Содержание учебного модуля Анатомия переднего мозга (12 час)
Общий обзор структур переднего мозга.
Промежуточный мозг. Топография промежуточного мозга с выделением основных частей: таламуса, гипоталамуса, метаталамуса, эпиталамуса и субталамуса. III желудочек – строение, связи с другими желудочками мозга.
Таламус. Внешнее строение. Основные функции таламуса. Структуры таламуса: передний бугорок, центральная часть, подушка. Топографическая классификация основных групп ядер таламуса. Разделение ядер таламуса на группы по функциональному признаку: специфические, неспецифические, ассоциативные ядра. Соотнесение топографической и функциональной классификаций. Связи групп ядер таламуса с другими структурами головного мозга в связи с выполняемой функцией.
Эпиталамус. Структуры эпиталамуса: поводки, спайка поводков, эпифиз. Происхождение эпифиза в филогенезе, понятие о теменных органах. Особенности внешнего и внутреннего строения эпифиза в связи с выполняемой функцией. Гипоталамо-эпифизарный комплекс. Хабенулярные ядра поводков: общая характеристика в связи с выполняемой функцией.
Метаталамус. Структуры метаталамуса: медиальные и латеральные коленчатые тела. Характеристика ядер метаталамуса в связи с выполняемой функцией. Связи ядер метаталамуса с другими структурами головного мозга. Гипоталамус. Структуры гипоталамуса: переднебоковая и задняя части. Переднебоковая часть: серый бугор, воронка, зрительные тракты. Задняя часть: сосцевидные тела гипоталамуса. Основные функции гипоталамуса. Классификация гипоталамических ядер. Преоптическая область и передний гипоталамус. Нейросекреторные ядра, их связи с разными отделами гипофиза. Строение нейросекреторных клеток гипоталамуса. Гипоталамо-гипофизарная система. Характеристика средней и задней групп ядер гипоталамуса в связи с выполняемой ими функцией. Связи гипоталамуса с другими структурами головного мозга.
Конечный мозг. Общий обзор строения конечного мозга: расположение серого и белого вещества; основные комиссуры больших полушарий. Характеристика боковых желудочков. Рельеф больших полушарий с верхнелатеральной, нижней и медиальной сторон. Доли коры: лобная, височные, теменные, затылочная, островок, лимбическая кора. Основные борозды и извилины коры конечного мозга. Морфологическая асимметрия больших полушарий.
Кора (плащ) больших полушарий. Общая характеристика: площадь поверхности, типы нейронов, виды коры – неокортекс, палеокортекс, архикортекс. Цитоархитектоника неокортекса. Миелоархитектоника неокортекса.
Вертикальная организация коры больших полушарий. Гипотеза Маунткасла о модульной организации коры. Колонка как функциональная единица коры.
Функциональные зоны коры больших полушарий. Поля Бродмана. Расположение сенсорных, ассоциативных и двигательных зон в коре больших полушарий. Локализация корковых центров неспецифических функций у человека. Локализация корковых центров специфических функций у человека
Древние, старые и межуточные корковые формации. Особенности цитоархитектоники. Обзор и краткая характеристика основных структур: гиппокамп, зубчатая извилина, препериформая и периформная области и т.д.
Базальные ядра конечного мозга. Топография базальных ядер. Основные структуры: хвостатое ядро, чечевицеобразное ядро, ограда, миндалевидное тело. Особенности их строения, взаимосвязей в связи с выполняемыми функциями. Связи с другими структурами головного мозга.
Лимбическая система как цепь нервных структур среднего, промежуточного и конечного мозга. Функции лимбической системы. Структуры лимбической системы в узком и широком понимании. Структурные элементы и функциональное значение «эмоционального кольца Пайпеца» и круга миндалины.
Белое вещество конечного мозга. Внутренние связи конечного мозга: комиссуральные и ассоциативные. Обзор сенсорных проводящих путей. Обзор проводящих путей пирамидной системы. Обзор проводящих путей экстрапирамидной системы.
Основная литература: 1 [120-144], 2 [59-85], 3 [296-318], 4 [162-198].
Дополнительная литература: 6, 8, 10, 11, 12, 14, 20, 21, 22, 25, 31
Тема (учебный модуль) 7
Цель преподавания: провести общий обзор строения органов чувств и проводящих путей соответствующих сенсорных систем как пропедевтическую основу для освоения в дальнейшем физиологии сенсорных систем и психологии восприятия
Цель обучения: усвоить начальные знания о строении органов чувств и проводящих путей соответствующих сенсорных систем.
- Фгаоу впо «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге
- Рабочая программа
- Бакалавр
- 1. Цели дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 2. Место дисциплины «Анатомия центральной нервной системы» в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4. Структура и содержание дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.1. Учебно-тематический план дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.2. Календарно-тематический план дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.3. Содержание лекционного курса
- Содержание учебного модуля Введение в анатомию цнс (6 час)
- Содержание учебного модуля Развитие нервной системы в эволюции и онтогенезе (4 часа)
- Содержание учебного модуля Анатомия спинного мозга (4 часа)
- Содержание учебного модуля Структурно-функциональная организация автономной (вегетативной) нервной системы (2 часа)
- Содержание учебного модуля Анатомия ствола мозга и мозжечка (6 час)
- Содержание учебного модуля Анатомия переднего мозга (12 час)
- Содержание учебного модуля Строение органов чувств (2 час)
- 4.4. Практические занятия
- 4.5. Самостоятельная работа и индивидуальные занятия (кср)
- Бюджет времени на самостоятельную подготовку студента
- 5. Образовательные технологии
- 6. Контроль результатов освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- Составляющие суммарного рейтинга по дисциплине
- 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 7.1. Примерные темы учебно-исследовательских работ
- 7.2 Вопросы для контроля самостоятельной работы по учебным модулям (темам) курса
- 7.3. Дидактические тесты для текущего контроля по учебным модулям Тема (учебный модуль) 1
- Тема (учебный модуль) 2
- Тема (учебный модуль) 3
- Тема (учебный модуль) 4
- Тема (учебный модуль) 5
- Тема (учебный модуль) 6
- Дидактические тесты для рейтинга второго контроля
- 7.5. Вопросы для самостоятельной подготовки к рейтингу третьего контроля (экзамен)
- 7.5 Задания к самостоятельной работе студентов по отдельным учебным модулям (темам)
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»