4.4. Практические занятия
Общие цели практических занятий:
– развитие познавательных способностей студентов,
– расширение и углубление анатомических знаний;
– развитие умений анализировать структурно-функциональные связи мозга, оперировать анатомическими терминами, убедительно и аргументировано излагать теоретический материал, отстаивать свою точку зрения;
Особую роль практические занятия играют в развитии умений и навыков определения структур мозга на моделях, рисунках.
Тема (учебный модуль) 1
Практическое занятие 1.
Тема: Общий план строения нервной системы
Цель занятия: Ознакомление с анатомической терминологией, общим планом строения нервной системы на макроуровне.
План практического занятия:
-
Общая характеристика анатомии ЦНС
-
Анатомическая терминология
-
Функции нервной системы
-
Классификации нервной системы
Лабораторная работа № 1
Цель работы: Изучить общий план строения нервной системы, основные отделы головного мозга
Оборудование: таблицы, муляжи головного и спинного мозга.
Ход работы:
-
Найти на таблице и муляжах головной и спинной мозг, периферические нервы.
-
Сделать рисунок общего плана строения нервной системы с обозначением основных отделов и частей
-
Рассмотреть на муляже сагиттальный срез головного мозга.
-
Нарисовать схему головного мозга на сагиттальном разрезе и обозначить основные отделы и части.
Задание к практическому занятию 1:
-
Подготовить ответы на вопросы практического занятия, пользуясь текстом лекций и списком рекомендованной литературы.
-
Выписать в терминологический словарь и выучить анатомическую терминологию. Уметь показывать сечения (мнимые) и направления на человеке.
-
Провести письменно сравнительный анализ классификации нервной системы по В.И. Козлову, Т.А. Цехмистренко, топографической и структурно-функциональной классификации (2 балла)
Литература: 1 [5-22], 2 [3-4], 3 [270-272], 4 [10-48, 54-58].
Практическое занятие 2.
Тема: Микроструктура нервной ткани
Цель занятия: Ознакомление со строением нервной ткани.
План практического занятия:
-
Общая характеристика нервной ткани
-
Особенности внешнего и внутреннего строения нейрона
-
Классификации нейрона
-
Строение синапса
-
Структурно-функциональная характеристика нейроглии
-
Тест по учебному модулю 1
Лабораторная работа № 2
Цель работы: Изучить структуру нервной ткани и нейрона.
Оборудование: микроскоп, микропрепарат нервной ткани.
Ход работы:
-
Установить предметное стекло с препаратом нервной ткани на столик микроскопа.
-
Рассмотреть препарат при большом увеличении (не менее 200).
-
Сделать рисунок нервной ткани с обозначением клеточных элементов и структур нейрона.
Задание к практическому занятию 2:
-
Подготовить ответы на вопросы практического занятия, пользуясь текстом лекций и списком рекомендованной литературы.
-
Выписать в терминологический словарь значение понятий:
-
В рабочей тетради начертить единую схему, объединяющую классификации нейронов по разным основаниям, снабдив, там, где это необходимо, рисунками-схемами (2 балла).
-
Заполнить таблицу (2 балла):
Структурно-функциональная характеристика нейроглии
Макроглия /микроглия | Название разновидности нейроглии | Строение | Основные функции |
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Зарисовать схему синапса и обозначить ее составные части (1 балл).
-
Повторить теоретический материал по учебному модулю № 1 для написания теста (20 баллов).
Литература: 1 [24-40], 2 [4-24], 4 [6-9].
Тема (учебный модуль) 2
Практическое занятие 3.
Тема: Развитие нервной системы в эволюции и онтогенезе
Цель занятия: Изучить эволюцию нервной системы и онтогенез нервной системы человека.
План практического занятия:
-
Первичный этап формирования нервной системы у многоклеточных организмов
-
Типы нервной системы у беспозвоночных животных
-
Проблема происхождения нервной системы хордовых животных
-
Этапы развития нервной трубки в эволюции. Цефализация, кортиколизация.
