7.2 Вопросы для контроля самостоятельной работы по учебным модулям (темам) курса
Тема (учебный модуль) 1
-
Что изучает наука анатомия?
-
Какие вопросы изучаются в анатомии нервной системы?
-
Чем, по-вашему мнению, отличаются термины «нейрология» и «нейробиология»?
-
С каким базовым методологическим принципом биологии вы познакомились в лекции 1?
-
Какие методы применяются в анатомических исследованиях?
-
Какие общепринятые плоскости тела человека вам известны?
-
Чем отличаются парасагиттальные плоскости от медианных?
-
Какие обозначения для направлений в расположении частей тела приняты в анатомии?
-
Как называются самые верхушечные точки структуры и точки, лежащие в ее основании?
-
Что означает термин «иннервация»?
-
Как назовут путь, который из левой половины сегмента спинного мозга переходит в правую и затем поднимается по правой стороне спинного мозга в головной мозг?
-
Какое положение занимает организм человека в системе живых организмов?
-
Какие уровни организации живого рассматриваются в анатомии?
-
Что такое клетка, ткань, орган, система органов?
-
Какие полости тела выделяют в организме человека?
-
В чем заключается сущность гомеостаза?
-
Можно ли назвать дождевого червя метамерно устроенным организмом?
-
Что означает термин «метаболизм»?
-
Какой контур управления функциями организма является более древним – нервный или гуморальный?
-
В чем состоят преимущества нервной регуляции в сравнении с гуморальной регуляцией?
-
Объясните, как вы понимаете свойство отражения? Чем, на ваш взгляд, будет отличаться отражение действительности зеркалом и человеком?
-
Объясните, в чем заключается функциональный подход к изучению строения нервной системы?
-
Какие части нервной системы образуют центральную нервную системы?
-
Какие образования входят в периферический отдел нервной системы?
-
Какие структурные образования входят в афферентный отдел периферической нервной системы?
-
Какие две части выделяют в эфферентном отделе периферической нервной системы?
-
Как название автономной нервной системы связано с ее структурно-функциональными особенностями?
-
Какие два отдела выделяют в автономной нервной системе?
-
Из каких клеток состоит нервная ткань?
-
Какие клетки нервной ткани являются ее основной структурно-функциональной единицей?
-
Чем отличаются по расположению на аксоне коллатерали и терминали?
-
Какие вы знаете виды нейронов по форме сомы, количеству отростков, функциям?
-
В чем состоит разница в понятиях «нерв» и «нервное волокно»?
-
Каким образом обычно нейроны соединяются между собой?
-
Что подразумевают под неосинапсогенезом?
-
Какие разновидности нейроглии вам известны?
-
В чем заключаются особенности строения разных видов нейроглии?
-
Чем различаются разные виды нейроглии по функциям?
-
В чем состоит принципиальная разница в способе образования «обертки» осевого цилиндра аксона у олигодедроцитов и шванновских клеток?
-
Какие из клеток нейроглии и почему называют клетками-«пришельцами»?
-
Каковы основные структурные компоненты рефлекторной дуги?
-
Какие рефлекторные дуги называют моносинаптическими?
-
Чем понятие рефлекторной дуги отличается от понятия рефлекторного кольца?
-
Чем образовано серое вещество нервной системы?
-
Чем образовано белое вещество нервной системы?
-
На какие группы по строению можно разделить пучки нервных волокон в ЦНС?
-
На какие группы по функциям можно разделить пучки нервных волокон в ЦНС?
-
Какие виды скоплений серого вещества вам известны?
-
В чем состоит разница между такими скоплениями серого вещества как ганглий и ядро?
-
Какими оболочками сверху покрыты спинной и головной мозг?
-
Какая из оболочек мозга наиболее богата кровеносными сосудами?
-
Между какими оболочками мозга располагается основной объем ликвора?
-
В чем состоят особенности кровоснабжения мозга?
-
Что такое гематоэнцефалический барьер?
-
Какие структурные образования обеспечивают гематоэнцефалический барьер?
