Обеспечение исполнения природоохранительного законодательства органами прокуратуры
Как показывает анализ статистических данных о работе прокуратуры, за последние 3 года (2000-2002 гг.) увеличилось число правонарушений в сфере охраны природы и природопользования (табл. 5.1).
Таблица 5.1 Основные показатели прокурорскою надзора в экологической сфере в 2000-2002 гг.
Показатель | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
Выявлено нарушение законов | 56438 | 63192 | 67102 |
В том числе незаконных правовых актов | 4097 | 4556 | 3953 |
Принесено протестов | 3653 | 4076 | 3289 |
По удовлетворенным протестам отменено и изменено незаконных правовых актов | 3043 | 3385 | 2809 |
Внесено представлений | 12996 | 14362 | 16726 |
По представлению прокурора привлечено к дисциплинарной ответственности, лиц | 4794 | 4986 | 5218 |
По постановлению прокурора наказано в административном порядке, лиц | 5195 | 4850 | 5045 |
Возбуждено уголовных дел | 522 | 628 | 676 |
К 2002 г. число выявляемых прокуратурой экологических правонарушений достигло 67 102. Прирост их по сравнению с 2000 г. составил 18,9%. В основном это нарушения законодательства, регулирующего охрану земли, воды, атмосферного воздуха. При этом несовершенство статистической отчетности не позволяет конкретизировать отдельные виды правонарушений, а представляет их суммарно, что, безусловно, не дает реального представления о структуре экологических правонарушений.
Рост числа выявленных правонарушений сопровождался повышением эффективности реагирования на них прокуратуры. Число внесенных прокурорами представлений увеличилось за последние 2 года на 29%. По представлениям прокурора все большее число лиц привлекалось к дисциплинарной ответственности (2000 г. - 4794, 2001 г. -- 4986, 2002 г. - 5218). Кроме того, по постановлениям прокурора в 2002 г. за экологические правонарушения наказано в административном порядке 5045 человек, на 195 человек больше, чем в 2001 г. По результатам прокурорских проверок каждый гол возбуждается все большее число уголовных дел: 2000 г. -522, 2001 г. - 628, 2002 г. - 676. За 2 года их количество выросло на 29,5%.
В 2002 г. произошло снижение количества незаконных правовых актов субъектов Федерации по отношению к 2001 г. и 2000 г. соответственно на 13,3 и 3,6%. При этом о повышении качества работы прокуроров свидетельствует рост удельного веса удовлетворенных протестов с 83% в 2000 г. до 85% в 2002 г.
Судя по статистическим данным, из числа всех правонарушений, выявленных прокурорами в сфере охраны окружающей среды, наибольшее их количество, как и все предыдущие годы, составляют нарушения законодательства, регулирующего отношения в области земельных, водных ресурсов и атмосферного воздуха. Их число в 2002 г. по сравнению с 2001 г. увеличилось на 2%, а по сравнению с 2000 г. на 22%.
Такая картина наблюдалась в большинстве регионов Российской Федерации. В 2002 г. количество зарегистрированных нарушений в сфере охраны земельных, водных ресурсов и атмосферного воздуха возросло в 2002 г. в 55 из 89 субъектов Российской Федерации.
Наибольшее их количество зарегистрировано в Красноярском крае (2000 г. - 580, 2001 г. - 1363, 2002 г. - 1590), Кемеровской (соответственно - 729, 1280 и 1293), Свердловской (672, 1072 и 1223), Московской (163, 522 и 1033), Архангельской (187, 367 и 866) областях. Как показывают материалы прокурорских проверок, наиболее распространенными нарушениями водного и земельного законодательства являются незаконное выделение земельных участков в водоохранной зоне рек и водохранилищ либо их нецелевое использование (захват земель) под строительство особняков, бань, личных причалов, эллингов и других объектов. Без элементарных очистных сооружений прибрежные территории, играющие важную роль в сохранении водных экосистем, утрачивают свое значение, превращаясь в источники постоянного загрязнения водоемов. При этом грубо нарушаются права местных жителей, лишенных доступа к рекам, озерам из-за незаконно возведенных заборов.
