Б. По темам и разделам курса
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Биологические основы поведения человека. Принцип Оккама. Единство психического и соматического. Связь психики и поведения с гормонами. Три школы объективной психологии: русская школа, бихевиоризм , этология.
Тема 2. Единство нервной и гуморальной регуляции.
Тема 3. Структура поведенческого акта. Понятие поведения. Потребности: витальные, социальные, идеальные. Соотношение потребностей Мотивация. Программа действия.
Действие гуморальных факторов на разных этапах поведенческого акта. Психические состояния.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ГУМОРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
Тема 1. Понятие гуморальной регуляции. Различия между нервной и гуморальной регуляцией. Функциональное деление гуморальных агентов: гормоны, феромоны, медиаторы и нейромодуляторы, метаболиты.
Тема 2. Основные гормоны и железы. Гипоталамо-гипофизарная система. Гипоталамические и гипофизарные гормоны. Вазопрессин и окситоцин. Периферические гормоны. Стероидные гормоны. Мелатонин.
Тема 3. Принципы гормональной регуляции. Передача гормонального сигнала: синтез, секреция, транспорт гормонов, их действие на клетки-мишени и инактивация. Поливалентность гормонов . Регуляция по механизму отрицательной обратной связи и гормональное обеспечение психики. Взаимодействие эндокринных систем: прямая связь, обратная связь, синергизм, пермиссивное действие, антагонизм. Механизмы гормональных влияний на поведение
Тема 4. Обмен углеводов. Значение углеводов. Психотропный эффект углеводов. Содержание глюкозы в крови — важнейшая константа . Гуморальные влияния на различные этапы обмена углеводов. Метаболическая и гедонистическая функция углеводов.
Тема 5. Комплексный психотропный эффект гуморальных факторов (на примере предменструального синдрома). Влияние контрацептивов. Влияние избытка соли в диете. Влияние пищевых углеводов. Влияние алкоголя.
РАЗДЕЛ 3. СТРЕСС
Тема 1. Понятие стресса. Неспецифичность стресса. Системность стресса Адаптивность стресса. Новизна изменений. Факторы, от которых зависит стрессорная реакция. Наследственность и влияние среды. Выявление роли наследственности в психических особенностях человека. Влияние индивидуального опыта. Определение величины стресса: чувствительность, реактивность, скорости развития и скорость угасания реакции.
Тема 2. Поведение при стрессе. Универсальная форма поведения при стрессе — смещенная активность. Формы смещенной активности . Наследуемые и приобретаемые формы смещенной активности. Груминг — смещенная активность в которой сочетаются эндокринный и поведенческий компоненты стресса.
Тема 3. Гормоны при стрессе. Психотропные эффекты стрессорных гормонов. Кортиколиберин. АКТГ. Окситоцин и вазопрессин. Эндорфины и энкефалины.Адреналин. Гормоны коры надпочечников.
Тема 4. Неконтролируемый стресс и депрессия. Понятие неконтролируемого стресса. Хронический стресс в неконтролируемой ситуации. Эксперимент Шенгер-Крестовниковой. Разные способы создания неконтролируемой ситуации. Практическое применение неконтролируемого стресса. Депрессия и тревога. Различия между депрессией и тревогой. Гормоны и депрессия. Депрессивные состояния здорового человека.
Тема 5. Индивидуальные различия. Общие представления о типологизации. Синтетические и аналитические системы . Психосоматические типы (система Кречмера —Шелдона. Определение психологического типа. Гормональные особенности психологических типов. Поведение типа А и Б. Поведение типа А и Б в неконтролируемой ситуации. Эндокринные реакции после неконтролируемого стресса у представителей типа А и Б. Субъективизм понятия контролируемости стресса.
РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Тема 1. Иерархия. Самоидентификация — ведущая социальная потребность . Социальное обучение. Склонность к имитации и пластичность поведения представителей поведенческого типа Б. Четыре шкалы социального ранга. Соотношение социального ранга и психологического типа. Гормоны и социальный ранг. Агрессия и гормоны . Асоциальное поведение и гормоны.