-
Какие полости мозга вам известны?
-
На уровне каких отделов мозга проходит каждый из мозговых желудочков?
-
Каким образом ликвор из мозговых желудочков попадает в подпаутинное пространство оболочек мозга?
-
Какими образованиями мозга продуцируется ликвор?
-
Каковы особенности химического состава ликвора?
-
Какие функции выполняет ликвор?
Тема (учебный модуль) 2
-
Из каких клеток предположительно состояла самая примитивная нервная система многоклеточных животных?
-
В чем состоят особенности строения и функционирования диффузной нервной системы? У каких современных животных она встречается?
-
В чем состоят отличия в строении ортогональной и ганглионарной нервной системы? У каких современных животных встречаются эти типы нервной системы?
-
Какова предположительно связь между аборальным органом гребневиков и нервной системой хордовых животных?
-
С чем Е.К. Сепп связывает первоначальное развитие нервной системы хордовых?
-
С чем предположительно связано усиленное развитие головного конца нервной трубки у хордовых в эволюции?
-
В каком направлении происходила очередность в преимущественном развитии отдельных отделов головного мозга у позвоночных (используйте термины каудальный – ростральный)?
-
Что означают термины «цефализация» и «кортиколизация»?
-
Какие этапы выделяют в онтогенезе человека?
-
Как происходит образование нервной трубки у зародыша?
-
Какие три слоя выделяют в нервной трубке на 4-й неделе эмбрионального развития человека?
-
В чем заключается специализация нервных клеток, располагающихся в ее дорсальных, вентральных и межуточных зонах?
-
Какие структуры нервной системы образуются из ганглионарных валиков?
-
В чем состоят особенности фаз эмбрионального развития полушарий конечного мозга?
-
какая из структур центральной нервной системы является наиболее зрелой к моменту рождения?
-
Как связано с развитием структур головного мозга в ранний постнатальный период исчезновение рефлексов, характерных для новорожденных?
Тема (учебный модуль) 3
-
Каковы основные функции спинного мозга?
-
Каково внешнее строение спинного мозга?
-
Чем отличаются понятия «терминальная нить» и «конский хвост» применительно к структурам спинного мозга?
-
С помощью каких структурных образований спинной мозг защищен от травм и сотрясений?
-
Как с функциональной точки зрения объяснить наличие в спинном мозге человека шейного и поясничного утолщений?
-
Каковы основные отделы спинного мозга?
-
Сколько сегментов образует каждый из отделов спинного мозга?
-
Что подразумевают под понятием «сегмент спинного мозга»?
-
Что общего у понятий невромер, сомит, дерматом? В чем состоят их различия?
-
Почему корешки спинномозговых нервов поясничного отдела выходят из позвоночника на значительно более низком уровне, чем уровень их выхода собственно из спинного мозга?
-
Каково строение серого вещества спинного мозга на макроуровне?
-
Каково соотношение понятий: рога серого вещества спинного мозга, столбы серого вещества спинного мозга?
-
Как соотнести расположение различных по функциям групп нейронов в сером веществе спинного мозга со специализацией клеток крыльной пластинки, базальной пластинки и межуточного вещества в нервной трубке на этапе раннего эмбрионального развития?
-
Как соотнести расположение различных по функциям групп нейронов в сером веществе спинного мозга с элементами концептуальной рефлекторной дуги?
-
Каковы особенности расположения серого вещества спинного мозга в задних рогах?
-
По рисункам лекции 6 найдите, какие основные ядра передних рогов серого вещества выделяют?
-
В каких сегментах спинного мозга выделяют боковые рога?
-
Что представляет собой ретикулярная формация спинного мозга и где она располагается?
-
Перечислите канатики белого вещества спинного мозга и виды проходящих в них волокон (по функциональной классификации)?
-
Какой из пучков нервных волокон располагается ближе к серому вещемтву спинного мозга – собственный пучок или спинно-мозжечковый?
-
Каковы основные восходящие пути спинного мозга?