-
Классификация этапов и периодов онтогенеза человека
-
Этапы пренатального развития нервной системы человека
-
Развитие центральной нервной системы в постнатальный период онтогенеза.
-
Тест по учебному модулю 2 (10 баллов).
Задание к практическому занятию 3:
-
Подготовить ответы на вопросы практического занятия, которое проходит в форме семинара, пользуясь текстом лекций и списком рекомендованной литературы.
-
Выписать в терминологический словарь значение понятий: филогенез, онтогенез, гуморальная регуляция, цефализация, кортиколизация, медуллярная пластинка, ганглионарная пластинка, нейробласты, спонгиобласты.
-
Заполнить таблицу, введя для трубчатой нервной системы отдельно развитие туловищного отдела и головного отдела (2 балла).
Типы нервной системы
Тип нервной системы | Особенности строения | Типы, классы животных, у которых имеется данный тип нервной системы | С какими эволюционными преобразования связано появление данного типа нервной системы |
|
|
|
|
-
Зарисовать схемы стадий 3-х и 5-ти мозговых пузырей в развитии головного мозга с учетом изгибов, сделать обозначения на русском и латинском языках (2 балла).
-
Изучить содержание таблицы 3 на стр.98 учебного пособия Н.В. Поповой
Литература: 1 [22-24, 83-90], 2 [90-100], 4[65-87].
Тема (учебный модуль) 3
Практическое занятие 4.
Тема: Анатомия спинного мозга
Цель занятия: Ознакомление со строением спинного мозга на макро- и микроуровне.
План практического занятия:
-
Топография спинного мозга, функции спинного мозга
-
Внешнее строение спинного мозга
-
Метамерность в строении и функциях спинного мозга. Понятие о дерматоме.
-
Строение серого вещества спинного мозга.
-
Строение белого вещества спинного мозга.
-
Тест по учебному модулю 3
Лабораторная работа № 3
Цель работы: Познакомиться со строением спинного мозга.
Оборудование: Муляж отрезка спинного мозга с позвонками, муляж поперечного среза спинного мозга, анатомический атлас
Ход работы:
-
Рассмотреть муляжи и рисунки атласа и зарисовать схематично отрезок спинного мозга, поперечный срез спинного мозга
-
Найти и обозначить следующие структуры: передний корешок; задний корешок; спинномозговой узел; спинномозговой нерв; переднюю срединную щель, заднюю срединную борозду, передние и задние боковые борозды, передний рог; боковой рог; задний рог; серое вещество; спайку серого вещества; центральный канал; передние, боковые и задние канатики белого вещества.
Задание к практическому занятию 4:
-
Подготовить ответы на вопросы практического занятия, пользуясь текстом лекций и списком рекомендованной литературы.
-
Повторить строение концептуальной рефлекторной дуги (Тема (учебный модуль) № 1), соотнести ее с дугой спинномозгового рефлекса.
-
Выписать в терминологический словарь значение понятий: мозговой конус, концевая (терминальная) нить, дерматом, сомит, нейротом, сегмент, метамерность, иннервация.
-
Зарисовать схематично позвоночный столб в продольном разрезе, разместив в нем тяж спинного мозга и обозначить отделы спинного мозга и количество сегментов в отделах (1 балл).
-
Повторить функциональные зоны эмбриональной нервной трубки (Тема (учебный модуль) № 1) и соотнести их с расположением различных по функциям ядер в сером веществе спинного мозга.
-
Зарисовать спинной мозг схематично на 3-х рисунках и обозначить (с указанием в скобках функций): 1) основные ядра серого вещества; 2) восходящие проводящие пути спинного мозга; 3) нисходящие проводящие пути спинного мозга. Раскрасить пути, связывающие с продолговатым мозгом – голубым цветом, с мостом – синим, со средним мозгом – фиолетовым, с мозжечком – зеленым, с промежуточным мозгом – розовым, с конечным мозгом – красным. Далее в заданиях к практическим занятиям использовать эти же цвета. (3 балла)
-
Повторить теоретический материал по учебному модулю № 3 для написания теста (20 баллов).
