logo
Промышленная экология

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Правовые основы и принципы расчета платы за загрязнение окружающей среды.

Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду является одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Под негативным воздействием на окружающую среду понимают воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Плата за загрязнение окружающей среды направлена на стимулирование природоохранных мероприятий, связанных с очисткой выбросов, сбросов, размещением отходов, и играет существенную роль в увеличении затрат на охрану окружающей среды.

При загрязнении природной среды используется ее ассимиляционный потенциал, то есть способность обезвреживать и перерабатывать вредные вещества, противостоять негативным воздействиям без изменения своих основных свойств. Ассимиляционный потенциал имеет экономическую оценку, отражающую его ценность, которая заключается в

том, что благодаря его наличию общество может позволить себе экономить на природоохранных издержках.

Плата за загрязнение окружающей среды является формой частичного возмещения экономического ущерба, возникающего при осуществлении природопользователем хозяйственной, управленческой и иной деятельности, если она не привела к значительным экологическим последствиям, требующим специального расследования, оценки, немедленной ликвидации и возмещения вреда окружающей среде. Если хозяйственная деятельность привела к значительным экологическим последствиям, то устанавливаются штрафы с природопользователей и плата за возмещение экономического ущерба.

Возмещение (компенсация) экологического вреда - добровольное или принудительное внесение природопользователем средств на ликвидацию последствий его негативного воздействия на окружающую среду, повлекших за собой ущерб здоровью человека и окружающей среде и требующих проведения природоохранных мероприятий по восстановлению ее качества.

В условиях развития рыночных отношений интенсивное использование ассимиляционного потенциала может обеспечить быстрое экономическое развитие территории. У местных органов власти может появиться соблазн сделать экологические ограничения как можно мягче и продать как можно больше лицензий на выбросы, сбросы, размещение отходов, если доходы от использования ассимиляционного потенциала будут одним из источников доходов муниципальных бюджетов или бюджетов субъектов федерации.

В России определение размеров и взимание платы за загрязнение окружающей среды регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632. «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Исходными показателями при определении платы за загрязнение являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы (коэффициенты экологической ситуации).

Установлены два вида базовых нормативов платы:

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому загрязнителю, виду вредного воздействия с учетом степени опасности его для окружающей среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы (табл. 16).

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов (коэффициенты экологической ситуации).

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровней вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок плат в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя надлежащим образом оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Таблица 13

Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. В ценах после 1 января 1998 года.

Загрязняющее вещество

Нормативы платы за сбросы 1 т загрязняющих веществ, руб.

за предельно допустимый сброс

за превышение

предельно допустимого сброса

Аммиак

44,35

221,75

Ацетон

44,35

221,75

Бензол

4,44

22,18

Кобальт

221,75

1108,75

Нефть и нефтепродукты

44,35

221,75

Ртуть

221750,0

1108750,0

Тетраэтилсвинец

221750,0

1108750,0

Фенол

2217,5

11087,5

Формальдегид

22,175

110,875

дцт

221750

1108750,0

Кадмий

443,5

2217,5

Метанол

22,18

110,88

Хлор свободный

221750

1108750

Таблица 14

Базовые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников. В ценах после 1 января 1998 г.

Загрязняющее вещество

Нормативы платы за выбросы 1т загрязняющих веществ, руб.

за предельно допустимый выброс

за превышение предельно допустимого выброса

Азота двуокись

0,42

2,08

Окись азота

0,28

1,38

Ацетон

0,05

0,25

Аммиак

0,42

2,08

Бензапирен

16500,00

82500,00

Бензол

0,17

0,83

Фенол

5,50

27,50

Формальдегид

5,50

27,50

Ртуть металлическая

, 550

2750

Соединения ртути

55,00

275,00

Сажа

0,33

1,65

Зола

0,83

4,13

Таблица 15

Базовые нормативы платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов в

ценах после 1 января 1998 года

Виды отходов

Нормативы платы за размещение 1 т отходов,

руб.

А.

Нетоксичные отходы:

добывающей промышленности

0,0025

перерабатывающей промышленности

0,12 за 1 м3

Б.

Токсичные отходы:

I класс токсичности - чрезвычайно опасные

14

П класс токсичности - высокоопасные

6

Ш класс токсичности - умеренно опасные

4

IV класс токсичности - малоопасные

2

Таблица 16

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов Российской Федерации

Экономические районы РФ

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости

атмосферного воздуха

Почвы

Северный

1,4

1,4

Северо-Западный

1,5

1,3

Центральный

1,9

6

Волго-Вятский

1,5

Центрально-Черноземный

1,5

2,0

Поволжский

2,28

1,9

Северо-Кавказский

1,6

1,9

Уральский

2,0

1,7

Западно-Сибирский

1,2

1,2

Восточно-Сибирский

1,4

Дальневосточный

1,0

1,1

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы, размещение отходов, уровни физического воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Перечисленные платежи поступают в целевые бюджетные экологические фонды и распределяются следующим образом: 19% платежей направляются в федеральный бюджет; 53% - в областной бюджет и 28% - в городской бюджет.

Плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного экологического фонда. Плата, поступающая в федеральный целевой бюджетный экологический фонд, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты должна использоваться не менее чем на 80% для финансирования мероприятий по восстановлению и охране природной среды.

Базовые нормативы платы за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ определяются как произведение частичного удельного экономического ущерба от этих выбросов и сбросов на показатель относительной опасности загрязняющего вещества для окружающей среды.

Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат на размещение единицы массы отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов.

Базовые нормативы платы за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ определяются увеличением в пять раз соответствующих нормативов плат за предельно допустимые выбросы и сбросы.

Показатели относительной опасности (агрессивности) загрязняющих веществ (Aj) рассчитываются по формуле:

Aj =1/ПДКi

где ПДКi - предельно допустимая концентрация i-гo загрязняющего вещества для атмосферного воздуха или для водного объекта. Для атмосферного воздуха берется среднесуточная ПДК. Для водных объектов за ПДК загрязняющих веществ принимаются ПДК этих веществ для воды рыбохозяйственных водоемов.

Удельный экономический ущерб, принятый при определении базовых нормативов платы, составляет:

Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов взимается ежеквартально. При расчете платы учитываются коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, почвы, водных объектов. Например, для Поволжского и Центрального экономических районов коэффициент значимости атмосферного воздуха равен 2,28, а почв - 1,9 (2003 год).

Коэффициент экологической значимости водных объектов рассчитывается на основе данных о количестве сброшенных в эти объекты сточных вод. Для Ульяновска он равен 1,3.

Регулирование размеров платы за загрязнение и размещение отходов происходит с учетом изменений уровня цен. Коэффициент индексации платы рассчитывается на основе складывающейся на данный период структуры использования платежей за загрязнение окружающей среды по направлениям:

Исходя из этой структуры, определяются соотношения удорожания по сравниваемым периодам:

Коэффициент индексации платы определяется как средневзвешенная величина соотношений удорожаний по сравниваемым периодам с учетом сложившейся структуры использования платежей.

Коэффициент индексации к базовым нормативам платы ни 2002 г. составляет 111 (94-1,18), согласно статье 15 Федерального закона РФ «О федеральном бюджете на 2002 год».