Большую работу в устранении подобных нарушений проводит Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура. Так, в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства при размещении и строительстве жилых и производственных объектов в пределах водоохранных зон, прибрежных запретных полос рек, озер и водохранилищ прокурорами Волжской природоохранной прокуратуры было выявлено, что ни в одном из регионов Волжского бассейна не выполнены в полном объеме работы по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, предусмотренные Водным кодексом Российской Федерации, Положением "О водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах". Органами исполнительной власти Волгоградской, Вологодской, Костромской, Саратовской, Тверской, Ульяновской областей, Чувашской Республики вообще не установлены минимальные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
По требованию прокуроров отменены или приведены в соответствие с федеральным законодательством незаконные нормативные акты органов исполнительной власти Ивановской, Ульяновской, Тверской областей, которые обусловили изменения установленного порядка разработки и утверждения проектов водоохранных зон. Согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации решение данного вопроса отнесено к компетенции Российской Федерации. Кроме того, только Волжской природоохранной прокуратурой за 2001-2002 гг. в порядке общего надзора прекращены эксплуатация и строительство 275 жилых домов, промышленных и сельскохозяйственных объектов (цехов, нефтебаз, пилорам, ферм и др.), а также объектов сферы услуг (баз отдыха) в водоохранной зоне р. Волга.
На протяжении нескольких (2-5) лет Волжской природоохранной прокуратурой проводится работа по надзору за исполнением законов об охране вод предприятиями-судовладельцами. Только в 2002 г. выявлено 88 выведенных из эксплуатации плавсредств, загрязняющих р. Волга, ее притоки и водохранилища. Всего же в результате принятых прокуратурой мер из воды поднято 261 судно (танкеры, баржи, теплоходы) и утилизировано 391, отремонтировано и подготовлено к эксплуатации 72 судна. Если владельцы судов не установлены, прокуроры обращаются в суд с исками о признании брошенных судов бесхозными с целью обеспечения их утилизации за счет средств органов местного самоуправления.
Всего Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в 2002 г. в соответствие закону приведены 599 правовых актов; выявлено 22 772 нарушения закона; с целью их устранения внесено 4720 представлений, в результате рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 2078 лиц. По постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 1297 должностных лиц, 750 человек подверглось предостережению о недопустимости нарушения закона. В суды направлено 337 уголовных дел на 456 человек.
Прокуратура активно работала по реализации своих полномочий в арбитражном и гражданском процессах, расширяя круг требований в свете нового Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации. В арбитражные суды и суды общей юрисдикции Волжского бассейна было направлено 1013 исков и заявлений на общую сумму 40,2 млн. руб.; рассмотрено и удовлетворено 856 исков; с виновных в счет возмещения ущерба, причиненного природной среде, взыскано 37,1 млн. руб.
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура объединяет на правах областной 15 межрайонных природоохранных прокуратур. В настоящее время в Российской Федерации действуют еще 36 специализированных межрайонных природоохранных прокуратур в составе прокуратур 31 субъекта Федерации.
Сравнительный анализ деятельности природоохранных прокуратур в составе прокуратур субъектов Федерации и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры позволяет сделать вывод о высокой эффективности деятельности последней. Так, только в 2002 г. Волжской природоохранной прокуратурой было выявлено 22 023 нарушения в экологической сфере. При этом на одну межрайонную природоохранную прокуратуру в составе Волжской природоохранной прокуратуры приходится 1469 нарушений (среднестатистическое выражение),
За это время общее количество вскрытых нарушений экологического законодательства в субъектах Федерации, где в составе прокуратур имеются природоохранные прокуратуры, составило 24 039. В среднем число вскрытых нарушений на одну межрайонную прокуратуру в субъектах Федерации составило 668. Таким образом, этот показатель работы одной межрегиональной прокуратуры в составе Волжской (1469) более чем в 2 раза превышает среднее число вскрытых нарушений другими природоохранными прокуратурами (668) в субъектах Федерации.
Наблюдаются позитивные сдвиги в укреплении связи прокуратуры с государственными контролирующими органами в обеспечении соблюдения природоохранного законодательства. В 2002 г. органами прокуратуры и территориальными органами государственного контроля МПР России было проведено 760 совместных проверок и обеспечено только по Санкт-Петербургу и Ленинградской области участие госинспекторов в 30 судебных заседаниях, проводимых по искам прокуроров.
Растет передаваемое в прокуратуру число материалов о нарушениях природоохранного законодательства. Если в 2001 г. передано 247, то в 2002 г. - более 990 соответствующих материалов.
Вызывает тревогу наметившаяся в последние 3 года устойчивая тенденция к снижению числа выявляемых нарушений законодательства о животном мире (2000г. - 7377, 2001 г. -5927, 2002 г. - 5279); в 2002 г. величина этого показателя (табл. 5.2) за последние 2 года уменьшилась на 28%. Особые опасения вызывает тот факт, что снизились показатели работы прокуроров в таких регионах страны, как Республика Бурятия (за 2 года - на 71%), Краснодарский (на 37%) и Красноярский (34%) края, Магаданская (65%), Ростовская (51%), Камчатская (13%) области и др.
