Гипофиз. Аденогипофиз - начинает развиваться с 5 нед
Нейрогипофиз - начальная цитодифференцировка с 8 нед, до 11 нед область нейрогипоталамуса очень мала, с 12 нед появляются капилляры.
Относительная масса гипофиза максимальна на 8-9 неделе.
1.Гормон роста - с 8-9 недель, синтез с 3 месяцев, после 28-32 недель значительно возрастает
2.Пролактин - с18 недель содержит мало, чуть усиливается с 19 недели, лишь после 30 недель возрастает, половых различий не обнаружено.
3.ТТГ - характеризуется относительно поздним началом секреции, иммунореактивный с 12 недель (эндокринологически с 14-16), к 32 неделе уровень как у взрослого. Во второй половине беременности он достоверно выше у плодов женского пола. Из крови матери тиреотропин к плоду не проникает. К моменту рождения превышает содержание у матери в 2 -2,5 раза. У новорожденных выше, чем у взрослых Основная мишень - Щитовидка. Нарастание массы щитовидки равномерно и пропорционально росту всего зародыша. (Не только у человека) и не зависит от ТТГ Вероятно рецепция к ТТГ позднее, чем автономная активность Тироксин в крови плода на 12 нед, растет до родов. При гипотиреозе - поражение ЦНС и процессов окостенения, необратимая задержка умственного развития и сроков появления центров окостенения, нарушение оволосения.
4.Гонадотропы - клетки с 8 недель, но некрупные и их мало до 6 месяцев и в гипофизе и в крови плода.
ФСГ в гипофизе с 12 недель, ЛГ - с 8-9 недель.
ЛГ больше, чем ФСГ.
У женских плодов их больше, чем у мужских. Вероятно за счет ингибирующего действия андрогенов. Поскольку, кастрация плодов-самцов обезьян на 98-104 день беременности вызывает быстрое увеличение ФСГ и ЛГ, овариэктомия у плодов-самок не влияет.
Пик секреции в 100-150 дней беременности. Величина пика сопоставима с величинами у взрослых кастратов. К концу беременности уровень ГТ снижается Принципиальным стимулом для ГТ, как и для взрослых, прерывистый выброс Гн-РГ гипоталамусом. У людей к середине беременности полная дифференцировка основных гипоталамических ядер и формирование гипофизарной портальной циркуляции.
В первой половине фетального развития секреция ГТ неуправляема (нет рецепции к половым стероидам) и поэтому достигает значений взрослых (но без гонад)
Появление рецепторов и приводит к снижению ГТ во второй половине гестации из-за влияния половых стероидов, вырабатываемых плацентой.
После рождение влияние гормонов плаценты снимается и как следствие повышение ФСГ и ЛГ до уровней в препубертатный период. Сразу же после рождения уже работает отрицательная обратная связь. У новорожденных мальчиков тестостерон выше, чем у взрослых. ГИп-гип комплекс у самок обезьян и людей также проявляет макс активность в ходе раннего неонатального развития, вызывая увеличение циркулирующих концентраций. ФСГ И ЛГ вплоть до препубертата.
У женских особей этот комплекс вполне зрелый при рождении. _Мишень – гонады
6.Окситоцин - в конце 3--4 месяца
7.Вазопрессин - 3 - 4 месяца
8.АКТГ - синтез начинается очень рано, в начале 3 мес. и содержание его в гипофизе растет особенно быстро с середины гестации, в последнем триместре стабилизируется, и концентрация его в гипофизе снижается отчетливо с 20 нед (8 нед) - регуляция надпочечников.
Надпочечники закладываются у чел на 31 сутки, к концу 2-го мес. наружная и внутренняя (фетальная) зоны.
В фетальной зоне с 7-8 недель активность ферментов, она существует недолго после рождения, к рождению она составляет 85% всей коры, до 2-х недель жизни ребенка дегенерирует до 50% (у человека, приматов, слонов, львов, тигров, леопардов). Дифференциация коры надпочечников на слои к 8-неделе, секреция КС в ответ на введение АКТГ в среду у плода с 8 недель.