-
Каковы основные нисходящие пучки спинного мозга?
Тема (учебный модуль) 4
-
Каковы основные функции вегетативной нервной системы?
-
В чем заключается тройное действие вегетативной нервной системы на иннервируемые органы?
-
Какие структуры осуществляют высшую регуляцию работы вегетативной нервной системы?
-
Как проходит эмбриогенез вегетативной нервной системы?
-
Что входит в центральный и в периферический отделы ВНС?
-
В чем заключаются особенности вегетативной рефлекторной дуги в сравнении с соматической?
-
В чем состоят структурные особенности ВНС?
-
Какие структуры входят в центральную часть симпатической нервной системы?
-
Каково строение симпатического ствола?
-
Откуда поступают преганглионарные волокна в симпатический ствол?
-
Какие ганглии включает в себя солнечное сплетение – превертебральные или паравертебральные? Почему?
-
Какой медиатор выделяется в окончаниях постганглионарных симпатических волокон?
-
Каковы функции симпатического отдела ВНС?
-
Что входит в головной отдел парасимпатической нервной системы?
-
Что входит в крестцовый отдел парасимпатической нервной системы?
-
Что означает выражение интрамуральное расположение парасимпатических узлов?
-
Какой медиатор выделяется в окончаниях постганглионарных парасимпатических волокон?
-
Каковы функции парасимпатического отдела ВНС?
-
Каковы особенности строения метасимпатической нервной системы?
Тема (учебный модуль) 5
-
Где располагается продолговатый мозг и каковы его анатомические собенности?
-
Какова топография вентральной и дорсальной поверхностей?
-
Характеризуйте морфологию белого вещества.
-
Как в продолговатом мозге располагаются волокна проводящих путей нисходящего и восходящего направлений?
-
Какие скопления нервных клеток имеются в этой части ствола мозга?
-
Какие функциональные группы образуют эти скопления (ядра)?
-
Какие черепные нервы выходят из продолговатого мозга и что они иннервируют?
-
Дайте морфо-функциональную характеристику ядер черепных нервов продолговатого мозга.
-
Какие структуры относятся к заднему мозгу, и как они располагаются относительно окружающих структур?
-
Какова топография варолиева моста, и какие основные анатомические образования здесь принято выделять?
-
Какова общая внутренняя структура моста?
-
Какие анатомические структуры в мостовой части ствола мозга образованы волокнами белого вещества?
-
Какие анатомические структуры образованы в мостовой части ствола мозга скоплениями нейронов?
-
Какие черепные нервы выходят из ствола мозга в пределах моста?
-
Дайте морфо-функциональную характеристику ядер черепных нервов заднего мозга.
-
Что иннервируют V - VIII пары черепных нервов?
-
Какие структуры образуют стенки и крышу четвертого желудочка?
-
Чем образовано дно четвертого желудочка?
-
Какую роль играет четвертый желудочек мозга в циркуляции ликвора?
-
Какие анатомические образования принято выделять на поверхности ромбовидной ямки, и чем они обусловлены?
-
Где располагается средний мозг, и какие структуры с ним граничат?
-
Какие анатомические образования составляют средний мозг?
-
Чем образованы ножки мозга?
-
Какие структуры залегают в центральной части среднего мозга, и какую функциональную нагрузку они несут?
-
Как анатомически и функционально организована "крыша" среднего мозга?
-
Какие черепные нервы выходят из области среднего мозга, и каково их функциональное значение?
-
На какие функциональные группы принято разделять черепные нервы?
-
Каковы особенности входа волокон I,II и VIII пар черепных нервов в мозговые структуры?
-
Какие группы мышц иннервируют XI и XII пары черепных нервов, и, соответственно, какие функциональные нарушения могут возникнуть при их патологии?
-
Что иннервируют III, IV и VI-я пары черепных нервов, и, соответственно, какие функциональные нарушения могут возникнуть при их патологии?
-
Что иннервирует тройничный нерв (V пара), и какие функциональные нарушения могут возникнуть при его патологии?
