Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Правовые основы и принципы расчета платы за загрязнение окружающей среды.
Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду является одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Под негативным воздействием на окружающую среду понимают воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Плата за загрязнение окружающей среды направлена на стимулирование природоохранных мероприятий, связанных с очисткой выбросов, сбросов, размещением отходов, и играет существенную роль в увеличении затрат на охрану окружающей среды.
При загрязнении природной среды используется ее ассимиляционный потенциал, то есть способность обезвреживать и перерабатывать вредные вещества, противостоять негативным воздействиям без изменения своих основных свойств. Ассимиляционный потенциал имеет экономическую оценку, отражающую его ценность, которая заключается в
том, что благодаря его наличию общество может позволить себе экономить на природоохранных издержках.
Плата за загрязнение окружающей среды является формой частичного возмещения экономического ущерба, возникающего при осуществлении природопользователем хозяйственной, управленческой и иной деятельности, если она не привела к значительным экологическим последствиям, требующим специального расследования, оценки, немедленной ликвидации и возмещения вреда окружающей среде. Если хозяйственная деятельность привела к значительным экологическим последствиям, то устанавливаются штрафы с природопользователей и плата за возмещение экономического ущерба.
Возмещение (компенсация) экологического вреда - добровольное или принудительное внесение природопользователем средств на ликвидацию последствий его негативного воздействия на окружающую среду, повлекших за собой ущерб здоровью человека и окружающей среде и требующих проведения природоохранных мероприятий по восстановлению ее качества.
В условиях развития рыночных отношений интенсивное использование ассимиляционного потенциала может обеспечить быстрое экономическое развитие территории. У местных органов власти может появиться соблазн сделать экологические ограничения как можно мягче и продать как можно больше лицензий на выбросы, сбросы, размещение отходов, если доходы от использования ассимиляционного потенциала будут одним из источников доходов муниципальных бюджетов или бюджетов субъектов федерации.
В России определение размеров и взимание платы за загрязнение окружающей среды регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632. «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Исходными показателями при определении платы за загрязнение являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы (коэффициенты экологической ситуации).
Установлены два вида базовых нормативов платы:
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов (табл. 13,14);
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) (табл. 15).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому загрязнителю, виду вредного воздействия с учетом степени опасности его для окружающей среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы (табл. 16).
Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов (коэффициенты экологической ситуации).
Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровней вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок плат в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя надлежащим образом оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Таблица 13
Загрязняющее вещество
| Нормативы платы за сбросы 1 т загрязняющих веществ, руб.
| |
за предельно допустимый сброс
| за превышение предельно допустимого сброса
| |
Аммиак
| 44,35
| 221,75
|
Ацетон
| 44,35
| 221,75
|
Бензол
| 4,44
| 22,18
|
Кобальт
| 221,75
| 1108,75
|
Нефть и нефтепродукты
| 44,35
| 221,75
|
Ртуть
| 221750,0
| 1108750,0
|
Тетраэтилсвинец
| 221750,0
| 1108750,0
|
Фенол
| 2217,5
| 11087,5
|
Формальдегид
| 22,175
| 110,875
|
дцт
| 221750
| 1108750,0
|
Кадмий
| 443,5
| 2217,5
|
Метанол
| 22,18
| 110,88
|
Хлор свободный
| 221750
| 1108750
|
Таблица 14
Базовые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников. В ценах после 1 января 1998 г.