Динамика нарастания массы надпочечников совпадает с изменением уровня АКТГ в крови, относительная масса растет особенно резко во второй четверти беременности, после 10-20 недель - снижение. Мишени стероидных гормонов плода КС - углеводный обмен КС - запуск родового акта (без КС роды не происходят у животных, у человека - можно, но считается, что они включают родовую деятельность) Кортизол матери проходя через плаценту, превращается в кортизон в крови плода и его подъем отражает родовой стресс. КС - ускоряют развитие легких
Альдостерон у плода выше, чем у матери. У женских плодов выше, чему мужских.
Глюкагон - клетки поджелудочной, синтезирующие глюкагон. дифференцируются к 12 неделе. К моменту рождения они уже отвечают на аланин, вводимый матери.
Синтез инсулина в островках поджелудочной начинается раньше - на 8 неделе. Плацента для инсулина и глюкагона матери непроницаема. Реакция инсулина на уровень глюкозы отсутствует, по крайней мере, до 24 недель. Введение матери глюкозы не повышает инсулин плода до 29 недель. Комплексная гормональная регуляция углеводного обмена формируется в течение 5-6 месяца.
(У анацефалов все в порядке, т.е. регуляция может происходить и без участия гипоталамуса)
Излишнее потребление глюкозы во время беременности увеличивает риск сахарного диабета, ожирения и атеросклероза у ребенка во взрослом состоянии. Вероятно, уровень глюкозы в критические периода дифференцировки мозга способен необратимо изменить функциональные пределы и пределы толерантности центров гипоталамического контроля метаболизма глюкозы.
Паратгормон (околощитовидная железа)- повышает уровень кальция в крови, способствует рассасыванию костной ткани - у новорожденного уровень, как и у матери, но через плаценту не проходит.
Нейропептиды - память и обучение. Уже в 50-е году при наблюдении над гипофизэктомированными животными возникли предположения об участии нейропептидов в процессах обучения и памяти. Что такое память и обучение? ....
В 1969 году де Вид сформулировал представление о нейропептидах - вырабатывающихся гипофизом пептидах, участвующих в формировании и поддержании адаптивного поведения. Впоследствии термин нейропептиды стал использоваться в более широком смысле - для обозначения олигопептодов не только гипофизарного происхождения. По участию в процессах памяти и обучения в наибольшей степени изучены три семейства пептидов - 1. АКТГ,2.эндогенные опиоиды, 3,гормоны задней доли гипофиза - вазопрессин и окситоцин.
1 семейство включает АКТГ и его различные фрагменты и -меланоцитстимулирующие гормоны ( МСГ). Это семейство способно при их введении в организм замедлять процессы угашения и ускорять процесс обучения.
а. МСГ- меланоцитстимулирующий гормон -интермедин - участвует в адаптивных реакциях организма. У амфибий, например, он обеспечивает невидимость в темноте, слияние испуганной особи с темным фоном.
У млекопитающих кожа сразу не темнеет после введения МС , а в культуре клеток потемнеее наступает через 16 часов. У человека при беременности наблюдается потемнение всех ранее не пигментированных участков - соски, слизистые вульва. Вероятно вследствие прямого влияния эстрогенов на синтез меланина. Покрытые шерстью млекопитающие - крысы, кролики, белки, имеют хорошо развитую промежуточную долю гипофиза, место синтеза МСГ, а безволосые - человек, кит, броненосец - не имеют. Вероятно, это связано с тем, что МСГ стимулирует активность сальных желез, которые развиваются вместе с волосами, а также стимулирует продукцию феромонов, вырабатываемых видоизмененными сальными железами, т.е. можно предположить , что эта функция пептида особенно важна для видов, половое поведение которых в значительной мере связана с обонянием (У человека промеж. доля гипофиза есть только в эмбриогенезе)
АКТГ - вырабатывается в передней доле гипофиза (и внегипофизарное происхождение) Минимально перед сном, макс. в 6-8 утра перед пробуждением. Основная функция связана с регуляцией синтеза кортикостероидов. Многократно концентрация возрастает при стрессе.
При изучении влияния АКТГ на различные формы поведения используют не всю молекулу, а только фрагменты, не стимулирующие синтез кортикостероидов - АКТГ 4-10,самый короткий из активных фрагментов 4-7, в то время 11-24 показывает очень слабую активность.
1. Гормоны семейства АКТГ при их введении в организм могут ускорять процесс обучения и замедлять процесс угашения. Показано, что выработка УРАИ под влиянием АКТГ и МСГ в наибольшей степени ускоряется на начальных этапах обучения и при низкой силе подкрепляющего электрокожного раздражения.