В ряде регионов особенно сильное сокращение этих показателей произошло именно в 2002 г.: в Республике Дагестан (на 37%), Корякском автономном округе (78%), Чукотском автономном округе (41%), причем эти субъекты Федерации являются регионами обитания наиболее ценных объектов животного мира, организованного их промысла, и как следствие, браконьерского промысла. Нет сомнения в том, что здесь ослаблен прокурорский надзор, и должны быть приняты соответствующие меры к его усилению.
Снизилось не только количество выявленных нарушений, но и количество лиц, привлекаемых по представлению прокурора к дисциплинарной ответственности или наказанных по постановлениям прокурора в административном порядке; снизилось и количество возбуждаемых прокурорами уголовных дел, например, в Краснодарском крае, с 16 в 2000 г. до 2 в 2002 г.
Отмечен резкий спад количества возбуждаемых прокуратурой уголовных дел за последний год в Ростовской области: с 61 в 2001 г. до 2 в 2002 г. (более чем в 30 раз). В Красноярском крае. Астраханской области и Корякском автономном округе уголовные дела в сфере охраны и использования объектов животного мира в течение 2000-2002 гг. прокуратурой вообще не возбуждались (см. табл. 5.3).
Прокурорами ведется работа по защите природоохранного законодательства средствами гражданского судопроизводства, которая требует активизации. В последние годы снизилось число исков о возмещении ущерба, предъявляемых прокурорами в порядке гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства.
Так, в 2000 г. прокурорами предъявлено 3252 иска о возмещении ущерба, причиненного нарушениями закона "Об охране окружающей среды", на 300 032 тыс. руб.; 2001 г. - 3261 иск на 182 145 тыс. руб.; 2002 г. - 2641 иск на 250 918 тыс. руб.
Однако реально возмещаемые суммы по удовлетворенным искам в порядке гражданского и уголовного судопроизводства по-прежнему остаются незначительными: в 2000г. - 94 115 тыс. руб. (31,4%), 2001 г. - 69 372 тыс. руб. (38,1%), 2002 г. - 58 055 тыс. руб. (23,1%).
Анализ состояния экологической преступности и борьбы с ней показывает, что, несмотря на некоторые успехи правоохранительных органов в борьбе с экологическими правонарушениями, экологическое направление в целом не стало пока приоритетным для правоохранительных органов. Значительная часть экологических правонарушений остается без внимания, перерастает в преступления, И даже на экологические преступления зачастую правоохранительные органы не реагируют, либо реагируют слабо. Например, в 2001 г. на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России, произошло 273 аварии, сопровождавшиеся отравлением, загрязнением и порчей земли, однако по ст. 254 УК РФ возбуждено только 4 уголовных дела.
Таблица 5.2
Статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации
по вопросам, связанным с охраной природы и природопользованием
(всего по Российской Федерации)
| Выявлено нарушений законов | Принесено протестов | |||||||
всего | в том числе незаконных правовых актов | ||||||||
2000 г | 2001 г. | 2002 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Об охране природы | 56438 | 63192 | 67102 | 4097 | 4556 | 3953 | 3653 | 4076 | 3289 |
в том числе: | |||||||||
Об охране животного мира | 7377 | 5927 | 5279 | 1028 | 1054 | 955 | 935 | 991 | 991 |
Об охране земли, вод, атмосферного воздуха | 35491 | 42667 | 43128 | 2039 | 2407 | 2184 | 1714 | 2169 | 1706 |
Продолжение табл. 5.2
| Из рассмотренных протестов | Внесено представлений | |||||||
отклонено | по удовлетворенным протестам отменены и изменены незаконные правовые акты | ||||||||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Об охране природы | 242 | 297 | 167 | 3043 | 3385 | 2809 | 12996 | 14302 | 16726 |
в том числе: | |||||||||
Об охране животного мира | 35 | 36 | 23 | 785 | 873 | 781 | 881 | 992 | 936 |
Об охране земли, вод, атмосферного воздуха | 126 | 183 | 98 | 1471 | 1786 | 1372 | 9362 | 10810 | 12127 |
Продолжение табл. 5.2
| По представлению прокурора привлечено лиц к дисциплинарной ответстве н н ости | По представлению прокурора | |||||||
наказано лиц в адм и н и -страти вн о м порядке | возбуждено уголовных дел | ||||||||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2000г. | 2001 г. | 2002 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Об охране природы | 4794 | 4986 | 5218 | 5195 | 4850 | 5045 | 522 | 628 | 676 |
в том числе: | |||||||||
Об охране животного мира | 375 | 320 | 282 | 322 | 345 | 238 | 173 | 209 | 149 |
Об охране земли, вод, атмосферного воздуха | 3401 | 3649 | 3499 | 4078 | 3874 | 3996 | 148 | 227 | 234 |
Огромный ущерб наносят лесные пожары. В 2002 г. из общего числа зарегистрированных по стране лесных пожаров свыше 90% произошли по вине людей, в связи е чем в следственные органы направлено 9490 материалов, но к уголовной ответственности привлечено только 70 человек.