Загрязняющее вещество
| Нормативы платы за выбросы 1т загрязняющих веществ, руб.
| |
за предельно допустимый выброс
| за превышение предельно допустимого выброса
| |
Азота двуокись
| 0,42
| 2,08
|
Окись азота
| 0,28
| 1,38
|
Ацетон
| 0,05
| 0,25
|
Аммиак
| 0,42
| 2,08
|
Бензапирен
| 16500,00
| 82500,00
|
Бензол
| 0,17
| 0,83
|
Фенол
| 5,50
| 27,50
|
Формальдегид
| 5,50
| 27,50
|
Ртуть металлическая
| , 550
| 2750
|
Соединения ртути
| 55,00
| 275,00
|
Сажа
| 0,33
| 1,65
|
Зола
| 0,83
| 4,13
|
Таблица 15
Базовые нормативы платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов в
ценах после 1 января 1998 года
Виды отходов
| Нормативы платы за размещение 1 т отходов,
| руб.
| |
А.
| Нетоксичные отходы:
|
| |
| добывающей промышленности
| 0,0025
|
|
| перерабатывающей промышленности
| 0,12 за 1 м3
|
|
Б.
| Токсичные отходы:
|
| |
I класс токсичности - чрезвычайно опасные
| 14
| ||
П класс токсичности - высокоопасные
| 6
| ||
Ш класс токсичности - умеренно опасные
| 4
| ||
IV класс токсичности - малоопасные
| 2
|
Таблица 16
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов Российской Федерации
Экономические районы РФ
| Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости
| |
атмосферного воздуха
| Почвы
| |
Северный
| 1,4
| 1,4
|
Северо-Западный
| 1,5
| 1,3
|
Центральный
| 1,9
| 6
|
Волго-Вятский
| 1Д
| 1,5
|
Центрально-Черноземный
| 1,5
| 2,0
|
Поволжский
| 2,28
| 1,9
|
Северо-Кавказский
| 1,6
| 1,9
|
Уральский
| 2,0
| 1,7
|
Западно-Сибирский
| 1,2
| 1,2
|
Восточно-Сибирский
| 1,4
| 1Д
|
Дальневосточный
| 1,0
| 1,1
|
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы, размещение отходов, уровни физического воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Перечисленные платежи поступают в целевые бюджетные экологические фонды и распределяются следующим образом: 19% платежей направляются в федеральный бюджет; 53% - в областной бюджет и 28% - в городской бюджет.
Плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного экологического фонда. Плата, поступающая в федеральный целевой бюджетный экологический фонд, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты должна использоваться не менее чем на 80% для финансирования мероприятий по восстановлению и охране природной среды.
Базовые нормативы платы за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ определяются как произведение частичного удельного экономического ущерба от этих выбросов и сбросов на показатель относительной опасности загрязняющего вещества для окружающей среды.
Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат на размещение единицы массы отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов.
Базовые нормативы платы за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ определяются увеличением в пять раз соответствующих нормативов плат за предельно допустимые выбросы и сбросы.
Показатели относительной опасности (агрессивности) загрязняющих веществ (Aj) рассчитываются по формуле:
Aj =1/ПДКi
где ПДКi - предельно допустимая концентрация i-гo загрязняющего вещества для атмосферного воздуха или для водного объекта. Для атмосферного воздуха берется среднесуточная ПДК. Для водных объектов за ПДК загрязняющих веществ принимаются ПДК этих веществ для воды рыбохозяйственных водоемов.
Удельный экономический ущерб, принятый при определении базовых нормативов платы, составляет:
от предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - 0,02 руб. за одну тонну;
от предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты - 2,22 руб. за одну тонну.
Удельные затраты на размещение отходов, принятые при определении базовых нормативов платы, составляют:
0,01 руб. за одну тонну нетоксичных отходов добывающей промышленности;
0,02 руб. за 1 м3нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности;
0,4 руб. за одну тонну токсичных отходов IVкласса токсичности.
Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов взимается ежеквартально. При расчете платы учитываются коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, почвы, водных объектов. Например, для Поволжского и Центрального экономических районов коэффициент значимости атмосферного воздуха равен 2,28, а почв - 1,9 (2003 год).
Коэффициент экологической значимости водных объектов рассчитывается на основе данных о количестве сброшенных в эти объекты сточных вод. Для Ульяновска он равен 1,3.
