logo
Методичка АЦНС

Содержание учебного модуля Развитие нервной системы в эволюции и онтогенезе (4 часа)

Развитие нервной системы в эволюции. Гуморальная регуляция жизнедеятельности у одноклеточных организмов. Появление нервной системы у многоклеточных организмов. Преимущества нервной регуляции. Сравнительная структурно-функциональная характеристика сетевидной, ортогональной и ганглионарной нервной системы у беспозвоночных как этапов эволюции нервной системы.

Образование трубчатой нервной системы у примитивных хордовых. Гипотеза Т. Бовери. Общее представление об аборальном органе гребневиков.

Этапы развития трубчатой нервной системе в филогенезе в связи с усложнением двигательной активности хордовых. Цефализация трубчатой нервной системы. Развитие мозговых пузырей в связи с развитием органов чувств и поведения у различных классов хордовых. Кортиколизация функций ЦНС в филогенезе. Развитие архикортекса, палеокортекса, неокортекса. Особенности головного мозга человека в связи с появлением высших психических функций.

Развитие нервной системы человека в онтогенезе. Различие понятий «рост» и «развитие». Подходы к классификации этапов и периодов онтогенеза человека.

Развитие нервной системы в эмбриональный период. Формирование нервной пластинки. Образование нервной трубки. Функциональная дифференциация нейробластов в крыльной, базальной пластинках и межуточной зоне нервной трубки. Образование невромер спинного мозга. Развитие структур ганглионарной пластинки. Развитие мозговых пузырей головного мозга. Стадия трех первичных мозговых пузырей. Стадия пяти вторичных мозговых пузырей, изгибы головного отдела нервной трубки. Формирование отделов головного мозга. Формирование корковых слоев структур головного мозга.

Морфофункциональное развитие нервной системы в постнатальный период. Понятие о теории системогенеза П.К. Анохина и принципе постнатального дозревания по Л.А. Орбели. Гетерохронное и гетеротипное развитие структур мозга в онтогенезе и их связь с этапами психического развития ребенка.

Основная литература: 1 [22-24, 83-90], 2 [90-100], 4[65-87].

Дополнительная литература: 9, 13, 16, 23, 30.

Тема (учебный модуль) 3

Цель преподавания: рассмотреть основные структурные компоненты и связи спинного мозга как основу безусловно рефлекторного поведения человека

Цель обучения: изучить основные структурные компоненты и связи спинного мозга как основу безусловно рефлекторного поведения человека