Содержание учебного модуля Анатомия ствола мозга и мозжечка (6 час)
Общий обзор строения головного мозга. Отделы головного мозга: продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный. Деление головного мозга на мозговой ствол, мозжечок и большой мозг. Основные структуры головного мозга на сагиттальном сечении. Структуры мозга, видимые с боковой и нижней сторон.
Продолговатый мозг. Топография продолговатого мозга. Основные функции продолговатого мозга. Внешнее строение: передняя срединная щель, пирамиды, перекрест пирамид, передняя и задняя латеральные борозды, оливы, задние канатики. Внутреннее строение: крыша, покрышка, основание; их соотнесение с функциональными зонами нервной трубки эмбриона и ее преобразованиями в продолговатом мозге.
Ядра IX, X, XI, XII пар черепно-мозговых нервов, ядра олив, сердечно-сосудистый и дыхательный центры. Ретикулярная формация: общие особенности строения, ретикулярная формация продолговатого мозга. Восходящие и нисходящие проводящие пути продолговатого мозга.
Ромбовидная ямка и IV желудочек мозга.
Мост. Топография моста. Основные функции моста. Внешнее строение. Внутреннее строение: верхний мозговой парус, покрышка, трапециевидное тело, основание; их соотнесение с функциональными зонами нервной трубки эмбриона и ее преобразованиями в мосту. Структуры покрышки: ретикулярная формация, ядра V, VI, VII, VIII пар черепных нервов, восходящие проводящие пути. Структуры основания: нисходящие проводящие пути, собственные ядра моста. Связь отдельных структур моста с выполняемыми функциями.
Средний мозг. Топография среднего мозга. Основные функции среднего мозга. Внешнее строение: ножки мозга, пластинка четверохолмия. Внутреннее строение среднего мозга: пластинка крыши, покрышка, основание. Структуры пластинки крыши: подкорковые центры зрения и слуха. Структуры покрышки: ядра черепных нервов III, IV пары, красное ядро, восходящие и нисходящие проводящие пути. Структуры основания: черное вещество, нисходящие проводящие пути. Связь отдельных структур среднего мозга с выполняемыми функциями.
Ретикулярная формация ствола головного мозга. Особенности строения на макро- и микроуровне. Функциональные центры ретикулярной формации ствола мозга.
Черепные нервы. Топография. Расположение ядер черепных нервов III – XII пар в стволе мозга. Характеристика I и II пары черепных нервов как нетипичных черепных образований. Обзор чувствительных, двигательных и смешанных черепных нервов и областей их иннервации. Вегетативные ветви в смешанных черепных нервах.
Мозжечок. Топография мозжечка. Основные функции мозжечка. Внешнее строение мозжечка: червь, полушария мозжечка, кора мозжечка; передняя, задняя и клочково-узелковая доля, связь с отдельными функциями мозжечка. Внутреннее строение мозжечка. Серое вещество. Нейроархитектоника коры мозжечка. Функциональная организация коры мозжечка. Ядра мозжечка: ядро шатра, шаровидное ядро. пробковидное ядро, зубчатое ядро; их связь с отдельными функциями мозжечка. Белое вещество мозжечка. Нижние, средние и верхние ножки мозжечка; проводящие пути, в них расположенные.
Основная литература: 1 [83-119], 2 [43-58], 3 [278-295, 320-334], 4 [222-245].
Дополнительная литература: 6, 12, 19, 24, 26.
Тема (учебный модуль) 6
Цель преподавания: рассмотреть особенности организации конечного мозга как основы жизнеобеспечения, автоматизированного и произвольного поведения, высших психических функций человека
Цель обучения: усвоить особенности организации конечного мозга как основы жизнеобеспечения, автоматизированного и произвольного поведения, высших психических функций человека
- Фгаоу впо «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге
- Рабочая программа
- Бакалавр
- 1. Цели дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 2. Место дисциплины «Анатомия центральной нервной системы» в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4. Структура и содержание дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.1. Учебно-тематический план дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.2. Календарно-тематический план дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 4.3. Содержание лекционного курса
- Содержание учебного модуля Введение в анатомию цнс (6 час)
- Содержание учебного модуля Развитие нервной системы в эволюции и онтогенезе (4 часа)
- Содержание учебного модуля Анатомия спинного мозга (4 часа)
- Содержание учебного модуля Структурно-функциональная организация автономной (вегетативной) нервной системы (2 часа)
- Содержание учебного модуля Анатомия ствола мозга и мозжечка (6 час)
- Содержание учебного модуля Анатомия переднего мозга (12 час)
- Содержание учебного модуля Строение органов чувств (2 час)
- 4.4. Практические занятия
- 4.5. Самостоятельная работа и индивидуальные занятия (кср)
- Бюджет времени на самостоятельную подготовку студента
- 5. Образовательные технологии
- 6. Контроль результатов освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- Составляющие суммарного рейтинга по дисциплине
- 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 7.1. Примерные темы учебно-исследовательских работ
- 7.2 Вопросы для контроля самостоятельной работы по учебным модулям (темам) курса
- 7.3. Дидактические тесты для текущего контроля по учебным модулям Тема (учебный модуль) 1
- Тема (учебный модуль) 2
- Тема (учебный модуль) 3
- Тема (учебный модуль) 4
- Тема (учебный модуль) 5
- Тема (учебный модуль) 6
- Дидактические тесты для рейтинга второго контроля
- 7.5. Вопросы для самостоятельной подготовки к рейтингу третьего контроля (экзамен)
- 7.5 Задания к самостоятельной работе студентов по отдельным учебным модулям (темам)
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»