Тема 2. Репродуктивное поведение. Копулятивное поведение. Аффилиативное и родительское поведение. Роль гормонов в родительском поведении. Две стратегии размножения у человека.
Тема 3. Обоняние и социальное поведение. Запахи человека. Социальная самоидентификация и обоняние. Репродуктивное поведение и обоняние. Родительское поведение и обоняние.
Тема 4. Половые различия в поведении. Понятие пола. Пять этапов формирования пола. Возможные последствия рассогласования этапов. Фундаментальные различия двух полов. Биологическая целесообразность наличия существования двух полов. Гендерные различия. Две системы этики. Когнитивные различия. Социальный смысл существования двух полов
-
В. По времени проведения курса
Учебная дисциплина «ГУМОРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ» изучается на 2-м курсе во 2-м семестре.
-
Г. Текст лекций
Краткий текст лекций представлен в приложении.
-
1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
-
1.3.1. Список литературы:
-
а) основная литература по курсу «Гуморальные механизмы поведения»:
-
Жуков Д.А. Биология поведения. Гуморальные механизмы. — СПб, 2007
-
Жуков Д.А. Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы. - СПб, 2004.
-
Жуков Д.А. Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы. - СПб, 2004.
-
Начала физиологии: Учеб. для вузов. Под ред. акад. А. Д. Ноздрачева. - СПб.: Лань, 2001, глава «Эндокринная система
б) дополнительная литература по курсу «Гуморальные механизмы поведения»:
-
Белкин А.И. Гормоны и мозг. — М., 1979.
-
Бутовская М.Л. Тайны пола: Мужчина и женщина в зеркале эволюции. — М., «Век 2», 2004.
-
Геодакян В. А. Эволюционная логика дифференциации полов // Природа. 1983, №1, с.70–80. а так же: http://evolution.powernet.ru/library/pol.htm
-
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. — М. 1994.
-
Држевецкая И. А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. — М., 1994.
-
Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. — М., 1981.
-
Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. — СПб, 2000.
-
Жуков Д.А. Биология поведения. Гуморальные механизмы. — СПб, 2007
-
Зорина З.А. Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. Пособие по зоопсихологии и высшей нервной деятельности. М.: Аспект Пресс. 2001. 320 с.
-
Крушинский Л.В. Проблемы поведения животных. Избр. Труды. Т. 1. М.: Наука. 1993. 319 с
-
Кокс Т. Стресс. — М., 1981.
-
Купер К. Индивидуальные различия. — М., 2000.
-
Лоренц К. По ту сторону зеркала.— М., 1998.
-
Макарчук Н. Е., Калуев А. В. Обоняние и поведение. — Киев, 2000.
-
Селье Г. На уровне целого организма. — М., 1972.
-
Симонов П. В. Мотивированный мозг. — М., 1981.
-
Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М., 1981.
-
Харрисон Дж. и др. Биология человека. — М., 1979.
-
Чернышева М. П. Гормоны животных. — СПб., 1995.
-
Ярошевский М.Г. Наука о поведении. Русский путь. — М.-Воронеж, 1996.
-
Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма Новый мир №10, с. 192-213 1974г
-
Эфроимсон В.П. К биохимической генетике интеллекта, Природа №9, с. 62-73 1978г.
- 1. Рабочая программа дисциплины
- 1.1. Цели и задачи курса
- Б. По темам и разделам курса
- 1.3.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.
- 1.3.3. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля
- 2. Методические указания преподавателю
- 3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы
- 3.1.Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
- 3.2. Вопросы для подготовки к зачету
- Предпосылки –
- Принцип отрицательной обратной связи
- Как гормоны могут влиять на поведение?
- Регуляция секреции гармонов
- Основные железы
- Гормоны и механизм их воздействия
- Регуляция
- Формирование эндокринной системы в онтогенезе
- Гипофиз. Аденогипофиз - начинает развиваться с 5 нед
- Половые гормоны и поведение
- Нейроэндокринный контроль процессов пубертации у человека и приматов
- Гипофиз
- Гормональная регуляция процессов размножения
- Овариальные циклы.
- Классификации циклов.
- Изменение гормонального профиля во время беременности
- Менопауза и депрессия
- Влияние згт на настроение
- Заключение