Пептиды семейства АКТГ оказывают влияние на УРАИ и УРПИ , ускоряют выработку двигательно-пищевых и водных условных рефлексов.
Ускоряющий эффект больше сказывается на медленнообучающихся животных
Считается, что в механизмах действия пептидов семейства АКТГ в процессах обучения решающая роль принадлежит временному усилению мотивации с возрастанием вероятности адекватных реакций на соответствующие стимулы из внешней и внутренней среды организма. В основе этих явлений лежит связанное с мотивацией избирательное увеличение уровня активации в лимбикомезенцефалических структурах.
Показано,что эти пептиды влияют на обучение, мотивации, внимание, концентрацию и память. Кроме того они влияют на груминг, потягивание, зевание и половое поведение (у грызунов).
Кроме того АКТГ модулирует агонистическое и социальное поведение 2. Вазопрессин и окситоцин. Первые указания на участие Ваз в процессах памяти в физиологических условиях были получены при исследовании поведения гипофизэктомированных животных и животных с врожденным несахарным диабетом, возникающего в следствии дефициты
Условные рефлексы у крыс линий с почти полным отсутствием Ваз в задней доле гипофиза УРАИ и УРПИ вырабатываются с большим трудом. При сравнении гомо и гетерозигодных животных этих линий оказалось, что гомозиготных хуже. Далее было показано, что при введении Ваз нарушения в выработке избегательных рефлексов нормализуется.
Положительное влияние вазопрессина на процессы, связанные с обучением и памятью не вызывает сомнения. Однако остаются открытыми два принципиальные вопроса.
1. Являются ли эффекты вводимого извне Ваз отражением его физиологических функций в организме или это результат действия фармакологических доз, повышающих концентрацию этого пептида до уровней, намного больших, чем верхние пределы концентрации эндогенного вазопрессина.
2. Каким образом вазопрессин действует на память? Охватывает ли все ее разновидности, все элементы или имеет место избирательность действия. С этим также тесно связан вопрос, действует ли вазопрессин на систему памяти прямо или опросредовано (напр. через эмоциональный статус)
Ответ на первый вопрос стал возможен лишь в результате накопления и анализа данных последнего десятилетия о среднем уровне и диапазоне изменений концентраций эндогенного Ваз в плазме и цереброспинальной жидкости Учитывая, что колебания Ваз в плазме крови в норме возможно
По второму вопросу - результаты большинства исследований, казалось бы, свидетельствуют о том, что вазопрессин оказывает облегчающее влияние на все процессы, связанные с памятью. Причем это влияние распространяется как на выработку, так на хранение и воспроизведение условного навыка. Исходя из этого возникло широко распространенное положение, что вазопрессин является специфическим активатором процессов памяти. Однако не все эксперименты согласуются с этой концепцией. При определенной постановкой эксперимента вазопрессин мог не только не влиять, но даже ухудшать запоминание. Аналогичные данные были получены и при использовании вазопрессина в клинике, При некоторых формах амнезии вазопрессин помогал, при других нет, При экспериментах с добровольцами то же самое.
Ашмарин ставит вопрос о том существует ли единый нейрофизиологический механизм памяти. Существуют ли различные формы памяти. Ясно, что пищедобывательные и оборонительный реакция, пространственная ориентация, инструментальный рефлекс - совершенно различные формы поведения и каждый должна иметь совершенно различный морфологический и нейрохимический субстрат.
Даже влияние вазопрессина на УРПИ с которого и начинались исследования неоднозначно. однако, анализ публикаций показывает, что в различных лабораториях используют неидентичные модификации выработки УРАИ. Либо проводят 3 сеанса адаптации или нет. Если нет адаптации к камере, то вазопрессин не помогает. ( Адекватно ли использовать УРПИ в качестве теста на память, и какой УРПИ - камера, возвышение)
Принятие решения в ситуации выработки УРПИ обусловлено конкуренцией 2-х видов подкрепления - избеганием светлого отсека и болевого подкрепления в темном. При выработке УРАИ с предварительной адаптацией получается, что крыса 3 раза подкрепляется при переходе в темный отсек, после чего уже тот же поведенческий акт наказывается. таким образом, при данном тестировании определяющим фактором принятия решения становится не столько память, сколько оценка степени риска.
