logo

1.1. Цели и задачи курса

Дисциплина «Гуморальные механизмы поведения» преподается студентам психологических факультетов высших учебных заведений.

В предлагаемом курсе гуморальные механизмы рассматриваются как действие всей совокупности химических веществ, обладающих психотропными эффектами и циркулирующих в системных жидкостях организма — крови, лимфе, спинно-мозговой жидкости.

Основная цель преподавания данной дисциплины состоит в том, чтобы дать возможность студентам составить адекватное представление о значении химической регуляции поведения и роли химических веществ как маркеров психологических состояний.

Цели изучения курса «Гуморальные механизмы поведения»: получить необходимое представление о тесных взаимных влияниях психической и гуморальной сферы организма, о единстве гуморальной и нервной систем регуляции, о классах биологически активных веществ — гормонах, метаболитах, диетических компонентах, феромонах, о роли гуморальных факторов в организации разных форм поведения.

Основными задачами курса являются:

В результате изучения данного курса студенты должны

- получить общее представление о биологических основах поведения человека

- ознакомиться с основными школами объективной психологии

- получить знание об основных группах психотропных гормонов

- ознакомиться с основными положениями концепции стресса

- усвоить роль и значение гуморальных факторов в различных этапах поведенческого акта

- получить представление о роли гуморальных факторов в формировании индивидуальных различий в поведении

- овладеть знаниями о роли гормонов в социальном поведении.

Занятия по дисциплине «Гуморальные механизмы поведения» проводятся в форме лекций, семинаров, а также в форме самостоятельной работы студентов.

Формированию представления о тесной связи психической и гуморальной сфер способствует проблемное изложение материала на лекциях, а также семинарские занятия в ходе разбора контрольных работ. Каждая лекция представляет собой самостоятельную единицу учебного процесса и одновременно является частью курса.

Самостоятельные занятия являются теоретическим исследованием и практическим решением проблем, поставленных преподавателем на лекциях, что способствует формированию у студентов научных способов познания.

С целью промежуточного контроля уровня знаний студентов преподаватель задает контрольные работы и домашние задания, при обсуждении результатов которых организует публичные выступления студентов с обсуждением полученных ответов. При этом оценивается динамика овладения основными понятиями данной дисциплины и их применимость к общепсихологическим проблемам.

Общая трудоемкость дисциплины

Продолжительность изучения 1 семестр

Всего аудиторных занятий (очная форма обучения) 80 час.

Из них: лекций 80 час

Форма итогового контроля зачет

Форма промежуточного контроля 3 контрольные работы

    1. 1.2. Содержание дисциплины:

      1. А. По видам учебных занятий

Наименование разделов

 

Аудиторные занятия

 

Всего

Лекции

Контроль

Сам. работа

сам. работы

1

Биологические основы поведения человека

 

2

 

4

Единство нервной и гуморальной регуляции

2

Структура поведенческого акта.

 

4

 

4

 

Понятие гуморальной регуляции.

 

4

 

4

Основные гормоны и железы.

Обмен углеводов

Принципы гормональной регуляции.

3

Понятие стресса.

 

4

 

8

Поведение при стрессе

Гормоны при стрессе

Неконтролируемый стресс и депрессия.

4

Индивидуальные различия.

 

2

 

8

5

Репродуктивное поведение.

 

2

 

4

6

Обоняние и социальное поведение. Иерархия

 

6

 

8

7

Половые различия в поведении

 

8

 

4

 

ВСЕГО:

80

32

4

44