подоб­ных предложений требуется бесконечно много частных предложений.Не в состоянии сформулировать и прове­рить бесконечного количества таких частных предложений. Впоследствии философ К. Поппер высказал еще один аргумент против верификационизма логических позитивистов. Суть его в том, что опыт, наблюдение, эксперимент не могут служить критерием истинности теории, ибо и ложное утверждение может иметь истинные следствия. Допустим, например, у нас имеется предложение «все реки впадают в Каспийской море». Руководствуясь правилами логического вывода, мы можем получить из него следующее предложения «Волга – это река» и, следовательно, – «Волга впадает в Каспийское море». Очевидно, что хотя наблюдение и будет подтверждать истинность нашего заключения, тем не менее, оно не свидетельствует и об истинности той посылки, из которой оно получено.К. Поппер выдвинул концепцию их фальсифицируемости.Суть точки зрения Поппера состоит в том, что если верификация никогда не способна дать нам уверенность в том, что мы нашли И, то фальсификация, по крайней мере, дает нам полную уверенность в том, что перед нами неистинна, т.е. ложь. Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд показали, что убеждение К. Поппера относительно того, что противоречие между теорией и фактами является несомненным свидетельством ложных теорий, исторически и методологически ошибочно. В частности Фейерабенд привлек внимание к тому, что практически любая н. теория с самого рождения отягчена грузом несоответствий и полностью такие несоответствия никогда не исчезают. Среди неклассических трактовок И наибольшую известность имеют – когерентная и прагматическая. В когерентной трактовке под И понимается внутренняя согласованность и логическая непротиворечивость знания. В прагматическом понимании И отождествляется с практической полезностью, эффективностью.

Теории И (концепции И), дающие определение И: Классическая теория: И - это соответстие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия).

  1. Конвенциональная теория:И-это соглашение(Платон, Поппер).

  2. Когерентная теория: И. - это непротиворечивое сообщение (Лейбниц, неопозитивизм).

  3. Авторитарная концепция: И - это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие).

  4. Прагматическая концепция: И — это полезная информация, т.е. сообщение, позволяющее достичь успеха (Ф. Бэкон).

  5. Теория И как очевидности: И — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Э. Гуссерль).