Следовательно, тест с адаптацией уменьшает степень риска (раза в камере - 1 удар током) вазопрессин облегчает выработку УРПИ в этих условиях, но влияет не на собственно память, а, скорее всего под его влиянием усиливается аверсивное действие болевого подкрепления. Без предварительной адаптации степень риска значительно выше, Вероятность болевого подкрепления 100% , и вазопрессин не влияет на ЛП при повторном тестировании. Аналогично не было обнаружено улучшающего действия В на выработку условной пищедобывательной реакции на место в лабиринтной методике.
Можно предположить, что в предварительной адаптации в УРПИ -реакция на ситуацию - В помогает. Без адаптации - выработка реакции на место. Как в пищедобывательном лабиринте - вазопрессин не помогает и даже чуть ухудшает. Т.о. В некоторое отрицательное влияние на выработку УР на место, независимо от типа подкрепления.
В отличие от УРПИ, стимулирующее действие вазопресина на УРАИ, несомненно. Почему? Отличительной особенностью УРАИ является наличие конкретного условного сигнала, вычлененным животным из окружающей обстановки и требующим немедленного решения (реакции). При формировании же двух других условных навыков ведущим фактором служит именно ориентация животного в окружающей среде, оценка идентичности реальной обстановке той, которая присутствовала в предыдущей ситуации.
Таким образом, главным звеном выработки УРАИ следует считать выделение конкретного раздражителя, оценку его биологической значимости и присвоение ему статуса пускового сигнала. Можно полагать, что улучшающее действие В направлено именно на этот компонент обучения.
Прямо противоположенное действие оказывает окситоцин. Его рассматривают как естественный амнизирующий нейропептид. Например, введение его в гиппокамп сразу после обучения ухудшает сохранение навыка (Вазопрессин наоборот). Т.е. страхомотивированное избегательное поведение подвержено влиянию окситоцин и вазопрессин противоположенным образом.
Гипотеза о том, что окситоцин амнезирующий пептид подтверждается еще и тем, что введение окситоцина дает сравнимую картину с воздействиями, вызывающими ретроградную амнезию (напр. электрошоковая терапия)
Однако в целом теория памяти была раскритикована, так как в основном использовали тесты с аверсивным подкреплением, и почти нет работ с положительными мотивационными реакциями.
Считается, что модулирующее действие окситоцина и вазопресина на память основано на их влиянии, на выброс нейромедиаторов (пресинаптическое действие) или на состояние постсинаптических рецепторов. Факты влияния вазопресина на уровень и кругооборот норадреналинв и дофамина в мозге дают основание думать, что катехоламинэргическая система мозга и является объектом модулирующего влияния вазопрессина в процессе обучения и памяти.
_Эндогенные опиоиды.
Семейство эндогенных опиоидов включает пептиды, служащие лигандами существующих в мозге опиатных рецепторов. Две подгруппы - энкефалины (пептиды из 5 аминокислот -мет и лейэнкефалины) и эндорфины -.... Их открыли в 1975 году. Они связываются с рецепторами морфина и обладают морфиноподобной активностью. Их действию, как и морфину, препятствует налоксон. Имеют общий предшественник с АКТГ. Первоначально считали, что участвуют только в регуляции болевой чувствительности.
Оказалось, что на память и обучение влияют дозы значительно меньшие, чем те, что вызывают анестезию. Все не так однозначно как с вазопрессином и окситоцином.
При различных функциональных нагрузках (обучение) – содержание эндорфина снижается. Главный фактор, снижающий В-эндорфин - новизна ситуации, а метэнкефалин стресс и болевое раздражение. Снижение эндогенных опиоидов обусловлено их высвобождением и деградацией. Обучение и память изменяются при системном или внутрицеребральном введении эндогенных опиоидов, их аналогов и производных.
Эндорфины (А и В) замедляют угашение УРАИ. Мет и лейэнкефалины затрудняют выработку и двух и одностороннего УРАИ. Введение ЭО сразу после сеанса обучения вызывает ретроградную амнезию. Блокада опиоидных рецепторов налоксоном улучшает сохранение временных связей, но ухудшает их формирование.
Введение В-энддорфина и налоксона порознь ухудшает процесс обучения, но совместно нормализует процесс выработки УР. Следовательно, они нужны не столько для формирования УР, но и для коррекции этого процесса, придавая ему _оптимальную, но не избыточную скорость. Т.е. в угнетающем действии В- эндорфина на формирование временных связей находит свое выражение его регулирующая роль в организации ВНД.
