logo
Методичка АЦНС

Содержание учебного модуля Введение в анатомию цнс (6 час)

Объект, предмет и задачи анатомии ЦНС. Анатомия ЦНС как отрасль анатомии. Анатомия ЦНС как отрасль нейробиологии. История развития анатомии нервной системы. Краткая характеристика методов нейроанатомических исследований.

Основные термины и понятия, используемые в анатомии.

Значение нервной системы для поддержания гомеостаза и приспособления организма к окружающей среде. Основной постулат современной нейробиологии. Функции нервной системы.

Основные подходы к классификации нервной системы. Классификация нервной системы по В.И. Козлову, Т.А. Цехмистренко. Представление о топографической и структурно-функциональной классификациях. Краткая характеристика отделов ЦНС в связи с их функциями.

Микроструктура нервной ткани. Нейрон как основная морфо-функциональная единица нервной системы. Особенности внешнего строения нейрона. Особенности внутреннего строения нейрона в связи с выполняемыми функциями. Структурная классификация нейронов. Функциональная классификация нейронов. Синапс как основа межнейронного взаимодействия. Концептуальная рефлекторная дуга. Глиальные клетки. Разновидности глиальных клеток: олигодендроциты, астроциты, эпендимные клетки, микроглия. Сравнительный анализ их строения в связи с выполняемыми функциями.

Отличия понятий "нервное волокно" и «нерв». Классификация нервных волокон: классы А, В и С. Сравнительная характеристика нервных волокон различных классов. Строения нерва. Понятие о черепных и спинномозговых нервах. Функциональная классификация нервных волокон и нервов.

Белое и серое вещество головного и спинного мозга: виды структурных образований. Общая характеристика оболочек мозга в связи с их функциями. Краткий обзор кровоснабжения мозга. Понятие о гематоэнцефалическом барьере и его структурном обеспечении. Понятие о полостях мозга и их функциях. Ликвор: общая характеристика в связи с выполняемыми функциями.

Основная литература: 1 [5-22, 24-40], 2 [3-30], 3 [270-272], 4 [6-9, 10-48, 54-58].

Дополнительная литература: 1, 7, 10, 15, 17, 23, 24, 27, 28.

Тема (учебный модуль) 2

Цель преподавания: способствовать формированию целостного представления о структурно-функциональной организации центральной нервной системы с помощью освещения проблемы эволюционного и индивидуального развития нервной системы.

Цель обучения: получить целостное представление о структурно-функциональной организации центральной нервной системы с помощью изучения проблемы эволюционного и индивидуального развития нервной системы.