Рост таких преступлений обусловлен низким уровнем борьбы с экологическими преступлениями и безнаказанностью виновных. За последние 5 лет (1998-2002 гг.) их число выросло более чем в 3 раза. В 2002 г. их общее количество достигло 21 429, а прирост по сравнению с предыдущим годом составил 25% (табл. 5.4). Для сравнения, общее количество преступлений за 2002 г. даже сократилось на 14,9%.
В итоге произошел заметный рост удельного веса этого вида преступлений в общей структуре преступности - с 0,3% в 1998 г. до 0,9% в 2002 г. Необходимо учитывать и латентную (скрытую) часть преступлений, которая значительно масштабней регистрируемой, о чем свидетельствуют вышеприведенные данные. Темпы роста числа выявленных лиц, совершивших преступления, остаются незначительными. Так, в 2000 г. число выявленных лиц, совершивших экологические преступления, составило 14 161, 2001 - 14236, 2002 - 14297. Таким образом, прирост количества лиц за 2 года составил около 1%.
Основной причиной стабильного роста числа экологических преступлений является сложная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации. В условиях, когда остановлена большая часть производства, зачастую становятся едва ли не единственным источником существования многих людей рыбный промысел, охота, торговля древесиной.
Весьма показателен тот факт, что в 2002 г. в числе всех преступников доля лиц без постоянных источников дохода, составила 52,4%, а в числе лиц, совершивших экологические преступления - 57,9%, доля безработных в общем числе преступников - 5%, а в составе анализируемой категории преступников - 7%
- Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации
- Оглавление.
- Введение
- Общая экология
- Основные понятия (термины)экологии. Ее системность Основные понятия
- Структура общей экологии
- Среда обитания. Факторы среды и адаптации к ним организмов. Средыжизни Среда и факторы среды, их классификация
- Некоторые общие закономерности действия факторов среды на организмы
- Действие фактора на организмы. «Правило оптимума»
- Среды жизни и адаптации к ним организмов
- Биосфера Биосфера как глобальная экосистема
- Живое вещество, ею средообразующие свойства и функции в биосфере
- Средообразующие функции живого вещества.
- Основные свойства биосферы
- Экосистемный уровень жизни
- Организация (структура) экосистем
- Экологическая ниша
- Энергетика экосистем
- Продуктивность и биомасса экосистем
- Продуктивность и биомасса экосистем материков и океанов земного шара (Уиттекер, 1980)
- Экологические пирамиды
- Динамика и развитие экосистем. Сукцессии
- Стабильность и устойчивость экосистем
- Агроценозы и естественные экосистемы
- Популяционный уровень жизни
- Структура популяций
- Динамика популяций. Гомеостаз
- Промышленность и окружающая среда. Принципы природопользования.
- Классификация и основные характеристики загрязнений окружающей среды
- Современные методы контроля загрязняющих веществ в окружающей природной среде
- Влияние галоидов в молекуле на чувствительность определения
- Мониторинг окружающей среды виды мониторинга
- Классификация видов мониторинга
- Классификация приоритетных загрязняющих веществ и контроль за их содержанием в различных средах
- Классификация систем (подсистем) мониторинга
- Критерии оценки качества окружающей среды
- Загрязнение и защита атмосферы. Строение и состав атмосферы.
- Загрязнение атмосферы Качество атмосферы и особенности ее загрязнения
- Основные химические примеси, загрязняющие атмосферу
- Кислотные дожди
- Загрязнение атмосферы биологическими примесями
- Изменение состава и параметров атмосферы
- Парниковый эффект
- Разрушение озонового слоя
- Методы и средства защиты атмосферы Основные методы защиты атмосферы от химических примесей.
- Классификация систем очистки воздуха и их параметры
- Системы и аппараты пылеулавливания.
- Туманоуловители
- Методы и системы очистки от газообразных примесей
- Загрязнение и защита гидросферы. Гидросфера и ее структура как природного ресурса.