Существует мнение, что в мозге есть физиологические амнезирующие механизмы, опосредуемые эндорфинами. Функции этого механизма - предотвращение перегрузки мозга избыточной или посторонней информацией и обеспечение оптимальных условий его интегрирующей деятельности. В механизмах участия ЭО в интегративной деятельности мозга существенная роль принадлежит классическим нейромедиаторным системам. Показано, что влияние Мет-энкефалина на память и обучение существенно модифицируется при изменении функциональных состояний моноаминэргических систем. КА и дофамин. Эффекты эндогенных опиатов существенно зависят от особенности вырабатываемых рефлексов и индивидуальных особенностей животных.
Нейропептиды и мотивация. Мотивация – действие, направленное на удовлетворение существующей потребности. Потребность формирует доминанту, ее удовлетворение - снимает.
Нейропептиды - в основном гормоны гипоталамо-гипофизарного происхождения или их фрагменты.
Доминирующая мотавация - выражено изменяет свойства мозга: меняет конвергентные свойства Н и их чувствительность к химическим веществам.
Ведущей стадией системной организации поведенческого акта является стадия афферентного синтеза.
На этой стадии доминирующая метаболическая потребность трансформируется в процессе системного возбуждения структур мозга - в доминирующую мотивацию.
Мотивационное возбуждение на стадии афферентного синтеза тесно взаимодействует с обстановочным возбуждением и извлекает из памяти ранее накопленный опыт.
Согласно пейсмекерной теории организации доминирующей мотивацикй, ведущим звеном сложной архитектуры мотивационного возбуждения являются специальные "мотивационные" центры гипоталамической области.
Именно в этих структурах мозга осуществляется трансформация метаболической потребности в процессе нервного возбуждения.
Вместе с тем обнаружено, что большинство олигопептидов образуются как раз в тех отделах гипоталамической области, которые прямо связаны с формированием основных биологических М.
Например, показано, что при введении в боковые желудочки мозга ангиотензина-II (октапептид - повышает кровяное давление, вызывает сокращение матки, стимулирует секрецию вазопрессина, альдостерона; его конц. в крови увеличивается при возбуждении симпатоадреналовой системы, кровепотерях, нарушении кровообращения в почках) - усиливается питьевая мотивация у животных.
II Повышение уровня люлиберина (LH-RH - гипоталамический рилизинг, стимулирующий ФСГ и ЛГ) в гипоталамусе и гипофизе усиливает и инициирует половое поведение животных.
III Введение инсулина, нейромедина , провоцирует дополнительный прием пищи.
IV Микроинъекции окситоцина (усиливает сокращение гладкой мускулатуры, особенно матки, выделение молока при лактации) в латеральный гипоталамус у сытых кроликов вызывает дополнительный прием пищи.
V Брадикинин (желудочно-кишечный тракт ) при введении в боковые желудочки мозга кролика облегчал оборонительные реакции и т.д.
Эти данные позволили Судакову предположить, что олигопептиды участвуют как в процессе трансформации метаболических потребностей в мотивационные состояния, так и в формировании М под влиянием обстановки. Он обозначил эту группу олигопептидов как мотивациогенную. При введении в организм мотивациогенных олигопептидов активируются мотивации у животных даже не имеющих естественных потребностей(питьевых, пищевых, половых). Кроме того, введение олигопептидов может наоборот оказывать тормозное влияние на биологические мотивации (подавлять оборонительные и пищевые реакции при наличии актуальной потребности)
Преобладание тормозных эффектов при дополнительном введении олигопептидов в желудочки мозга может быть связано с тем, что олигопептид по принципу отрицательной обратной связи блокируют образование эндогенных пептидов, участвующих в реализации мотивационного возбуждения и преобразовании его в соответствующую форму поведения.
Олигопептид. способны направленно изменять генетически детерминированные свойства мотивациогенных центров гипоталамуса, которые определяются не столько структурными, сколько функциональными особенностями, а также изменять специфическую интеграцию корково-подкорковых взаимоотношений, которая складывается при доминирующем мотивационном состоянии.
Существует 3 гипотетических способа действия олигопептидов. при их экзогенном введении в мозг.