Литература: 1 [43-64], 2 [31-42], 3 [272-278], 4 [144-160].
Тема (учебный модуль) 4
Практическое занятие 5.
Тема: Структурно-функциональная организация автономной (вегетативной) нервной системы (АНС)
Цель занятия: Ознакомление с особенностями структурно-функциональной организации вегетативной нервной системы.
План практического занятия:
-
Функции АНС
-
Общий план строения АНС
-
Отличия в организации АНС
-
Характеристика симпатического отдела АНС
-
Характеристика парасимпатического отдела АНС
-
Тест по учебному модулю № 4
Лабораторная работа № 4
Цель работы: Изучить общий план строения автономной нервной системы, ее симпатического и парсимпатического отделов
Оборудование: таблицы, муляжи отрезка спинного мозга с позвоночником, анатомический атлас.
Ход работы:
-
Найти на таблице и муляжах части вегетативной нервной системы.
-
Определить принадлежность найденных структур симпатическому и парасимпатическому отделу.
-
Сделать рисунок-схему общего плана строения симпатической нервной системы с обозначением основных отделов и частей.
-
Сделать рисунок-схему общего плана строения симпатической нервной системы с обозначением основных отделов и частей.
-
Найти на рисунках анатомического атласа и рассмотреть паравертебральные, превертебральные и внутри- (около-) органные ганглии.
-
Схематично зарисовать различные виды расположения ганглиев, обозначив их и указав, к какому отделу АВС они относятся.
Задание к практическому занятию 5:
-
Подготовить ответы на вопросы практического занятия, пользуясь текстом лекций и списком рекомендованной литературы.
-
Выписать в терминологический словарь значение понятий: анимальная, вегетативная, синергизм, антагонизм, трофика, паравертебральное расположение структуры, превертебральное расположение структуры, симпатический ствол.
-
Зарисовать в рабочей тетради дугу вегетативного и соматического рефлексов. Провести сравнение их особенностей (1 балл).
-
Заполнить таблицу (2 балла)
Влияние вегетативных нервов на органы тела человека
Орган | Действие отдела автономной нервной системы | |
симпатического | парасимпатического | |
Глаз (зрачок) |
|
|
Легкие (бронхи) |
|
|
Сердце (мышца) |
|
|
Кровеносные сосуды |
|
|
Желудок (моторика) |
|
|
Кишечник (моторика) |
|
|
Желчные пути |
|
|
Мочевой пузырь |
|
|
-
Выучить (повторить) теоретический материал по учебному модулю № 2 для написания теста (10 баллов)
Литература: 1 [66-80], 3 [348-353], 4 [272-289], 32 [122-144]
Тема (учебный модуль) 5
Практическое занятие 6.
Тема: Строение продолговатого мозга и моста
Цель занятия: Ознакомление со строением продолговатого мозга и ствола на макро- и микроуровне
План практического занятия:
-
Внешнее строение нижней поверхности головного мозга
-
Топография продолговатого мозга и моста
-
Внешнее строение продолговатого мозга и моста
-
Внутреннее строение продолговатого мозга и моста
-
Основные связи продолговатого мозга и моста
Лабораторная работа № 5
Цель работы: Познакомиться со строением продолговатого и заднего мозга.
Оборудование: Муляж ствола мозга, анатомический атлас.
Ход работы:
-
Рассмотреть и зарисовать продолговатый и задний мозг с вентральной стороны.
-
Найти и обозначить следующие структуры: пирамида; перекрест пирамид;
олива; подъязычный нерв; добавочный нерв; блуждающий нерв; языкоглоточный нерв; мост; тройничный нерв; лицевой нерв;
Задание к практическому занятию 6:
-
Подготовить ответы на вопросы практического занятия, пользуясь текстом лекций и списком рекомендованной литературы.