-
Что иннервирует лицевой нерв (VII пара), и какие функциональные нарушения могут возникнуть при его патологии?
-
Что иннервирует языкоглоточный нерв (IX пара), и какие функциональные нарушения могут возникнуть при его патологии?
-
К какому отделу нервной системы относится X пара, и каковы особенности его иннервации?
-
В каком мозговом пузыре в период зародышевого развития закладывается мозжечок?
-
Перечислите основные функции мозжечка? Какой подход в анатомии ЦНС позволяет закономерно интересоваться функциями структуры при изучении ее строения?
-
Какие части выделяют в мозжечке при описании его внешнего строения? Какие из частей мозжечка являются филогенетически более древними?
-
Почему извилины мозжечка называют листками?
-
В чем заключается различия в понятиях «доля», «долька» относительно внешнего строения мозжечка?
-
Какие доли выделяют во внешнем строении мозжечка и с какими структурами мозга они наиболее тесно связаны?
-
Какие дольки по Н.В. Поповой выделяют в черве мозжечка на саггитальном разрезе?
-
Что относится к белому, что – к серому веществу мозжечка?
-
Сколько слоев выделяют в коре мозжечка?
-
Перечислите, какие клетки присутствуют в каждом из слоев мозжечка?
-
Перечислите отдельно возбуждающие и тормозные клетки, присутствующие в коре мозжечка?
-
Откуда и куда направляются лиановидные волокна?
-
Откуда и куда направляются моховидные волокна?
-
В чем разница в воздействиях, которые передаются по лиановидным и моховидным волокнам?
-
Перечислите основные ядра мозжечка?
-
Чем заполнено пространство между ядрами мозжечка и его корой?
-
Каковы функции каждого из ядер мозжечка?
-
Какие пути соединяют мозжечок с другими структурами мозга?
Тема (учебный модуль) 6
-
Где располагается промежуточный мозг, и с какими структурами он граничит?
-
Из каких анатомических образований состоит промежуточный мозг?
-
Из каких типов ядер состоит серое вещество таламуса, и в чем заключается их функциональная роль?
-
Каково взаиморасположение "специфических" ядер таламуса?
-
Какие структуры образованы волокнами белого вещества, исходящими из "специфических" ядер таламуса, и где они заканчиваются?
-
Где располагается и что обеспечивает в функциональном плане система "неспецифических" ядер таламуса?
-
Что понимается под "ассоциативными" ядрами таламуса, и где они располагаются?
-
Какие анатомические структуры выделяют в гипоталамической области?
-
В какие основные топографические группы ядер организованы нейроны гипоталамуса?
-
Регуляцию, каких процессов в организме обеспечивают отдельные ядерные комплексы гипоталамуса?
-
Как изменились некоторые виды клеток гипоталамуса, и что, в отличии от типичных нейронов, они обеспечивают?
-
Какая группа ядер гипоталамуса связана с парасимпатическим отделом нервной системы, а какая с симпатическим отделом?
-
Из каких структурных образований состоит конечный мозг?
-
Каков общий план взаиморасположения тел нейронов и их отростков в полушариях мозга?
-
Какие основные морфологические типы нейронов образуют отдельные слои неокортекса?
-
В чем принципиальное отличие структурно-функциональной организации коры полушарий от стволовых структур мозга?
-
В чем заключаются основные структурные и морфологические отличия полушарий конечного мозга человека и животных?
-
Как и за счет каких процессов формируется кора больших полушарий в эмбриогенезе?
-
Что понимается под понятием "борозды 1-го порядка"?
-
На какие доли, и почему принято разделять кору полушарий большого мозга?
-
Каким образом, и почему в коре выделяют более дробные специфические участки - зоны и поля?
-
Как располагаются и какие структуры образуют нейроны во внутренних (медиобазальных) частях полушарий?
-
Каков общий план взаиморасположения структур палеокортекса?
-
Как выглядят отдельные поверхности полушария, и чем определяется их общая конфигурация?
