logo
Промышленная экология

Возможности развития аварийных ситуаций, связанных с транспортной деятельностью

Загрязнение окружающей среды транспортом происходит в результате непрерывного, а также аварийного поступления в нее вредных веществ, других негативных явлений, связанных с разрушением транспортных сооружений и дорожно-транспортными происшествиями.

Функционирование объектов промышленности и транспорта часто связано с риском возникновения на них ситуации, когда в результате случайного непреднамеренного события в окружающую среду могут попасть вредные вещества из-за разрушения (разгерметизации) хранилищ опасных веществ (склады ГСМ, химикатов, лакокрасочных материалов, пескосоляных смесей и др.)» аварий транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Разрушение в результате аварий и катастроф эстакад, путепроводов, мостов, транспортных средств может привести к гибели людей, животных, растительности.

Аварийное загрязнение окружающей природной среды — это выброс или сброс вредных веществ в атмосферу или водную среду, рассредоточение твердых, жидких или газообразных веществ на почве, образование запахов, шумов, радиации, температурных изменений, превышающих для данной территории и времени установленный уровень, произошедшие в результате случайного процесса. Не относятся к аварийному загрязнению (с позиций экологического страхования) такие воздействия, как:

— «текущее» загрязнение, т.е. постоянные выбросы и сбросы вредных веществ. Отличительная черта этого процесса — повторяющийся или перманентный характер;

— загрязнение, вызванное халатностью в работе, а также преднамеренным преступлением, приведшим к аварии;

— загрязнение, вызванное войной, путчем и другими форс-мажорными обстоятельствами.

Экологическая авария на объекте — это случайное (внезапное, непреднамеренное) событие технологического происхождения, в результате которого в окружающую среду попадают вредные вещества в количествах, превышающих допустимые нормы. Превышение допустимых норм воздействия на элементы окружающей среды, рассматриваемое как экологическая авария, может быть не связано с общей технологической аварией или природными катастрофами. Тогда оно представляет собой вероятностное событие. Например, в результате землетрясения происходит разрушение промышленных объектов, емкостей для хранения ГСМ и загрязнение окружающей среды в объемах, превышающих допустимые нормы.

В первом случае вероятность экологической аварии определяется вероятностью наступления события — вероятностью попадания (единовременно и/или последовательно) массы вредного вещества в окружающую среду {Р(М)}, во втором — {Р(М)} и вероятностью технологического сбоя (природной катастрофы) — {Р(А)}.

Риск загрязнения окружающей среды сопряжен с функционированием производственных объектов, работающих как в нормальном режиме, так и в аварийном. «Нормальное» функционирование производства, при котором возникает систематический риск, также может быть выражено через математическое ожидание потерь за определенный период работы объекта. Риск R определяется вероятностью Р возникновения нежелательного события и размером его последствий X. При таком определении риск характеризуется вероятностью события и его последствиями:

R={PX}.

Для показателя риска часто используется скалярная величина — математическое ожидание последствий:

R=PX.

В соответствии с определением риска его оценка включает оценку вероятности возникновения некоторых классов аварийных ситуаций (Ра) у источника опасности и оценку последствий для человека и окружающей среды (Хн и Ха). При оценке риска обычно проводится разграничение нормального режима работы и аварийных ситуаций:

R=Rн+Rа=PнXн+PаXa

Для нормального режима работы характерны небольшие (постоянные) нагрузки на человека и окружающую среду (Хн ) с вероятностью, близкой к единице (Рн=1). Аварийные ситуации характеризуются гораздо большими (кратковременными) нагрузками (и последствиями) на человека и окружающую среду л»Хн), но меньшей вероятностью а«1; Ра«Рн):

R=Rн+RaнаХа

Для некоторых объектов (например, ТЭЦ) главной компонентой является Rн~xh , для других (как, например, для многих объектов химической промышленности) RааАа, но для большинства — вклад каждой из компонент равносилен или сопоставим.

Анализ риска техногенного воздействия транспорта на окружающую среду начинается с оценки риска источника опасности, измерения этой опасности по уровню эффектов на человека и окружающую среду (рис. 4.5).

Приемлемый техногенный риск не должен превышать уровней риска от естественных, не подвластных возможностям человека причин. Оценка вероятности аварий (Pа) включает группу методов анализа надежности оборудования технических систем, технологических процессов. На основе анализа статистических рядов рассчитывается конечная вероятность возникновения определенного класса

нарушений функционирования объекта, приводящего к соответствующей аварийной ситуации. Методы расчета Ра могут существенно различаться для разных технических объектов.

Превышение допустимых норм приводит к риску утраты эксплуатационных качеств инженерного сооружения, создает экологически аварийную ситуацию. События такого рода возникают в результате закрытия движения по дублирующим транспортным путям из-за стихийных бедствий или — недостатков в организации строительства и ремонта.

На отдельных участках дорог возникают (существуют) места концентрации дорожно-транспортных происшествий с очень большим риском их возникновения. В их числе железнодорожные переезды, места пересечения с магистральными нефте- и газопроводами, эстакады, мосты и др. Эти места являются потенциально опасными, так как вероятность возникновения экологических аварий в случае перевозок особо опасных грузов в них будет значительно больше вероятности совершения этих событий на других участках дорог. Имеется риск возникновения экологических аварий, связанный с использованием строительных материалов с повышенным уровнем радиации.

Известны случаи претензий владельцев придорожных земель по поводу превышения допустимого уровня концентрации вредных газов в воздухе или уровня шума на территориях, находящихся вблизи автомагистралей. Нетрудно представить ситуацию, когда через считавшуюся экологически безопасной территорию прокладывается автомагистраль. Экологическая ценность такой территории резко снижается, хотя непосредственные загрязнения не будут превышать установленных санитарных норм. Но риск возникновения экологической аварии существенно возрастает.

Проблематичными с позиций возникновения экологических аварий являются случаи непредвиденного резкого увеличения интенсивности движения и связанным с этим увеличением уровней (сверхнормативных) расчетных нагрузок на участок дороги, а также транспортных загрязнений и шума на придорожных территориях.