-
Выписать в терминологический словарь значение понятий: пирамида, олива, черепной нерв, ретикулярная формация, верхний мозговой парус, трапециевидное тело
-
Нарисовать контуры поперечного среза продолговатого мозга, мост и разделить их схематично на отделы: крыша, покрышка, основание, найдя ориентиры разделения на рисунках учебных пособий; провести их соотнесение с функциональными зонами нервной трубки эмбриона и ее преобразованиями в продолговатом мозге.
-
На сделанном в п.3 рисунке обозначить основные ядра и проводящие пути (4 балла). Для проводящих путей использовать принятые цвета раскрашивания, спинной мозг обозначать желтым цветом.
Литература: 1 [83-97], 2 [43-49], 3 [278-288], 4 [240-245].
Практическое занятие 7.
Тема: Строение среднего мозга и мозжечка
Цель занятия: Ознакомление со строением среднего мозга и мозжечка на макро- и микроуровне
План практического занятия:
-
Топография среднего мозга
-
Внешнее строение среднего мозга
-
Внутреннее строение и проводящие пути среднего мозга.
-
Топография мозжечка
-
Внешнее и внутреннее строение мозжечка, ножки мозжечка
-
Тест по учебному модулю 5
Лабораторная работа № 6
Цель работы: Познакомиться с внешним строением среднего мозга и мозжечка.
Оборудование: Муляж ствола мозга, мозжечка, муляж головного мозга с сагиттальным сечением, анатомический атлас.
Ход работы:
-
Рассмотреть и зарисовать средний мозг с дорсальной стороны.
-
Найти и обозначить следующие структуры: верхний холмик; нижний холмик; ножки мозга.
-
Рассмотреть и зарисовать внешний вид мозжечка и его сагиттальный разрез.
-
Найти и обозначить следующие структуры: червь, полушария, листки мозжечка, доли и дольки мозжечка, древо жизни.
Задание к практическому занятию 7:
-
Подготовить ответы на вопросы практического занятия, пользуясь текстом лекций и списком рекомендованной литературы.
-
Выписать в терминологический словарь значение понятий: красное ядро, черное вещество, древо жизни, червь мозжечка, клетки Пуркинье, лиановидные волокна, моховидные волокна,
-
Нарисовать контуры поперечного среза среднего мозга и разделить их схематично на отделы: крыша, покрышка, основание, найдя ориентиры разделения на рисунках учебных пособий; провести их соотнесение с функциональными зонами нервной трубки эмбриона и ее преобразованиями в среднем мозге.
-
На сделанном в п.3 рисунке обозначить основные ядра и проводящие пути среднего мозга. Для проводящих путей использовать принятые цвета раскрашивания (2 балла).
-
Нарисовать контур поперечного среза мозжечка, обозначить ядра, в скобках записать их функции (1 балл).
-
Зарисовать ножки мозжечка на сагиттальном разрезе, продолжить проводящие пути от каждой из ножек до структуры, с которой мозжечок связан, используя принятые цвета (2 балла).
-
Выучить (повторить) теоретический материал по учебному модулю № 5 для написания теста (20 баллов).
Литература: 1 [97-119], 2 [49-58], 3 [288-295], 4 [222-230, 234-240].
Тема (учебный модуль) 6
Практическое занятие 8.
Тема: Строение промежуточного мозга и базальных ганглиев
Цель занятия: Ознакомление со строением промежуточного мозга и базальных ганглиев на макро- и микроуровне
План практического занятия:
-
Топография промежуточного мозга и его структур
-
Внешнее строение
-
Ядра таламуса, гипоталамуса, эпиталамуса, метаталамуса и их функции; связь с другими структурами мозга.
-
Топография, строение базальных ганглиев и их функции
-
Связи базальных ганглиев с другими структурами мозга
Лабораторная работа № 7
Цель работы: Познакомиться со строением промежуточного мозга.
