Содержание учебного модуля Введение в анатомию цнс (6 час)
Объект, предмет и задачи анатомии ЦНС. Анатомия ЦНС как отрасль анатомии. Анатомия ЦНС как отрасль нейробиологии. История развития анатомии нервной системы. Краткая характеристика методов нейроанатомических исследований.
Основные термины и понятия, используемые в анатомии.
Значение нервной системы для поддержания гомеостаза и приспособления организма к окружающей среде. Основной постулат современной нейробиологии. Функции нервной системы.
Основные подходы к классификации нервной системы. Классификация нервной системы по В.И. Козлову, Т.А. Цехмистренко. Представление о топографической и структурно-функциональной классификациях. Краткая характеристика отделов ЦНС в связи с их функциями.
Микроструктура нервной ткани. Нейрон как основная морфо-функциональная единица нервной системы. Особенности внешнего строения нейрона. Особенности внутреннего строения нейрона в связи с выполняемыми функциями. Структурная классификация нейронов. Функциональная классификация нейронов. Синапс как основа межнейронного взаимодействия. Концептуальная рефлекторная дуга. Глиальные клетки. Разновидности глиальных клеток: олигодендроциты, астроциты, эпендимные клетки, микроглия. Сравнительный анализ их строения в связи с выполняемыми функциями.
Отличия понятий "нервное волокно" и «нерв». Классификация нервных волокон: классы А, В и С. Сравнительная характеристика нервных волокон различных классов. Строения нерва. Понятие о черепных и спинномозговых нервах. Функциональная классификация нервных волокон и нервов.
Белое и серое вещество головного и спинного мозга: виды структурных образований. Общая характеристика оболочек мозга в связи с их функциями. Краткий обзор кровоснабжения мозга. Понятие о гематоэнцефалическом барьере и его структурном обеспечении. Понятие о полостях мозга и их функциях. Ликвор: общая характеристика в связи с выполняемыми функциями.
Основная литература: 1 [5-22, 24-40], 2 [3-30], 3 [270-272], 4 [6-9, 10-48, 54-58].
Дополнительная литература: 1, 7, 10, 15, 17, 23, 24, 27, 28.
Тема (учебный модуль) 2
Цель преподавания: способствовать формированию целостного представления о структурно-функциональной организации центральной нервной системы с помощью освещения проблемы эволюционного и индивидуального развития нервной системы.
Цель обучения: получить целостное представление о структурно-функциональной организации центральной нервной системы с помощью изучения проблемы эволюционного и индивидуального развития нервной системы.
- Фгаоу впо «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге
- Рабочая программа
- Бакалавр
- 1. Цели дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 2. Место дисциплины «Анатомия центральной нервной системы» в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4. Структура и содержание дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.1. Учебно-тематический план дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.2. Календарно-тематический план дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.3. Содержание лекционного курса
- Содержание учебного модуля Введение в анатомию цнс (6 час)
- Содержание учебного модуля Развитие нервной системы в эволюции и онтогенезе (4 часа)
- Содержание учебного модуля Анатомия спинного мозга (4 часа)
- Содержание учебного модуля Структурно-функциональная организация автономной (вегетативной) нервной системы (2 часа)
- Содержание учебного модуля Анатомия ствола мозга и мозжечка (6 час)
- Содержание учебного модуля Анатомия переднего мозга (12 час)
- Содержание учебного модуля Строение органов чувств (2 час)
- 4.4. Практические занятия
- 4.5. Самостоятельная работа и индивидуальные занятия (кср)
- Бюджет времени на самостоятельную подготовку студента
- 5. Образовательные технологии
- 6. Контроль результатов освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- Составляющие суммарного рейтинга по дисциплине
- 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 7.1. Примерные темы учебно-исследовательских работ
- 7.2 Вопросы для контроля самостоятельной работы по учебным модулям (темам) курса
- 7.3. Дидактические тесты для текущего контроля по учебным модулям Тема (учебный модуль) 1
- Тема (учебный модуль) 2
- Тема (учебный модуль) 3
- Тема (учебный модуль) 4
- Тема (учебный модуль) 5
- Тема (учебный модуль) 6
- Дидактические тесты для рейтинга второго контроля
- 7.5. Вопросы для самостоятельной подготовки к рейтингу третьего контроля (экзамен)
- 7.5 Задания к самостоятельной работе студентов по отдельным учебным модулям (темам)
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»