Регулирование размеров платы за загрязнение и размещение отходов происходит с учетом изменений уровня цен. Коэффициент индексации платы рассчитывается на основе складывающейся на данный период структуры использования платежей за загрязнение окружающей среды по направлениям:
мероприятия природоохранного назначения, требующие капитальных вложений;
научно-исследовательские работы природоохранного назначения;
другие природоохранные мероприятия.
Исходя из этой структуры, определяются соотношения удорожания по сравниваемым периодам:
капитальных вложений;
стоимости научно-исследовательских работ;
других природоохранных мероприятий.
Коэффициент индексации платы определяется как средневзвешенная величина соотношений удорожаний по сравниваемым периодам с учетом сложившейся структуры использования платежей.
Коэффициент индексации к базовым нормативам платы ни 2002 г. составляет 111 (94-1,18), согласно статье 15 Федерального закона РФ «О федеральном бюджете на 2002 год».
- Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации
- Оглавление.
- Введение
- Общая экология
- Основные понятия (термины)экологии. Ее системность Основные понятия
- Структура общей экологии
- Среда обитания. Факторы среды и адаптации к ним организмов. Средыжизни Среда и факторы среды, их классификация
- Некоторые общие закономерности действия факторов среды на организмы
- Действие фактора на организмы. «Правило оптимума»
- Среды жизни и адаптации к ним организмов
- Биосфера Биосфера как глобальная экосистема
- Живое вещество, ею средообразующие свойства и функции в биосфере
- Средообразующие функции живого вещества.
- Основные свойства биосферы
- Экосистемный уровень жизни
- Организация (структура) экосистем
- Экологическая ниша
- Энергетика экосистем
- Продуктивность и биомасса экосистем
- Продуктивность и биомасса экосистем материков и океанов земного шара (Уиттекер, 1980)
- Экологические пирамиды
- Динамика и развитие экосистем. Сукцессии
- Стабильность и устойчивость экосистем
- Агроценозы и естественные экосистемы
- Популяционный уровень жизни
- Структура популяций
- Динамика популяций. Гомеостаз
- Промышленность и окружающая среда. Принципы природопользования.
- Классификация и основные характеристики загрязнений окружающей среды
- Современные методы контроля загрязняющих веществ в окружающей природной среде
- Влияние галоидов в молекуле на чувствительность определения
- Мониторинг окружающей среды виды мониторинга
- Классификация видов мониторинга
- Классификация приоритетных загрязняющих веществ и контроль за их содержанием в различных средах
- Классификация систем (подсистем) мониторинга
- Критерии оценки качества окружающей среды
- Загрязнение и защита атмосферы. Строение и состав атмосферы.
- Загрязнение атмосферы Качество атмосферы и особенности ее загрязнения
- Основные химические примеси, загрязняющие атмосферу
- Кислотные дожди
- Загрязнение атмосферы биологическими примесями
- Изменение состава и параметров атмосферы
- Парниковый эффект
- Разрушение озонового слоя
- Методы и средства защиты атмосферы Основные методы защиты атмосферы от химических примесей.
- Классификация систем очистки воздуха и их параметры
- Системы и аппараты пылеулавливания.
- Туманоуловители
- Методы и системы очистки от газообразных примесей
- Загрязнение и защита гидросферы. Гидросфера и ее структура как природного ресурса.
- Свойства воды и круговорот воды в природе
- Загрязнение гидросферы Загрязнение Мирового океана
- Особенности загрязнения морских вод нефтью.
- Особенности загрязнения морей и океанов тяжелыми металлами.
- Загрязнение, истощение и использование материковых вод. Качество воды
- Использование пресных вод.
- Качество воды.