1. Тормозное действие на доминирующие мотивациогенные центры и реципрокное возбуждение других мотивациогенных центров ( ангеотензин П - тормозит оборонительное поведение и активируется пищевая мотивация)
2. Возбуждающее действие на доминирующий мотивациогенный центр и реципрокное торможение других центров (Брадикинин – активирует оборонительную мотивацию и тормозит самораздражение)
3. Одновременное однонаправленное действие на различные мотивациогенные центры или разнонаправленное (дозозависимое) действие на одну мотивацию (эндорфин подавляет пищевую и оборонительную мотивацию и самораздражение)
Следовательно олигопептиды. принимают существенное участие в интегративных механизмах доминирующей мотивации способствуя их формированию на основе биологических потребностей, объединению доминирующеймотивацией различных структур мозга и трансформации доминирующей мотивации в поведение. Известно, что соотношение между обстановочной афферентацией, мотивацией и памятью динамичны и строятся по принципу доминанты. В каждый конкретный момент времени может доминировать либо состояние, сформированное на основе внутренней потребности, либо состояние, обусловленное воздействием на организм внешних раздражителей. Каждое из этих состояний в построении целенаправленной деятельности использует механизм генетической или индивидуальной памяти, и в их реализации также участвуют олигопептиды.
Показано, что окситоцин выступает в роли фактора, способствующего доминированию оборонительной мотивации над пищевой, а вазопрессин препятствует этому процессу. В случае блокады пищевой мотивации оборонительной окситоцин облегчает, а вазопрессин препятствует этому ответу.
Участие ГГАС в организации поведения
Уже более 100 лет известно, что изменения деятельности ГГАС приводит к нарушению поведения человека.
Можно выделить 3 аспекта: 1 - нервно-психические нарушения при длительной гормонотерапии (АКТГ и кортикостероиды) 2 - изменение активности ГГАС при психических заболеваниях и соотношение этих изменений с определенными психосоматическими проявлениями, 3 - нервно-психические и психосоматические нарушения, возникающие при хроническом стрессе, сопровождающемся активацией ГГАС оси
В литературе описан неспецифический психосиндром, наблюдающийся при наличии психических компонентов патологии эндокринной системы. Он объединяет психические изменения, встречающиеся при различных эндокринных заболеваниях, - он включает депрессивные настроения с различными дисфорическими оттенками и изменением влечений и психические расстройства. Вместе с тем в клинической эндокринологии выявляют психиатрические патологии, характерные для расстройства конкретной железы. При гиперфункции ГГАС ведущим психопатологическим синдромом является астенический, на фоне которого могут развиваться и другие синдромы - депрессивный, эпилептиформный и др.
Особое разнообразие психопатологической симптоматики наблюдается при болезни Иценко-Кушинга - изменения личности, эпизодические психозы. При этом нередко психические нарушения предшествуют соматическим. Кроме того, многие исследователи подчеркивают наличие эмоциональной неустойчивости или синдром "девитализации" - высокая психическая утомляемость, потеря энергии, апатия, дисфорические или депрессивные настроения. Иногда отмечаются импульсивные вспышки гнева и ярости, состояния гиперактивности со сменой депрессией или эйфорией, изменения личности (снижение критических способностей, интеллекта, памяти, внимания, нарушения влечений)
При нарушении секреции кортикостероидов (гиперкортицизме) наиболее характерно наличие приступов "витальной тоски", нарушения сна - на фоне психической астении. На этом фоне в редких случаях (10-20%) возникают эпизодические, а еще реже тяжелые продолжительные нарушения - состояния дезорганизации сознания, психозы "страха", иногда шизофреноподобные реакции.
Запись ЭЭГ у больных с нарушениями ГГАС показала, что в первую очередь страдают глубокие структуры мозга и нарушаются корково-подкорковые взаимоотношения - ретикуло - и таламокортикальные. Это вероятно и обуславливает развитие психопатологии. Для гиперкортицизма было характерно преимущественно усиление электрической активности, а при адренокортикальной недостаточности, напротив, наблюдается преобладание медленной активности.
Длительное применение АКТГ и кортикостероидов (особенно в больших дозах) в качестве противовоспалительных и противоаллергических средств приводит в более чем половине случаев к появлению выраженных нервнопсихических изменений - повышенная раздражительность, эйфория или депрессия, реже психозы. Они так и называются "кортизоновые" психозы ( возникают только при высоких дозах). Резкая же отмена гормональной терапии, сопровождающаяся кортикостероидной недостаточностью (вследствие отрицательной обратной связи) ведет к выраженной астении.