- Свойства воды и круговорот воды в природе
- Загрязнение гидросферы Загрязнение Мирового океана
- Особенности загрязнения морских вод нефтью.
- Особенности загрязнения морей и океанов тяжелыми металлами.
- Загрязнение, истощение и использование материковых вод. Качество воды
- Использование пресных вод.
- Качество воды.
- Характеристики интегральной оценки качества воды
- Методы и средства защиты водных объектов от загрязнения сточными водами Водоотведение сточных вод
- Основные направления в решении проблемы нехватки пресной воды
- Литосфера и её защита от загрязнений. Литосфера и ее строение
- Ландшафты, их виды и разрушение
- Классификация ландшафтов
- Уникальные и рекреационные ландшафты
- Сельскохозяйственные ландшафты
- Лесные ландшафты
- Ландшафты, содержащие в своих недрах месторождения полезных ископаемых
- Территориально-производственные ландшафты
- Почва, ее строение и загрязнение Состав и характеристики почв
- Нормирование и контроль загрязнения почв
- Оценка опасности загрязнения почв Оценка степени опасности загрязнения почвы химическими веществами.
- Нормативы пдк, пдв, пдс в воздухе, водоемах, почве и других средах
- 1. Перечень пдк для основных видов атмосферных загрязнений (сн-245-71)
- 2. Гигиеническое нормирование некоторых тяжелых металлов в воздухе, мг/м3
- 3. Наиболее значимые в гигиеническом отношении вещества, загрязняющие воду мг/л
- 4. Пдк тяжелых металлов и фтора в поливных водах
- Техногенные аварии и катастрофы, их экологические последствия.
- Возможности развития аварийных ситуаций, связанных с транспортной деятельностью
- Безотходное и малоотходное производство. Программа «отходы»
- Государственная программа «отходы».
- Оценка воздействий на окружающую среду и эколого-экономического ущерба Оценка воздействий на окружающую среду
- Эколого-экономический ущерб
- Методы оценки эколого-экономического ущерба, используемые в мировой практике
- Экстернальные издержки.
- Эколого-экономическая оценка конструкторских и технологических решений
- Экологический аудит
- Экологическая экспертиза
- Финансирование экологической экспертизы
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Правовые основы и принципы расчета платы за загрязнение окружающей среды.
- Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников.
- Платность природопользования
- Список использованной и рекомендуемой литературы.
- Атмосферный воздух. Трансграничное загрязнение воздуха. Озоновый слой земли.
- Поверхностные и подземные воды. Морские воды
- Водопотребление и водоотведение
- Почвы и земельные ресурсы
- Использование полезных ископаемых и охрана недр
- Динамика нарушенных земель по горнодобывающим отраслям промышленности
- Растительный мир, в том числе леса
- Лесопользование
- Воспроизводство лесных ресурсов
- Негативные воздействия на лес Лесные пожары
- Насекомые-вредители, болезни, негативные воздействия природного и антропогенного характера
- Наличие очагов насекомых-вредителей и болезней
- Животный мир, в том числе рыбные ресурсы Состояние основных видов охотничьих животных
- Состояние рыбных и других морских биоресурсов, тенденции их изменения и использования
- Состояние рыбных ресурсов в пресноводных водоемах России
- Улов рыбы в наиболее крупных пресноводных водоемах России в 2000-2002 гг., тыс. Т
- Красная книга Российской Федерации. Красные книги субъектов Российской Федерации.
- Радиационная обстановка
- Радиоактивное загрязнение природной среды на территории России в 1995-2002 гг.
- Особые виды воздействия на окружающую среду Загрязнение окружающей среды стойкими органическими соединениями
- Воздействие ракетно-космичсской техники
- Эколого-эпизоотическая обстановка на территории Российской Федерации
- Климатические и другие особенности 2002 года
- Стихийные бедствия
- Транспорт
- Экологическая безопасность
- Природоохранительное законодательство российской федерации Развитие федерального природоохранительного законодательства
- Развитие и совершенствование нормативно-технических и инструктивно-методических документов Нормативное правовое обеспечение в области рыболовства и охраны водных биологических ресурсов.
- Нормативное обеспечение в области государственного горного и промышленного надзора
- Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов
- Обеспечение исполнения природоохранительного законодательства органами прокуратуры
- Общие тенденции экологической преступности
- Государственная экологическая экспертиза
- Экологический мониторинг
- Мониторинг загрязнения окружающей среды
- Государственный мониторинг состояния недр
- Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности
- Международное сотрудничество.
- Международные организации
- Многосторонние конвенции и соглашения
- Сотрудничество со странами снг на многосторонней основе
- Двустороннее сотрудничество