- Характеристики интегральной оценки качества воды
- Методы и средства защиты водных объектов от загрязнения сточными водами Водоотведение сточных вод
- Основные направления в решении проблемы нехватки пресной воды
- Литосфера и её защита от загрязнений. Литосфера и ее строение
- Ландшафты, их виды и разрушение
- Классификация ландшафтов
- Уникальные и рекреационные ландшафты
- Сельскохозяйственные ландшафты
- Лесные ландшафты
- Ландшафты, содержащие в своих недрах месторождения полезных ископаемых
- Территориально-производственные ландшафты
- Почва, ее строение и загрязнение Состав и характеристики почв
- Нормирование и контроль загрязнения почв
- Оценка опасности загрязнения почв Оценка степени опасности загрязнения почвы химическими веществами.
- Нормативы пдк, пдв, пдс в воздухе, водоемах, почве и других средах
- 1. Перечень пдк для основных видов атмосферных загрязнений (сн-245-71)
- 2. Гигиеническое нормирование некоторых тяжелых металлов в воздухе, мг/м3
- 3. Наиболее значимые в гигиеническом отношении вещества, загрязняющие воду мг/л
- 4. Пдк тяжелых металлов и фтора в поливных водах
- Техногенные аварии и катастрофы, их экологические последствия.
- Возможности развития аварийных ситуаций, связанных с транспортной деятельностью
- Безотходное и малоотходное производство. Программа «отходы»
- Государственная программа «отходы».
- Оценка воздействий на окружающую среду и эколого-экономического ущерба Оценка воздействий на окружающую среду
- Эколого-экономический ущерб
- Методы оценки эколого-экономического ущерба, используемые в мировой практике
- Экстернальные издержки.
- Эколого-экономическая оценка конструкторских и технологических решений
- Экологический аудит
- Экологическая экспертиза
- Финансирование экологической экспертизы
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Правовые основы и принципы расчета платы за загрязнение окружающей среды.
- Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников.
- Платность природопользования
- Список использованной и рекомендуемой литературы.
- Атмосферный воздух. Трансграничное загрязнение воздуха. Озоновый слой земли.
- Поверхностные и подземные воды. Морские воды
- Водопотребление и водоотведение
- Почвы и земельные ресурсы
- Использование полезных ископаемых и охрана недр
- Динамика нарушенных земель по горнодобывающим отраслям промышленности
- Растительный мир, в том числе леса
- Лесопользование
- Воспроизводство лесных ресурсов
- Негативные воздействия на лес Лесные пожары
- Насекомые-вредители, болезни, негативные воздействия природного и антропогенного характера
- Наличие очагов насекомых-вредителей и болезней
- Животный мир, в том числе рыбные ресурсы Состояние основных видов охотничьих животных
- Состояние рыбных и других морских биоресурсов, тенденции их изменения и использования
- Состояние рыбных ресурсов в пресноводных водоемах России
- Улов рыбы в наиболее крупных пресноводных водоемах России в 2000-2002 гг., тыс. Т
- Красная книга Российской Федерации. Красные книги субъектов Российской Федерации.
- Радиационная обстановка
- Радиоактивное загрязнение природной среды на территории России в 1995-2002 гг.
- Особые виды воздействия на окружающую среду Загрязнение окружающей среды стойкими органическими соединениями
- Воздействие ракетно-космичсской техники
- Эколого-эпизоотическая обстановка на территории Российской Федерации
- Климатические и другие особенности 2002 года
- Стихийные бедствия
- Транспорт
- Экологическая безопасность
- Природоохранительное законодательство российской федерации Развитие федерального природоохранительного законодательства
- Развитие и совершенствование нормативно-технических и инструктивно-методических документов Нормативное правовое обеспечение в области рыболовства и охраны водных биологических ресурсов.
- Нормативное обеспечение в области государственного горного и промышленного надзора
- Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов
- Обеспечение исполнения природоохранительного законодательства органами прокуратуры
- Общие тенденции экологической преступности
- Государственная экологическая экспертиза
- Экологический мониторинг
- Мониторинг загрязнения окружающей среды
- Государственный мониторинг состояния недр
- Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности
- Международное сотрудничество.
- Международные организации
- Многосторонние конвенции и соглашения
- Сотрудничество со странами снг на многосторонней основе
- Двустороннее сотрудничество