1.1. Цели и задачи курса
Дисциплина «Гуморальные механизмы поведения» преподается студентам психологических факультетов высших учебных заведений.
В предлагаемом курсе гуморальные механизмы рассматриваются как действие всей совокупности химических веществ, обладающих психотропными эффектами и циркулирующих в системных жидкостях организма — крови, лимфе, спинно-мозговой жидкости.
Основная цель преподавания данной дисциплины состоит в том, чтобы дать возможность студентам составить адекватное представление о значении химической регуляции поведения и роли химических веществ как маркеров психологических состояний.
Цели изучения курса «Гуморальные механизмы поведения»: получить необходимое представление о тесных взаимных влияниях психической и гуморальной сферы организма, о единстве гуморальной и нервной систем регуляции, о классах биологически активных веществ — гормонах, метаболитах, диетических компонентах, феромонах, о роли гуморальных факторов в организации разных форм поведения.
Основными задачами курса являются:
-
разъяснение единой биологической природы человека и животных
-
представление различных подходов объективной психологии
-
характеристика основных психотропных гормонов
-
рассмотрение роли гуморальных факторов на различных этапах поведенческого акта
-
знакомство с началами концепции стресса
-
изучение роли гормонов в формировании депрессии в результате неконтролируемого стресса
-
характеристика роли гормонов в индивидуальных особенностях поведения
-
изучение роли гормонов в организации социального поведения — полового, агрессивного, дружелюбного.
В результате изучения данного курса студенты должны
- получить общее представление о биологических основах поведения человека
- ознакомиться с основными школами объективной психологии
- получить знание об основных группах психотропных гормонов
- ознакомиться с основными положениями концепции стресса
- усвоить роль и значение гуморальных факторов в различных этапах поведенческого акта
- получить представление о роли гуморальных факторов в формировании индивидуальных различий в поведении
- овладеть знаниями о роли гормонов в социальном поведении.
Занятия по дисциплине «Гуморальные механизмы поведения» проводятся в форме лекций, семинаров, а также в форме самостоятельной работы студентов.
Формированию представления о тесной связи психической и гуморальной сфер способствует проблемное изложение материала на лекциях, а также семинарские занятия в ходе разбора контрольных работ. Каждая лекция представляет собой самостоятельную единицу учебного процесса и одновременно является частью курса.
Самостоятельные занятия являются теоретическим исследованием и практическим решением проблем, поставленных преподавателем на лекциях, что способствует формированию у студентов научных способов познания.
С целью промежуточного контроля уровня знаний студентов преподаватель задает контрольные работы и домашние задания, при обсуждении результатов которых организует публичные выступления студентов с обсуждением полученных ответов. При этом оценивается динамика овладения основными понятиями данной дисциплины и их применимость к общепсихологическим проблемам.
Общая трудоемкость дисциплины
Продолжительность изучения 1 семестр
Всего аудиторных занятий (очная форма обучения) 80 час.
Из них: лекций 80 час
Форма итогового контроля зачет
Форма промежуточного контроля 3 контрольные работы
-
1.2. Содержание дисциплины:
-
А. По видам учебных занятий
-
№ | Наименование разделов |
| Аудиторные занятия |
| |
Всего | Лекции | Контроль | Сам. работа | ||
сам. работы | |||||
1 | Биологические основы поведения человека |
| 2 |
| 4 |
Единство нервной и гуморальной регуляции | |||||
2 | Структура поведенческого акта. |
| 4 |
| 4 |
| Понятие гуморальной регуляции. |
| 4 |
| 4 |
Основные гормоны и железы. | |||||
Обмен углеводов | |||||
Принципы гормональной регуляции. | |||||
3 | Понятие стресса. |
| 4 |
| 8 |
Поведение при стрессе | |||||
Гормоны при стрессе | |||||
Неконтролируемый стресс и депрессия. | |||||
4 | Индивидуальные различия. |
| 2 |
| 8 |
5 | Репродуктивное поведение. |
| 2 |
| 4 |
6 | Обоняние и социальное поведение. Иерархия |
| 6 |
| 8 |
7 | Половые различия в поведении |
| 8 |
| 4 |
| ВСЕГО: | 80 | 32 | 4 | 44 |
- 1. Рабочая программа дисциплины
- 1.1. Цели и задачи курса
- Б. По темам и разделам курса
- 1.3.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.
- 1.3.3. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля
- 2. Методические указания преподавателю
- 3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы
- 3.1.Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
- 3.2. Вопросы для подготовки к зачету
- Предпосылки –
- Принцип отрицательной обратной связи
- Как гормоны могут влиять на поведение?
- Регуляция секреции гармонов
- Основные железы
- Гормоны и механизм их воздействия
- Регуляция
- Формирование эндокринной системы в онтогенезе
- Гипофиз. Аденогипофиз - начинает развиваться с 5 нед
- Половые гормоны и поведение
- Нейроэндокринный контроль процессов пубертации у человека и приматов
- Гипофиз
- Гормональная регуляция процессов размножения
- Овариальные циклы.
- Классификации циклов.
- Изменение гормонального профиля во время беременности
- Менопауза и депрессия
- Влияние згт на настроение
- Заключение