Исследование эндокринологических аспектов психических состояний представляет большой интерес при решении вопроса о взаимозависимости нервных и эндокринных изменений.
Установлено, что при ряде психических заболеваний наблюдаются значительные изменения активности ГГАС. Как правило депрессия сочетается с увеличением выделения АКТГ, а мания - глюкокортикоидов, Хотя иногда увеличение уровня глюкокортикоидов в спинномозговой жидкости наблюдается и при депрессиях.
Нарушение принципа отрицательной обратной связи при определенных неврозах -кортизоловая проба.
Активации ГГАС отводят сейчас значительное место в современной теории, объясняющей происхождение "эндогенной депрессии". Поскольку наблюдается прямая корреляция между тяжестью заболевания и уровнем изменений гормонов. Эти изменения иногда достигают такого же уровня, который наблюдается в ранних стадиях болезни И-К, хотя затянувшаяся депрессия не сопровождается столь глубокими нарушениями метаболизма.
-
Стресс
Наш организм постоянно подвергается неблагоприятным воздействиям, которые могут иметь физический характер. Например, сильное охлаждение или перегрев тела, потеря крови и различные травмы. Неблагоприятными воздействиями на организм могут быть лишения необходимых потребностей, например голод, жажда. Наконец, эти воздействия могут быть направлены на психику, например утеря близких родственников и друзей, присутствие при насилии и т.д. Оказывается, несмотря на различие таких неблагоприятных воздействий, они вызывают в организме довольно однообразные изменения, которые называются стрессом.
Концепция стресса была сформулирована канадским ученым Гансом Селье в 1936 г. Согласно этим представлениям под влиянием различных вредящих агентов, стрессоров (холод, токсичные вещества в сублетальных дозах, чрезмерная мышечная нагрузка, кровопотеря и т. д.) возникает характерный синдром, который не зависит от природы вызвавшей его причины и называется стрессом. В своем развитии синдром проходит три стадии. В первой - стадии тревоги - в течение 6-48 ч после начала повреждения наблюдается быстрое уменьшение вилочковой железы, селезенки, печени, лимфатических желез, меняется состав крови (исчезают эозинофилы), в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта появляются язвы. Во второй стадии - резистентности (устойчивости) - прекращается секреция из гипоталамуса соматотропного и гонадотропного гормонов, и значительно увеличиваются надпочечники. В зависимости от силы воздействия на этой стадии либо происходит увеличение сопротивляемости организма и восстановление исходного состояния, либо организм теряет сопротивляемость, что приводит к третьей стадии - стадии истощения. Селье рассматривал стресс как генерализованное неспецифическое усилие организма приспособиться к новым условиям и поэтому назвал его (общим адаптационным синдромом).
Стереотипный характер синдрома определяется рядом нервных и нейроэндокринных механизмов. Наиболее типичное проявление синдрома развивается в результате освобождения из гипофиза адренокортикотропного гормона (АКТГ), который действует на надпочечники. Важную роль в развитии проявлений стресса играет соматотропный гормон, ослабляющий эффект АКТГ. Изъязвление слизистой оболочки кишечника и желудка при стрессе имеет чисто нервную природу. Этот симптом можно вызвать в эксперименте на животном хронической механической или электрической стимуляцией переднего гипоталамуса.
- 1. Рабочая программа дисциплины
- 1.1. Цели и задачи курса
- Б. По темам и разделам курса
- 1.3.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.
- 1.3.3. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля
- 2. Методические указания преподавателю
- 3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы
- 3.1.Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
- 3.2. Вопросы для подготовки к зачету
- Предпосылки –
- Принцип отрицательной обратной связи
- Как гормоны могут влиять на поведение?
- Регуляция секреции гармонов
- Основные железы
- Гормоны и механизм их воздействия
- Регуляция
- Формирование эндокринной системы в онтогенезе
- Гипофиз. Аденогипофиз - начинает развиваться с 5 нед
- Половые гормоны и поведение
- Нейроэндокринный контроль процессов пубертации у человека и приматов
- Гипофиз
- Гормональная регуляция процессов размножения
- Овариальные циклы.
- Классификации циклов.
- Изменение гормонального профиля во время беременности
- Менопауза и депрессия
- Влияние згт на настроение
- Заключение