-
Где располагается лобная доля и чем она ограничена от окружающих областей?
-
Какие основные борозды и извилины определяют топографию поверхности лобной доли, и как они взаиморасположены?
-
Где располагается теменная доля, и каким образом она граничит с окружающими областями?
-
Какие основные борозды определяют топографию теменной доли и как располагаются ее извилины и дольки?
-
Какими основными бороздами и извилинами определяется рельеф затылочной доли?
-
Каково расположение височной доли, относительно остальных долей полушария?
-
Какие борозды и извилины имеются на поверхности височной доли, и как они ориентированы?
-
Где располагается островковая доля?
-
Какие анатомические структуры принято включать в понятие "лимбическая доля", и чем определяется рельеф ее кортикальной части?
-
Какой вклад в исследования организации коры полушарий внесли: К.Бродман, С.Фогт, И.П.Павлов, А.Р.Лурия ?
-
На какие общие отделы и зоны принято разделять кору, и почему?
-
В чем заключаются особенности структурно-функциональной организации передних отделов коры?
-
В чем заключаются особенности структурно-функциональной организации задних отделов коры?
-
В чем заключаются особенности структурно-функциональной организации медиобазальных отделов коры?
-
В чем заключаются особенности структурно-функциональной организации первичных проекционных зон?
-
Что понимается под термином: "соматотопическая организация"?
-
Каковы особенности внутренней организации вторичных зон неокортекса?
-
Каковы особенности расположения ассоциативных ( специфических для человека) участков неокортекса, и какие области полушарий они занимают?
-
Как в морфологии неокортекса проявляется функциональная асимметрия тела (право/леворукость)?
-
На поверхности какой извилины располагается первичная моторная кора (поле №4 по Бродману), и как она организована?
-
На поверхности какой извилины располагается первичная зрительная кора (поле №17 по Бродману), и как она организована?
-
На поверхности какой извилины располагается первичная слуховая кора (поле №41 по Бродману), и как она организована?
-
На поверхности какой извилины располагается первичная сенсорная кора (поле №3 по Бродману), и как она организована?
-
На поверхности каких извилин располагаются первичные зоны обонятельного (поле №11 по Бродману) и вкусового анализаторов (поле №43 по Бродману)?
-
Где располагается "глазодвигательная" область коры (поле №8 по Бродману), и как она организована?
-
Какие зоны, дополнительно к первичным, принято выделять на поверхности коры головного мозга человека, и почему?
-
Где находятся вторичные зоны отдельных анализаторов (поля № 1, 2, 6, 18, 19, 22 по Бродману), и в чем заключаются их структурно-функциональные отличия от первичных зон?
-
В чем заключается структурно-функциональная специфика участков коры на верхней и нижней теменных дольках (поля № 5, 7, 40 по Бродману)?
-
Какие участки коры являются специфичными для человеческого мозга, и какие функциональные возможности они обеспечивают?
-
Где располагается центр Брока (поле №44 по Бродману), и какие нарушения могут возникнуть при болезненных процессах в этой области?
-
Где располагается центр Вернике (поля №22 и 42 по Бродману), и какие нарушения могут возникать при болезненных процессах в этой области?
-
Какие участки неокортекса связаны с формированием специфических видов ВНД человека таким образом, что при их поражении возникают такие синдромы (по А.Р. Лурия), как: "афазия", "аграфия", "алексия", "амузия", и пр.?
-
Каковы особенности морфогенеза стриатума?
-
В чем заключается своеобразие морфологии базальных ядер?
-
Где располагается "полосатое тело", и из каких анатомических образований оно состоит?
-
Где располагается "миндалевидное тело", и каково его функциональное значение?
-
Какие формы поведенческой активности определяют базальные ядра?
-
Какие структуры мозга относятся к палеокортексу, и каков общий план их строения?
-
Какие структуры и почему принято объединять в единую лимбическую систему мозга?
-
Какая структура является "сердцем" лимбической системы?