Оборудование: Муляж головного мозга, рассеченного в сагиттальной плоскости. Разборный муляж головного мозга
Ход работы:
-
Рассмотреть сагиттальное сечение головного мозга и зарисовать промежуточный мозг.
-
Найти и обозначить следующие структуры: таламус; гипоталамус; серый бугор, воронку; гипофиз; эпифиз.
-
На разборном муляже, муляже фронтального среза головного мозга и на рисунках атласа рассмотреть расположение базальных ганглиев и зарисовать их.
-
Обозначить следующие структуры: хвостатое ядро; чечевицеобразное ядро; миндалевидное тело; ограду.
Задание к практическому занятию 8:
-
Подготовить ответы на вопросы практического занятия, пользуясь текстом лекций и списком рекомендованной литературы.
-
Выписать в терминологический словарь значение понятий: нейросекреторные клетки, хабенулярные ядра.
-
Нарисовать контур таламуса и обозначить на нем топографические группы ядер таламуса, указав в скобках их функции (1 балл).
-
Нарисовать контур гипоталамуса в сагиттальном сечении, обозначить его части, выделить примерное расположение основных групп ядер (1 балл).
-
Зарисовать схему контуров базальных ядер на фронтальном сечении мозга, выделив ядра, а так же их объединения (полосатое тело) и проведя обозначения (1 балл).
Литература: 1 [120-129, 145-147], 2 [59-65, 82-85], 3 [296-305, 316-318], 4 [199-221].
Практическое занятие 9.
Тема: Дискуссионный форум «Современные научные представления о структурно-функциональной организации структур мозга»
Цель занятия: Обсудить в дискуссионной форме результаты исследовательских работ студентов, выполненных в течение семестра.
План практического занятия:
-
Доклады студентов по темам индивиждуальных работ.
-
Вопросы студентов выступающим.
-
Групповая дискуссия по наиболее актуальных и дискуссионным темам.
Задание:
-
Подготовить сообщение на 5-7 минут по теме индивидуальной работы.
-
Подготовить презентационные материалы по теме выступления.
- Фгаоу впо «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге
- Рабочая программа
- Бакалавр
- 1. Цели дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 2. Место дисциплины «Анатомия центральной нервной системы» в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4. Структура и содержание дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.1. Учебно-тематический план дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.2. Календарно-тематический план дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.3. Содержание лекционного курса
- Содержание учебного модуля Введение в анатомию цнс (6 час)
- Содержание учебного модуля Развитие нервной системы в эволюции и онтогенезе (4 часа)
- Содержание учебного модуля Анатомия спинного мозга (4 часа)
- Содержание учебного модуля Структурно-функциональная организация автономной (вегетативной) нервной системы (2 часа)
- Содержание учебного модуля Анатомия ствола мозга и мозжечка (6 час)
- Содержание учебного модуля Анатомия переднего мозга (12 час)
- Содержание учебного модуля Строение органов чувств (2 час)
- 4.4. Практические занятия
- 4.5. Самостоятельная работа и индивидуальные занятия (кср)
- Бюджет времени на самостоятельную подготовку студента
- 5. Образовательные технологии
- 6. Контроль результатов освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- Составляющие суммарного рейтинга по дисциплине
- 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 7.1. Примерные темы учебно-исследовательских работ
- 7.2 Вопросы для контроля самостоятельной работы по учебным модулям (темам) курса
- 7.3. Дидактические тесты для текущего контроля по учебным модулям Тема (учебный модуль) 1
- Тема (учебный модуль) 2
- Тема (учебный модуль) 3
- Тема (учебный модуль) 4
- Тема (учебный модуль) 5
- Тема (учебный модуль) 6
- Дидактические тесты для рейтинга второго контроля
- 7.5. Вопросы для самостоятельной подготовки к рейтингу третьего контроля (экзамен)
- 7.5 Задания к самостоятельной работе студентов по отдельным учебным модулям (темам)
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»