-
Какой функциональной особенностью обладает часть нейронов гиппокампа, и как это проявляется в обычной поведенческой активности и при некоторых болезненных состояниях?
-
Какая структура лимбической системы является своеобразным антагонистом гиппокампа?
-
Какова структурно-функциональная организация миндалевидного комплекса и септальной области полушарий?
-
Как формируется и миелинизируется в эмбриогенезе белое вещество мозга?
-
Какие виды волокон выделяют в белом веществе, и что, соответственно они соединяют?
-
Какие типы пучков образуют ассоциативные волокна, и что они объединяют?
-
Какие анатомические структуры образуют комиссуральные волокна и как они организованы?
-
Что понимается под определением "проводящие пути" - тракты (афферентные и эфферентные), и как они распределены в мозге?
-
Какую компактную структуру белого вещества в основании полушарий образует основная часть волокон проекционной лемнисковой системы?
-
Какова общая схема хода волокон в ЦНС, несущих в высшие интегративные центры информацию о состоянии поверхности кожи?
-
Какова общая схема хода волокон в ЦНС, несущих информацию о состоянии опорно-двигательного аппарата?
-
Какие основные эфферентные тракты принято выделять в ЦНС, и каково их взаиморасположение?
Тема (учебный модуль) 7
-
Что И.П. Павлов определял как «анализатор»?
-
Какое современное название используется для обозначения анализатора по Павлову?
-
Какие части анализа традиционно выделяются?
-
Чем отличаются между собой понятия»орган чувств» и «анализатор»?
-
Перечислите известные вам органы чувств?
-
Какие оболочки выделяют в органе зрения?
-
Какие структуры глаза выполняют защитную функцию?
-
В какой оболочке располагаются рецепторы органа зрения?
-
Какие типы фоторецепторов выделяют?
-
Какие функции выполняет сосудистая оболочка глаза?
-
Что такое аккомодация глаза?
-
Каково строение органа слуха?
-
Относится ли к органу слуха кортиев орган?
-
Какие камеры выделяют в органе слуха?
-
Опишите строение внутреннего уха?
-
Опишите кратко строение органа обонятия?
-
Каково строение рецепторов вкуса?
- Фгаоу впо «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге
- Рабочая программа
- Бакалавр
- 1. Цели дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 2. Место дисциплины «Анатомия центральной нервной системы» в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4. Структура и содержание дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.1. Учебно-тематический план дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.2. Календарно-тематический план дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.3. Содержание лекционного курса
- Содержание учебного модуля Введение в анатомию цнс (6 час)
- Содержание учебного модуля Развитие нервной системы в эволюции и онтогенезе (4 часа)
- Содержание учебного модуля Анатомия спинного мозга (4 часа)
- Содержание учебного модуля Структурно-функциональная организация автономной (вегетативной) нервной системы (2 часа)
- Содержание учебного модуля Анатомия ствола мозга и мозжечка (6 час)
- Содержание учебного модуля Анатомия переднего мозга (12 час)
- Содержание учебного модуля Строение органов чувств (2 час)
- 4.4. Практические занятия
- 4.5. Самостоятельная работа и индивидуальные занятия (кср)
- Бюджет времени на самостоятельную подготовку студента
- 5. Образовательные технологии
- 6. Контроль результатов освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- Составляющие суммарного рейтинга по дисциплине
- 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 7.1. Примерные темы учебно-исследовательских работ
- 7.2 Вопросы для контроля самостоятельной работы по учебным модулям (темам) курса
- 7.3. Дидактические тесты для текущего контроля по учебным модулям Тема (учебный модуль) 1
- Тема (учебный модуль) 2
- Тема (учебный модуль) 3
- Тема (учебный модуль) 4
- Тема (учебный модуль) 5
- Тема (учебный модуль) 6
- Дидактические тесты для рейтинга второго контроля
- 7.5. Вопросы для самостоятельной подготовки к рейтингу третьего контроля (экзамен)
- 7.5 Задания к самостоятельной работе студентов по отдельным учебным модулям (темам)
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»